Суббота , 24 Февраль 2024
Домой / Русский след в мире / Развитие Дальней авиации в России

Развитие Дальней авиации в России

23 декабря 1913 г. совершил первый испытательный полёт самый большой самолёт в мире — четырехмоторный тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец« авиаконструктора Игоря Сикорского.

23 декабря 1914 г. по указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец», которая совершила 400 боевых вылетов во время Первой Мировой войны. Начальником первой эскадры бомбардировщиков стал генерал-майор Михаил Шидловский, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились бомбардировщики «Илья Муромец».

Памятную дату — 23 декабря принято считать днём создания российской дальней авиации, Россия празднует День дальней стратегической авиации Военно-воздушных сил РФ.
Дальняя военная авиация РФ является стратегическим резервом Верховного главнокомандования и одной из трёх составляющих стратегических ядерных сил России.

Этапы развития Дальней авиации России.

B 1923 годy в Москве появился страшно засекреченный товарищ Дунаев. Те, кто в 30-х годах прошлого века был связан с самолетостроением, слышали эту фамилию, но никто никогда его не видел. Через несколько месяцев Бартини-Дунаев стал уже техническим экспертом и лётчиком, с 1928 года – начальником экспериментальной группы по проектированию гидросамолетов, с 1930 главный конструктор авиазавода №240. На этот пост его рекомендовал лично глава ВВС Пётр Баранов и маршал Михаил Тухачевский. 

В 1930-е гг. среди военных многих стран стала популярна так называемая «доктрина Дуэ», названная по имени её автора, итальянского генерала Джулио Дуэ, и предполагавшая приоритет «воздушного наступления», в первую очередь — действий стратегической бомбардировочной авиации. В ВВС РККА для этого были созданы сначала тяжёлые бомбардировочные авиационные корпуса, а затем авиационные армии особого назначения. На их вооружении находились самолёты ТБ-3 и ДБ-3.

«Сталь-7» – ДБ-240, он же Ер-2

В сентябре 1936 года гражданский летчик-испытатель Эдуард Шварц поднял в небо двухмоторный самолет «Сталь-7». Военные пилоты – И.Ф.Петров, П.М.Стефановский и А.Б.Юмашев испытывали самолёт «Сталь-7». Трижды в кабине вместе с лётчиком-испытателем находился и автор «Стали-7» – авиаконструктор Роберт Бартини.

Самолёт   «Сталь-7» конструктора Роберт Бартини, это 12-местный пассажирский с крылом «обратная чайка». Лётные данные новой машины были по тем временам уникальными, поэтому самолёт «Сталь-7» был показан на авиационной выставке осенью 1936 года на Международной выставке в Париже.

28 августа 1939 г. был установлен Мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту 5068 км Москва — Свердловск — Севастополь — Москва на самолёте «Сталь-7».  Мировой рекорд скорости установил экипаж Н.П. Шебанова — 404,9 км/час, это официально признано Международной авиационной федерацией ФАИ.

12 июля 1937 года, стартовал беспосадочный перелёт из Москвы в Северную Америку через Северный полюс экипажа самолёта АНТ-25, под командованием летчика-испытателя, Героя Советского Союза Михаила Громова, второй пилот Андрей Юмашев и штурман Сергей Данилин. 14 июля 1937 года завершился рекордный беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинт.

Это был второй в истории беспосадочный перелёт СССР в США по маршруту: Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США), в котором установлены два мировых рекорда дальности по прямой (10 148 км) и ломаной (11 500 км) линиям (в том числе 5500 км над океанами). На преодоление всего пути лётчикам потребовалось 62 ч. 17 минут.

В годы Великой Отечественной войны Авиация дальнего действия, которой командовал Александр Голованов, подчинялась непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования. Основными боевыми самолетами этого периода были бомбардировщики Ил-4, Ер-2, Пе-8.

В 1946 г. в СССР была создана Дальняя авиация, состоявшая из трёх воздушных армий, впоследствии — корпусов. Cтратегические бомбардировщики стали носителями ядерного оружия. На вооружение Дальняя авиация поступали сначала поршневые (Ту-4), затем турбовинтовые (Ту-95) и реактивные (Ту-16, М-4, 3М, Ту-22 разных модификаций, Ту-160) самолеты.

В 1998 г. Дальняя авиация была преобразована в 37 воздушную армию стратегического назначения, подчинённую Верховному Главнокомандованию.

17 августа 2007 г. по приказу президента РФ и Верховного главнокомандующего ВС РФ Владимира Путина впервые с 1992 г. возобновилось боевое дежурство стратегической авиации — регулярные полёты нашей авиации в регионах активного судоходства и экономической деятельности Российской Федерации, в том числе Северный Морской путь.

