Среда , 15 Январь 2025
Домой / Мир средневековья / Предметы ввоза и вывоза в торговле славян

Предметы ввоза и вывоза в торговле славян

   Любор Нидерле. Славянские древности.
Книга вторая. Жизнь древних славян. 

Глава X. Торговля. Предметы ввоза и вывоза.

Хотя в греческую и римскую эпоху купцы приходили с юга с деньгами в руках, всё же торговля со славянами носила тогда большей частью обменный характер – товар за товар (12). Сырья славяне ввозили мало – незначительное количество драгоценных металлов и камней, некоторые пряности и фрукты, – но зато охотно ввозили изделия иноземного художественного ремесла: украшения из золота, серебра, а также изделия из стекла и дорогих тканей. Сами же давали в обмен лишь то, что приносила им земля, так как собственного ремесленного производства у них не было; вывозили также много рабов во все концы мира.

На основании исторических сообщений и археологических находок можно составить следующий перечень предметов импорта и экспорта. Из предметов вооружения из Франкской империи ввозили мечи и панцири, что подтверждают арабские авторы. Однако имеются также сообщения о вывозе мечей из Киева и Уртабу (Гаркави), о мечах из Салмана в Хорасане (Гаркави). Мукадесси упоминает о вывозе мечей из Болгарии в Туркестан. (13)

В капитулярии 805 года Карла Великого запрещается продавать славянам arma et brunias (оружие и броню). Кроме того, по археологическим данным видно, что восточным славянам доставлялось много франкских мечей из скандинавских земель; на юге России встречаются предметы восточного вооружения, либо захваченные в бою, либо доставленные путём торговли. Это, главным образом, изогнутые сабли и остроконечные шлемы, о которых более подробно говорится в следующей главе. Из Азербайджана ввозились через русские земли также гарпуны.

Поставщиками дорогих тканей или готовой одежды были византийские и восточные мастерские. Остатки этих тканей найдены в большом количестве в России (15),  эта торговля засвидетельствована Ибрагимом ибн Якубом, Ибн Фадланом, а также Киевской летописью под 969 годом (16). Согласно Истахри, международным рынком был Трапезунд, но были, разумеется, и другие. Хорваты и сербы покупали текстиль, в свою очередь, в мастерских северной Италии.

Прямые данные об импорте пряностей, духов и масел имеются у Ибн Хордадбе и в грамоте Всеволода 1137 года, а косвенные – у Феофана и Приска (17). Они экспортировались главным образом из Индии. О греческом импорте масел свидетельствует то, что общеславянск. олей, старославянск. елей были заимствованы из греческого ελαιον.

Основную часть славянского импорта составляли металлические и стеклянные украшения. Много украшений – золотых и серебряных – поставляли византийские мастерские, однако наибольшее число серебряных, украшенных зернью серег, височных колец, подвесок экспортировал в IX и X веках Востокиз Самарканда, Бухара и Персия, что подтверждают бесчисленные клады, содержащие арабские и персидские диргемы. В результате торговли на реках Каме и Вятке было сосредоточено множество серебряной посуды иранского происхождения, откуда она расходилась дальше по Восточной Европе (19). Из украшений с Востока привозили еще морские раковины каури (Сургеа), стеклянные бусы, главным образом из Сирии, старославянск. бисеръ от араб. busra, браслеты и различные подвески; из последних наиболее характерны лунницы.

Однако в конце XI века ювелирные украшения стали производить и в Киеве, что подтверждает мастерская, открытая В.В. Хвойко под старым городом.

Ввоз фруктов и вина засвидетельствован уже во времена Демосфена и Страбона, а впоследствии снова и Киевской летописью под 969 годом (21). С Востока ввозили иногда ослов и верблюдов, домашний рогатый скот от печенегов на Донце и Дону, а из Туркестана охотничьих соколов и ястребов. (23)

Из предметов экспорта славян первое место занимали меха и мёд. Вывозили мех бобра, горностая, белки, куницы, соболя, лисицы, выдры и медведя; славянские названия куницы и белки проникли ещё до нашей эры в латинский и греческий языки (viverra, καυνάκη). Эта торговля засвидетельствована целым рядом восточных сообщений X и XI веков. Самым дорогим мехом Масуди считал мех чернобурой лисицы из лесов Заволжья, однако горностаевые и бобровые меха ценились также очень высоко (24).

