Святки — две неделя с 6 до 19 января начинают год по православному календарю с рождественского Сочельника, празднования Рождества Христова, светского Старого Нового года по Юлианскому (церковному) календарю, Крещения Господнего, когда небо открывается и каждый может помолиться открытому небу, чтобы сбылось сокровенное желание. Святки известны в народе, как две недели гаданий и магических обрядов.
В эти дни молодежь гадает на суженых. Происходят обрядовые колядования, когда ряженые обходят все дома, поют колядки, величают хозяев, проводят обряды на благополучие и плодородие посевая зерном на пороге дома. Считается, что в эти дни присутствие духов среди людей особенно значимо, поэтому людям открывается будущее.
С конца декабря светлый день начинал увеличиваться, люди связывали это с победой добра над злом, поэтому в святочные дни после Рождества повсеместно царила радость, безудержное веселье, общение, песни и гулянья с обильной трапезой и душевными разговорами.
Вспоминая о русских корнях и обрядовых праздниках русского народа нельзя не упомянуть художников-передвижников. Константин Маковский (1839 — 1915) — русский живописец, один из ранних участников товарищества передвижников в своей картине «Святочные гадания» запечатлели сцену гадания с петухом. Девушки, собравшись вокруг петуха, наблюдают сколько зёрен он склюёт. Если останется чётное количество, то скоро будет свадьба, а если нечётное, то в этом году можно не ждать.
Иногда раскладывали перед петухом различные предметы, если петух станет любоваться своим отражением в миске с водой, значит муж будет самовлюблённым петухом, а если начнёт пить воду — пьяницей, если монетку клюнет — богатый, клюнет шило — мастеровой.
Большое внимание художник уделяет деталям, тщательно прописывая утварь, уголок с иконами, эмоции и наряды гадающих девушек. И пока незамужние девушки в лунном свете следят за птицей, девица постарше сидит поодаль, а пожилая женщина, приглядывающая за ними, и вовсе уже задремала.
Основой сюжета картины «Гадающая Светлана» художника Карла Брюллова послужила стихотворная баллада Жуковского «Светлана». Полотно написано в несвойственной художнику цветовой гамме. Тёплые тона подчёркивают таинство происходящего. Исследователи творчества Брюллова считают, что дружба и творчество художника Тропинина скорее всего и вдохновили именитого мастера Карла Брюллова на написание картины в непривычной тематике.
Талантливый русский художник Александр Никанорович Новоскольцев (1853-1919) академик исторической живописи Императорской Академии художеств. Тематикой его живописных работ стали исторические и библейские сюжеты. Вдохновлённый балладой Жуковского «Светлана», Новоскольцев пишет свою «Гадающую Светлану», девушка напряжённо всматривается в таинственный тоннель, созданный двумя зеркалами, поставленными одно против другого. Именно оттуда, из волшебной глубины неведомого, должен появиться образ её «суженого-ряженого».
Жанровые сцены — любимая тема художника Николая Пимоненко, который часто обращается к сюжетам из народного быта и славянских традиций. Его героини с любопытством разглядывают на стене тень от воскового слитка, получившегося у них от капель воска, упавших в воду. Девушки пытаются угадать на что похожа тень и по её очертаниям пытаются увидеть подсказку о своём будущем женихе. Мы видим, что девушки специально наряжались, готовясь ко встрече с будущим суженым.
Не раз к теме святочных гаданий обращался наш современник, ученик Ильи Глазунова, ярославский художник Юрий Сергеев, которого по праву считают художником славянской культуры, воспевающим быт, историю и культуру русского народа.
Художнику Юрию Сергееву принадлежит ряд полотен, в которых он воспроизводит особенности разных обычаев, русских праздников и крестьянского быта XVII — XVIII веков. С любовью и исторической точностью Юрий выписывает красоту и богатство одеяний, большое внимание уделяет деталям обстановки и выражениям лиц.
Образы на полотнах Юрия Сергеева наполнены внутренней духовностью, глубиной и силой, а картины отличаются богатством цвета и продуманностью каждой детали, подчинённой общему настроению.
Художник Юрий Сергеев обращается также к философским и религиозным сюжетами, к языческим традициям Руси, прослеживая в них связь и преемственность поколений и общность черт святочных обрядов славян, сохранивших веру в волшебство и мистическую силу природы.
В картине Юрия Сергеева «Гадальные забавы« мы можем увидеть гадание на пламени лучины. Тихое пламя — жизнь будет спокойной, ровной, яркое пламя — к интересной жизни, полной событиями и приключениями, тусклое пламя — к тоскливой доле. Цвет пламени и время горения тоже играли свою роль.
В святочную ночь девушки смотрели в зеркало через пламя свечи, и как появится суженый, чтобы другой не достался, вовремя надо сказать: «Чур меня!» Не зря на таких способах приобщения к тайнам будущего от эмоционального напряжения девушки нередко в обморок падали и сказать вовсе ничего не могли.
Самым страшным считалось гадание с зеркалами, которые выставлялись одно против другого, образуя глубокий коридор отражений. В девушках боролись любопытство и страх наказания за запретные гадания, а явиться мог и суженый и Лукавый, тогда жди беды. В страхе от увиденного девушка бросала зеркальце и уводила свой взгляд из бездонного лабиринта коридора.
Святочные гадания были очень популярны на Руси, особенно в крестьянской среде. Это была не только возможность заглянуть в будущее, но и развлечься или подшутить над кем-то в рождественские праздники. Издревле существовала масса способов святочных гаданий с использованием домашних животных — коты, куры, петухи. Для приготовления к гаданию петуха снимали с насеста в ночь, когда он уже в сонном состоянии и ничего толком не видит. Во что клюнет из расставленного на столе, такая и жизнь будет. Ну, а коты изначально на Руси считались мистическими животными, за их повадками тоже следили и гадали на них.
Художник Юрий Сергеев создал психологические портреты русских девушек во время гадания. У каждой девушки своё отношение происходящему, кто-то со страхом замирает в ожидании судьбы, кто-то недоверчиво смеётся, а кто и вовсе забавляется рядясь в маску козла.
Наш современник, выпускник Академии Ильи Глазунова, московский художник Семён Кожин обладает своеобразной манерой письма. В картине «Святочные гадания» Семён Кожин часто использует характерный для него разные цветовые оттенки красного.
На картине современной вологодской художницы Анны Виноградовой запечатлён один из способов святочных гаданий на урожай и жизнь в наступившем году.
Девушки не глядя вытаскивают из снопа один колосок, и если колос полный, то и жизнь у девушки будет сытой и в достатке, а если зерно из колоса уже высыпалось и колосок пустой, то и жизнь будет такой же. Видимо, вологодский фольклор определил направленность творчества художницы, создавшей много живописных полотен, отражающих русские традиции и обычаи.
Живописные работы замечательных русских художников превращаются в исторические свидетельства, навсегда запечатлевшие душу русского народа, его традиционную одежду и быт, обычаи и культуру. Живые, полные достоинства и очарования героини предстают на живописных полотнах, радуя зрителей красотой и гармонией.