Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Крещенский сочельник и Богоявление

Крещенский сочельник и Богоявление

18 января – Крещенский сочельник. После литургии в Крещенский Сочельник в храмах проводится обряд водоосвящения, который повторяется и на следующий день. День накануне Крещения Господня – православные христиане постятся, едят только сочиво из зёрен риса или пшеницы, и постную кашу, овощные блины и оладьи с мёдом.

СОЧЕЛЬНИК —  вечер перед Крещением , так же сочельником называют и вечер накануне Рождества. В этот день соблюдался строгий пост, а ночью предстояла долгая церковная  служба, поэтому на вечер в сочельник готовили особое блюдо — СОЧИВО.

Название Сочиво чаще всего выводят от родственного слова «сок». Однако в русском языке прилагательное «сочный» означало не только то, что имеет много сока. Сочный – ароматный, сытный, сладкий, сдобренный какими-то пряностями и приправами. А «сытный» происходит от слова «сыта», так на Руси называли медовый взвар — воду, насыщенную мёдом. То есть «сочный» и «сытный» в прошлом были синонимами и они соединились в названии блюда с названием «сочиво». Так называли разваренное, распаренное в печке зерно (сочное, не сухое), сдобренное мёдом с добавлением изюма, сухофруктов, орехов. Такое сочиво было постным, но сытным, хорошо утоляло голод и давало силы выстоять Всенощную на Рождество. Синонимом сочива часто становится название другого крупяного блюда — «кутья» — это тоже каша с мёдом и сухофруктами, которая служила поминальным блюдом.

Слово «кутья» —   церковно славянское, заимствованное из греческого, а «сочиво» — русское слово. Вот как написано в Типиконе (Богослужебном уставе):

«И входим в трапезу и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом». «Древяномаслие» — это оливковое или конопляное, льняное масло.

С давних времён крестьяне на Руси считали канун Крещения, 18 января, Днём Великого водоосвящения.

Крещенскую воду принято пить с молитвой, натощак, вместе с кусочком просфоры. Святой водой окропляют жилище и домашних животных, предлагают больным для исцеления, умывают детей.
 В Сочельник начинаются и традиционные крещенские купания, которые продолжаются и в день праздника.

Считалось, что накануне Крещения Господня снег приобретает особые лечебные свойства, может исцелять недуги, поэтому его собирали и хранили весь год.

В старину считалось, что крещенский снег способен выбелить любую холщовую ткань добела. Если вымыться в бане водой, натопленной из снега, собранного в Крещенский сочельник, можно надолго сохранить красоту.

С давних времён сохранился обычай — в полночь на Крещение ходить за водой на реку. Крещенскую воду сохраняли в закрытом сосуде, она не портится и имеет те же чудесные свойства, что и крещенский снег.

Вечером в Крещенский сочельник примечали погоду, гадали на будущий урожай. Звёздное небо предвещало богатый урожай гороха, ржи и пшеницы, будет много хлеба, снегопад предвещал хороший урожай гречки, а снежная метель — хороший сбор мёда, будут роиться пчелы.

«Если в крещенский вечер звёзды блестят, то родится много ягнят».
«Звезды ярки породят белые ярки» — овцы принесут большой приплод.
«Полный месяц или метель на Крещенский сочельник – к сильному половодью, зато будут хорошо пчёлы роиться». «Если мало снега на деревьях – летом не жди ни ягод, ни грибов».

Явление Христа народу, художник Иванов

О чём рассказывает картина Иванова «Явление Христа народу».

«Если композиция картины, ..составляет главнейшее достоинство художественного произведения, то картина «Явление Христа народу» Иванова есть произведение первоклассное.
Задача художника Иванова состояла в изображении того разнообразного впечатления, которое должна была произвести на мир идея христианства при первом своём появлении; впечатления, которое, как в зерне, заключало бы то влияние, которое она произвела при дальнейшем своём развитии удовлетворением высших духовных потребностей и возбуждением против себя страстей и интересов… Такая задача должна была воплотить в телесных образах высшие проявления духа без помощи аллегории, без помощи сверхъестественного; …Средствами самой строгой действительности должна была быть представлена самая идеальная духовность.