Славянские земли издавна изобиловали пчелами (Геродот, V.10), а следовательно, и пчелиным мёдом, который был для славян одним из главных яств и напитков и основным предметом при выплате дани своим и чужеземным князьям (25). Мёд, наряду с воском, был одним из главных предметов экспорта. Уже в древности в Грецию ввозили наилучший мед из земли алазонов на верхнем Днестре; эту торговлю подтверждают также ряд арабских авторов, Киевская летопись и византийский источник «Επαρχικόν βιβλίον» (26). Экспорт воска на Дунае засвидетельствован также грамотой Людовика IV от 903–906 годов (27).

Славянский хлеб и сушеная, копченая и соленая рыба также шли на экспорт и были на юге желанным товаром. В случае неурожая у восточных славян хлеб ввозили из земли болгар на средней Волге (28). Торговля рыбой из русских рек была древнейшей, о ней писал Геродот (29), но и из Прибалтики сельдь вывозилась ещё в языческий период (30).

Вывоз металлов был, по-видимому, незначительным, поскольку до XI века интенсивной разработки рудников у славян не было (31).

Балтийский янтарь оставался предметом экспорта; хотя в славянскую эпоху его старая слава уже миновала (32), всё же иногда он встречается в славянских могилах среди подвесок для ожерелий; таким образом, ясно, что отправляемый для торговли на Восток янтарь всегда провозился через славянские земли (33). Однако следует упомянуть, что месторождения янтаря встречаются и в некоторых местах славянской области, а именно на реках Нареве и Днепре, около Киева и Борислава. Тождественны ли эти местонахождения тем, которые были известны Плинию в Скифии, мы не знаем (34).

Одним из важнейших предметов торговли как импортной, так и экспортной – в зависимости от наличия её в той или иной славянской области – была соль. Существовали области, заселенные славянами, где соли не было, однако были области, богатые этим минералом, где, естественно, и развивалась соляная торговля. Соль была известна ещё индоевропейцам, у которых для неё было общее название: слав. соль, греч. άλς, готск. salt, иранск. salann, лат. sal, кимр. halan,  древнепрусск. sal, латышек, sals, арм. al (35). Отсюда вытекает, что и славяне знали и употребляли соль уже в доисторическую эпоху. Древняя солеварня в Тузле (Босния) Каким путём добывали соль в те времена, нам неизвестно, так как об этом нет никаких сообщений; возможно, соль получали, как и у других северных народов, путём заливания солёной водой горящих дров, с которых собирали затем пепел, перемешанный с солью (36).

Первые сообщения об употреблении славянами соли в пище и в качестве предмета торговли появляются лишь в IX веке н. э.; в то время славяне, как нам известно, применяли уже несколько способов добывания соли в зависимости от условий её местонахождения. На побережье Адриатического, Эгейского и Чёрного морей преобладали древние солеварни, где вода выпаривалась на солнце, в других же местах славяне выпаривали воду из соляных источников или из соляных пластов на больших железных сковородках, называемых в латинских источниках sartago, в славянских – чрен, черенъ. До настоящего времени так вырабатывается соль, например, в Боснии или в Галиции, где соленосное сырье выкапывается из ям, называемых bana, ранее также – zupa (37). Со сковородок снимали куски соли наподобие караваев хлеба, затем делили эти куски на части, для которых сохранилось несколько древних терминов, например голважня, krusz, груда. Этот способ засвидетельствован у славян Казвини, а кроме того, рядом документов XI–XIII веков (38).

Областями, где больше всего добывалось соли, были Балтийское побережье (в частности, Кольберг – Kołobrzeg), потом Галиция и северная Венгрия, снабжавшие солью не только Польшу, но также Чехию, Моравию (39) и даже всю Киевскую Русь, куда перестала доходить столь развитая прежде черноморская торговля, вероятно, вследствие опасности, связанной с доставкой товара через степи, захваченные в IX веке мадьярами, а в X веке и последующие века печенегами, половцами и татарами (40).

Примечания

12 Современный общеславянский термин zbozi, старославянск. събожье имел первоначально другое значение – благосостояние, богатство, специально – изобилие хлеба. Также позднее товар, поступавший с Востока, стал называться словом товаръ (из турецк. tavaf), сначала в значении поклажи на вьючных животных или на воз.