В 2009 г. вновь создано Командование Дальней авиации ВВС России, которому была передана ракетоносная авиация Военно-морского флота.

С 1 августа 2015 г. Дальняя авиация ВВС РФ входит в состав Воздушно-космических сил (ВКС) РФ. Является стратегическим резервом Верховного главнокомандования и одной из трёх составляющих стратегических ядерных сил России, наряду с Ракетными войсками стратегического назначения и морскими стратегическими силами.

Командующий дальней авиацией — генерал-лейтенант Сергей Кобылаш (с 16 сентября 2016 г., сменил на этом посту генерал-лейтенанта Анатолия Жихарева)

Бомбардировщик ТУ-95мс

Техника и вооружение дальней авиации:
-стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 (16 единиц) и Ту-95МС (более 30 единиц),
-дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М3 (не менее 14 единиц),
-дальние самолёты-разведчики Ту-22МР и самолеты-топливозаправщики Ил-78.

Основное вооружение — авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, авиабомбы разного назначения и калибра.

Ту-160М2

В ноябре 2017 г. на Казанском авиационном заводе продемонстрировали Ту-160М2 — опытный образец возобновлённого производства этого стратегического бомбардировщика-ракетоносца. Его первый испытательный полёт состоялся в начале 2018 г.

По состоянию на 2017 г. в состав Дальней авиации входят управление командования, две тяжелые бомбардировочные дивизии, Центр боевой подготовки и переучивания летного состава, а также воинские части связи, тыла и обеспечения. По информации Минобороны РФ, в 2017 году общий показатель налёта в Дальней авиации превысил 20 тыс. часов, средний налет на экипаж составил более 120 часов.

Лётчики дальней авиации принимали участие в совместных военных учениях «Запад — 2017», «Боевое содружество — 2017», учениях стран ОДКБ, показе авиационной техники по плану Международного военно-технического форума «Армия — 2017», а также в конкурсе по воздушной выучке летных экипажей объединений ВВС РФ «Авиадартс — 2017» Заключительный его этап прошел в Китае на «Армейских международных играх», российские и китайские экипажи показали одинаковые результаты по очкам.

бомбардировщик Ту-22М3

На одном из летно-тактических учений дальние бомбардировщики Ту-22М3 выполнили задачи в акватории Берингова моря, полеты в арктических широтах осуществлялись с посадкой на аэродроме Анадырь. В декабре два стратегических ракетоносца Ту-95МС совершили полеты с дозаправкой в отдаленных районах Азиатско-Тихоокеанского региона и впервые приземлились на аэродроме Биак в Индонезии.

В течение года экипажи Дальней авиации проводят воздушное патрулирование в акваториях Черного, Балтийского, Каспийского и Баренцева морей, Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов.

Международный военно-технический форум «Армия – 2023»


23 декабря ежегодно в Вооруженных силах Российской Федерации отмечается памятная дата — День Дальней авиации ВВС России. Памятная дата была установлен в 1999 г. по приказу главнокомандующего Военно-воздушными силами (ВВС) РФ Анатолия Корнукова.

В 2014 году к 100-летию создания Дальней авиации ВВС России памятник летчикам дальней авиации, был открыт в Москве.

В год столетия Дальней Авиации России, Министр Обороны России Сергей Шойгу торжественно открыл памятник лётчикам Дальней авиации на центральной аллее сквера Девичьего поля, в Москве.

Фигуры трёх летчиков на фоне земного шара представляет свою этапы развития авиации в России за 100 лет.

Лётчик, надевающий перчатку, представляет собой  авиацию времён Российской империи. Он одет в подбитую мехом лётную куртку, шлем, краги, галифе и сапоги, на поясе у него кортик, на груди — орден Святого Георгия.

Советский лётчик в шлеме — этап создания авиации в Советском Союзе.Над его головой изображён бомбардировщик дальней авиации Пе-8

В центре композиции памятника твёрдо и пристально всматривается в небо современный лётчик, выступающий связующим звеном между двумя другими лётчиками 100-летия.

Ту же идею эпох самолётостроения в России подчеркивают три модели самолётов, олицетворяющие этапы создания ВВС России.

Вокруг земного шара блестит девиз дальней авиации: «Мастерство. Отвага. Достоинство. Честь».

Авторы памятника — архитектор Игорь Воскресенский и скульптор Салават Щербаков. Адрес памятника для ориентира — Большая Пироговская улица, 13с1

Русские ангелы итальянской Мессины
Могла ли Новгородская республика отстоять свою независимость?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*