Во-первых, надо было выразить, что это есть первое явление Христа на историческом поприще. Никому ещё не известный, Он сам по себе не мог произвести впечатления на неподготовленную массу одним своим появлением; Он ещё погружен в самого себя, ибо не перешагнул границы внутренней деятельности, которою подготовлял себя к своему высокому служению. Поэтому и сделал художник из фигуры Спасителя только идеальный центр картины, находящийся вне её движения. Дабы узнать Его и указать народу, необходим истолкователь, одаренный духом пророчества, предвидения, и в Иоанне Крестителе представлен нам истинный тип сурового и пламенного пророка-пустынника, в духе Илии. По верности и силе выражения нельзя ничего вообразить реальнее этой фигуры, составляющей действительный, всем двигающий, повелевающий центр композиции. … Духом он узнал Спасителя мира в образе медленно и спокойно приближавшегося человека и вдохновенным взором, восторженным движением рук и всего тела передает провидческое и постигнутое духом народу, который не сам по себе, а через него обращается к Христу, к чему-то великому, имеющему исполнить судьбы его; обращается с теми разнообразными побуждениями, ожиданиями и опасениями, которые волновали его. Эти различные восприятия великой идеи, осуществлением которой был Христос, сгруппированы в трёх частях, на которые распадается вся масса лиц картины.

За Иоанном Крестителем, влево от зрителя, соединены ученики его и будущие ученики Христа, которые примут учение Его в духе истины, в его настоящем глубоком смысле.

Справа спускается с горы толпа равнодушных и враждебных, привлеченных из Иерусалима распространившеюся молвою о подвигах пустынножителя. Среди этой толпы едут римские всадники, люди из другого мира, до которых всё происходившее вовсе не касалось или касалось как предмет административного, полицейского наблюдения, до которых и влияние этих событий должно было после достигнуть.

В средине группа только что вышедшего из воды еврея с молодым сыном, не успевшим ещё одеться, олицетворяет мысль, ставшую в среднее отношение к Спасителю, между его истинными последователями и его врагами. Это представители тех, которые будут кричать: «Осанна» — и через несколько дней равнодушно смотреть на крестную смерть; тех, которые ожидали от Мессии политического могущества и всех земных благ. Это грубое, корыстное восприятие Христова учения выражено с необыкновенною ясностью на лице еврея, радующегося грубою, земною радостью. Ещё равнодушнее мальчик, сын его; в нём заметно простое, безучастное любопытство, и между тем как занято его внимание, тело как бы содрогается от ощущения свежести только что окончившегося купания. Подобною же животною радостью улыбается и раб, который в глубоком своём унижении ещё не в состоянии понять и оценить духовного значения христианства, а только инстинктивно чувствует предстоящее улучшение и своей жалкой участи.

Это распределение фигур на три группы соответствует трём главным видам, под которыми было впоследствии воспринято учение Христово. Однако же оно не составляет чего-либо искусственно придуманного для уяснения зрителям мысли художника, а вытекает самым естественным образом из содержания сюжета. В самом деле, алкавшие истины должны были прежде всего явиться на призыв к покаянию, исходившему из пустыни; и вот они уже успели принять крещение Иоанново, остались слушать учение его, сделались спутниками пророка. Ближе всего к нему другой Иоанн, который, следуя указанию взора и движения рук Предтечи, устремляется духом к появившемуся на горизонте духовному Солнцу, и тело его невольно следует полёту духа. Те, которых влекли к Иоанну не жажда духовная, а земные обетования, должны были явиться на зов после передовых деятелей обновления. Они только что крестились в Иордане, только что вышли из воды в момент, представленный картиною. После всех должны были явиться враждебные силы Иерусалима, чтобы взглянуть, чем это волнуется народ, откуда смятение, и сообразно этому они и представлены только что идущими к Иордану. На лицах написано недоверие, гордое презрение и враждебное чувство к могущему нарушить их влияние и силу.

Такова концепция картины, сосредоточивающей в себе, как в фокусе, весь этот ряд впечатлений и проистекших из них впоследствии событий… Я так распространился о картине Иванова потому, что в ней яснее, чем где-либо, выразились особенности русского эстетического взгляда.»
Николай Данилевский, «Россия и Европа«.ГЛАВА XVII.
Славянский культурно-исторический тип.

19 января – Крещение, Богоявление — один из главных православных праздников. В этот день православная церковь отмечает вхождение Иисуса Христа на путь служения людям. По преданию, Сын Божий прошёл обряд крещения в водах реки Иордан.