13 Гаркави, указ. соч., 93; Jacob, Handelsartikel, 65, 76; Вестберг (Известия Академии наук, СПб., V сер. т. IX, 4, 286). Однако имеются также сообщения о вывозе мечей из Киева и Уртабу (Гаркави) , 49,1, с.; Marquart, Streifztige, 350; неизвестный Персидский географ (ed. Туманского), 136 и о мечах из Салмана в Хорасане (Гаркави, 268). Мукадесси упоминает о вывозе мечей из Болгарии в Туркестан (Гаркави, 282).

15 См. выше, с. 314 и «Źiv. st. Slov.», I, 411–416; III, 331. О продаже одежды болгарам в Царьграде см. ниже, с. 501–502; это была постоянная монополия.

16 Ибрагим ибн Якуб (изд. Вестберга), 53; Ибн Фадлан (Гаркави, указ. соч., 87, 97); Лаврентьевская летопись под 969 годом. Слово mithkal обозначает у Ибрагима как дорогую ткань, так и золотые деньги (арабск. miskal).

17 См. Westberg, Beitrage, 286 (Известия Импер. Акад. наук, 1889, III, 331); Theoph. (ed. Boor), 278; Priskos, 8.

19 См. публикацию коллекции этой посуды в большом труде Я.И. Смирнова «Восточное серебро», СПб., 1909.

21 Strabo, 1, 2, 3; Demosth., Μαρτυρίαι, 35; Лаврентьевская летопись.

23 Const. Porph., De adm. imp., 2.

24 Гаркави, указ. соч., 49, 219, 221, 251, 263, 264, 276; Гардизи (ed. Bartold), 123. См. главным образом Jacob, Handelsartikel, 25–33, 40–46; Waare, 7.

26 Jacob, Waare, 10 и Handelsartikel, 58; Лаврентьевская летопись под 969 годом. Об источнике «Έπαρχικόν βιβλί

27 Friedrich, Codex dipl. Boh., 1.35.

28 Лаврентьевская летопись под 1024 годом.

29 Herod., IV.53; «Апоп. periplus», 88; Демосфен, Речь против Лакрита, 31; Athenaios, «Δειπνοσοφίσται», VI.109; VII.21.

30 Saxo (ed. Holder), 869, 870; Helmold, 11.12; Arnold, III.5; Herbord, 11.41. Cm. «Źiv. st. Slov.», Ill, 185.

31 Только из Чехии уже вывозили серебро и олово (Ибрагим (ed. Westberg, 20, 53); Киевская летопись под 969 годом), из Рогузы вывозили в Италию герцеговинское и боснийское серебро и свинец (Jirecek, Handelstrapen, 47, 58, 69).

32 О современном состоянии науки о древнем янтаре см. статью W. Antoniewicze в журнале «Wiadomości archeologiczne», VI (1921), 199.

33 Jacob, Zeitschrift morgenland. Ges., 1889, 353; Handelsartikel, 63.

34 Plin., XXXVII.33, 40.

35 См. греч. άλς, лат. sal, готск. salt, иранск. salann, кимр. halan, слав. соль, древнепрусск. sal, латышек, sals, арм. al.

36 Plin., XXXI, 82; Varro, De re rust., 1.7, 8.

37 См. подробно в цитируемой ниже книге Цижевского, 16 и сл.

38 Kazvini и Charmoy, Relation de Mas’udi (Memoires de l’Academie de Saint Petersbourg, 1834), 344; Ибрагим ибн Якуб (ed. Westberg), 54 упоминает только «солеварни евреев» на реке Сале. Доказательства, которые я смог найти в документах, собраны в соответствующей главе X «Źiv. st. Slov.», III.

39 См. Ann. Fuld., 892 (ed. Kurze, 121) и грамоту Людовика IV, 903–906 гг. (Friedrich, Cod. boh., 1.35). В Чехию соль поступала также по Лабе (см. грамоту Спитигнева, II, 1057 года у Фридриха, Codex, 1.55). О солеварнях в северной Венгрии см. новый труд V. Chaloupeckeho, ϋνέ studie k dSjinam Podkarpatska (Bratislava, 1925).

40 О распространении торговли солью существует обширная литература, из которой приводим лишь наряду с сочинением W. Hehn, Das Salz (Berlin, II, 1901) наиболее интересную для славян статью St. Ciszewskeho, Studia etnologiczne, I, Sól (Varśava, 1922), хотя и эти труды не исчерпывают весь материал.

Далее…Рабы. Торговля невольниками Глава X. Торговля славян.  Книга вторая. Жизнь древних славян.    Любор Нидерле. Славянские древности.

 

Торговля невольниками
Торговля славян

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*