Понедельник , 5 Декабрь 2022
Домой / Русский след в мире / Беспосадочный перелёт русских лётчиков через Северный Полюс в США

Беспосадочный перелёт русских лётчиков через Северный Полюс в США

85 лет назад, 12 июля 1937 года, стартовал беспосадочный перелёт из Москвы в Северную Америку через Северный полюс экипажа самолёта АНТ-25, под командованием летчика-испытателя, Героя Советского Союза Михаила Громова, второй пилот Андрей Юмашев и штурман Сергей Данилин. 14 июля 1937 года завершился рекордный беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс —  Сан-Джасинт.

Это был второй в истории беспосадочный перелёт СССР в США по маршруту: Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (Калифорния, США), в котором установлены два мировых рекорда дальности по прямой (10 148 км) и ломаной (11 500 км) линиям (в том числе 5500 км над океанами).На преодоление всего пути лётчикам потребовалось 62 ч. 17 минут. В Вашингтоне героев принимал президент США.

С просьбой о беспосадочном перелете через Северный полюс в США к главе Советского Союза Иосифу Сталину неоднократно обращался летчик‑испытатель Валерий Чкалов. Согласие было получено 25 мая 1937 года.

Через несколько дней после этого с такой же просьбой к Сталину обратился летчик‑испытатель, Герой Советского Союза Михаил Громов, заявив о своём желании побить рекорд дальности полёта, и также получил согласие.

Первоначально было решено осуществлять беспосадочный перелёт одновременно двумя самолетами АНТ‑25, сконструированными для рекордных полётов на дальность. Сначала должен лететь экипаж Валерия Чкалова, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков, а через полчаса — самолёт Михаила Громова, Андрея Юмашева, и Сергея Данилина.

Оба экипажа начали одновременную подготовку: нужно было на вновь поставленных моторах налетать 25 часов и отметить все характеристики расхода горючего для уточнения графика полёта.

Когда оба экипажа были готовы, с самолета Михаила Громова был снят двигатель и переставлен на самолёт Валерия Чкалова. Совместный старт не мог состояться, так как экипажу Громова предстояли новые испытания — налетать 25 часов на новом моторе.

18 июня 1937 года экипаж самолёта  АНТ‑25 в составе Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова стартовал с подмосковного аэродрома, совершив первый в истории беспосадочный перелет из СССР в США через Северный полюс. Дальность полета составила 9130 километров, время — 63 часа 16 минут.

Михаил Громов, Юмашев и Данилин в это время усиленно готовился к своему полёту, намереваясь установить новый мировой рекорд дальности беспосадочного перелёта.

В процессе испытаний самолёта АНТ‑25, летчики выявили закон, по которому увеличение количества бензина на 1 килограмм увеличивало дальность полета на 1 километр. Уменьшение веса конструкции на 1 килограмм давало возможность увеличить дальность на 3 километра. Для того, чтобы взять в перелёт на полтонны больше горючего, чем Чкалов, самолёт Громова был максимально облегчен. Экипаж снял с АНТ‑25 надувную резиновую лодку на случай вынужденной посадки в океане, ружья, соль, тёплую одежду, запас продовольствия, запасное масло и прочее — всего 250 килограммов. Благодаря проведенным мерам, экипаж Михаила Громова имел преимущество в дальности на 1,5 тысячи километров по сравнению с рекордом Валерия Чкалова.

На рассвете 12 июля 1937 года АНТ‑25 с экипажем под руководством Михаила Громова стартовал с подмосковного аэродрома.

Полёт проходил чётко по графику, хотя во время полёта были трудности с аэронавигацией. Магнитный компас над Северным Ледовитым океаном и Северным полюсом не работал, поэтому можно было лететь только по солнечному компасу, что требовало постоянного наблюдения и бесконечных поправок, которые штурман Данилин вводил с профессиональной точностью. Дважды самолёт подвергался обледенению. Над Северным полюсом экипаж прошёл на 13 минут раньше намеченного срока.

Михаил Громов и штурман Юмашев вели самолёт попеременно. Когда стали приближаться к горам Кордильерам, самолёт вошел в сплошную облачность, и началась болтанка. Громов пересел за штурвал и вёл самолёт 13 часов до посадки. В сумерках АНТ‑25 пролетел Сиэтл — Чкалов был там лишь утром.

Экипаж планировал долететь до границы США с Мексикой и сесть в приграничном американском городке Сан‑Диего, горючего бы им хватило и до Панамы, но пересекать границу Мексики им не разрешили — нужно было именно американцам показать последние достижения советской авиационной техники. Аэропорт Сан‑Диего был закрыт туманом, и экипаж начал подыскивать площадку для посадки. Около приграничного местечка Сан‑Джасинто они увидели пастбище, пригодное для посадки, на которое и приземлились в 5 часов утра местного времени 14 июля 1937 года.

Экипаж АНТ‑25 в составе Громова, Юмашева и Данилина смог за 62 часа 17 минут пролететь 11 500 километров (по прямой 10148 километров), что стало абсолютным мировым рекордом дальности беспосадочного полёта по прямой. После посадки в баках самолёта оставалось горючего ещё на 1,5 тысячи километров.

«Какие приятные, умные молодые люди! Никакая работа дипломатов не смогла бы сделать за 10 лет того, что сделали вы своим перелётом для сближения народов Советского Союза и Америки», — заявил госсекретарь Корделл Халл.

Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила участников перелёта Москва — Северный полюс — Сан‑Джасинто (США) медалью де Лаво за лучшее достижение 1937 года.

В Москве экипаж Громова встречали как триумфаторов. Члены экипажа Андрей Юмашев и Сергей Данилин были удостоены звания Героев Советского Союза, а Михаил Громов был награжден орденом Красного Знамени — звание Героя Советского Союза ему было присвоено раньше, ещё в 1934 году за рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту 12411 километров.

Русский этнограф и путешественник Миклухо-Маклай
Самый неподкупный юрист России Анатолий Кони

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*