В Крещении, совершенном святым пророком Иоанном Предтечей в водах Иордана, таинственно было указано на Личность Иисуса Христа, как Бога и Божьего Сына.

В событиях праздника Богоявления также указывается и на присутствие Бога Отца и Бога Духа Святого – Пресвятой Троицы Единосущей и Неразделённой.

Именно в этот момент явилась Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Как повествует Евангелие, небеса разверзлись и раздался голос Отца Небесного: «Это Сын Мой возлюбленный» и Дух Святой сошёл на Иисуса в виде голубя.

Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь — креститься от Иоанна. Этим он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. 

К Богоявленской святой воде христиане с древних времён имеют великое благоговение. Ещё в IV веке на Крещение Господне св. Иоанн Златоуст говорил:

«Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят её домой и хранят во весь год. И так вода в существе своём не портится от продолжения времени целый год, а часто два и три года остаётся свежей и уступает водам, только что почерпнутым из источника».

С праздником Крещения не связано множество примет, суеверий, гаданий.

В Богоявленскую ночь небо открывается человеку!   О чём открытому Небу помолишься, то и сбудется, о чём попросишь своими словами – то и даруется тебе.

Прежде чем загадать своё желание, следует отпустить от себя все отрицательные эмоции, отказаться от дурных мыслей и простить тех, кто принёс вам боль. Ваша просьба, обращённая к Небесам, должна быть доброй и искренней, а намерения чистыми и бескорыстными.

В народе в Крещенский Сочельник принято устраивать гадания. Молодые девушки гадают на суженого и свою судьбу с помощью записок, свечей и прочих атрибутов. Однако церковь подобные обряды не приветствует.

На Крещение девушки в последний раз гадали о своём будущем. Они выходили за ворота гадать на первого встречного: если встретится старик — не к добру, если молодой парень — выйдешь замуж в этом году, а если первой встретится женщина – останешься в девках ещё год.

Считается, что можно написать на разных листочках о своих 12 небольших пожеланий и положить под подушку. Утром нужно, не глядя, вытянуть три листочка из-под подушки. Именно они сбудутся в скором времени.

12-лучевая снежинка — очень редкое явление

«Крещенские морозы» всегда отличались особой силой, но после этого дня морозы отступали: «Трещи не трещи, а минули водокрещи». Сильный мороз предвещал хороший урожай зерновых.
«Силен мороз на Водокрещи — на хлеба не ропщи».
«Звездистая ночь на Богоявленье — урожай на горох и ягоды».
«Сильные ветры – к дружному роению пчёл».
«В Крещенье на полдень синие облака — к урожаю».

«Если на Крещение снег летит хлопьями или туманно и пасмурно, то будет хороший урожай. Если день ясный — это к неуро­жаю».
«Если Крещенская прорубь полна воды, разлив будет большой, а год урожайный».

«Ясная и холодная погода – к засушливому лету».
«Если на Крещенье полнолуние, то по весне быть большой воде, а лето будет богатым на ягоды».
«Если в этот день будет метель, быть ей и на Масленицу».

СЛЕЗА ПРЕДТЕЧИ

Усталый путник, день погожий.
В низине – тихая река.
Кричит Иоанн: «Вот – Агнец Божий!»
Простерлась вдаль его рука.

И те, что заняты делами,
И те, что дрогнули спиной,
Вдохнули вечность со словами:
«Сильнейший вслед идёт за мной!»

«Крестить Тебя моё ли дело?» —
Вновь раздаётся над толпой,
Но Дух Святой, как голубь белый,
Уже кружит над головой.

Разомкнут круг необратимо,
И Небеса уже поют:
«Мой Сын единственный, любимый
Здесь волю выполнит Мою!»

Владимир Захаров


Я ВЫЛЕЗ ИЗ КУПЕЛИ ЛЕДЯНОЙ

Я вылез из купели ледяной
И явно не на берег Иордана.
Крестили нас не теплою водой.
Суров поток, как норов Иоанна.

Тепло, пощада – это не про нас,
Кругом – одно крещенье боевое,
Но только здесь я в небе слышал глас:
«Сии же есть возлюбленные Мною!»
Владимир Захаров

Святочные гадания на картинах русских художников
Когда и как появился Старый Новый год?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*