Воскресенье , 21 Апрель 2019
Домой / Мир средневековья / Торговля невольниками

Торговля невольниками

 Любор Нидерле. Славянские древности. Книга вторая. Жизнь древних славян. Глава X. Торговля. Рабы.

Торговля невольниками занимала особое положение среди статей славянского экспорта. Отдельные славянские племена торговали между собой рабами местного и иноземного происхождения. Иноземные купцы продавали и покупали на славянских и других рынках славянских рабов. При общинном строе у славян вначале не было несвободных членов общества. Затем, хотя и появились элементы имущественного неравенства, выделились группы зажиточных и неимущих членов общины, но все они имели одинаковые права и все были свободны. И лишь позднее, с разложением общинного строя, у славян появились невольники-славяне. Тем не менее мы видим у славян уже с самого начала их истории слой несвободных людей – рабов, – которые, как и повсюду, первоначально были людьми иноземного происхождения.

Эти рабы рекрутировались, во-первых, из остатков автохтонного населения, которое славяне застали при своём расселении и себе подчинили, во-вторых, из захваченных в войнах пленников – римлян, германцев, печенегов, – а также пленников-славян, захваченных во время постоянных войн, которые вели друг с другом разные славянские народы (41); рабы попадали в хозяйство и дом славянина путём простой покупки их на рынке у чужеземных купцов, главным образом евреев. Имеется достаточное количество данных, преимущественно в восточных источниках, о покупке и продаже на рынках Праги, Карху (Керчи?), Херсона, Киева (42), свидетельствующих о том, что торговля славянскими рабами шла прежде всего с Востоком и с югом Европы.

Славянские рабы упоминаются всюду – от Испании, где читаем о sclavi cubicularii в «Житии аббата Иоанна» (43), вплоть до Египта и Багдада, где их было много и где они использовались в качестве переводчиков, а также до Итиля и Булгара, где их было не меньше. При продаже магометанам невольников часто кастрировали и использовали их как евнухов.

Вся торговля славянскими рабами и связанная с нею кастрация находились в руках евреев, о чем свидетельствует целый ряд упоминаний в указанных сообщениях. Judeus mercator легенды о св. Войтехе был типичным явлением на славянских рынках. Это широкое распространение славянских рабов на мировом рынке привело к тому, что название «славянин» перешло в apelatmum – раба: нем. sklave, англ. slave, голл. slaef, фр. esclave, исп. esclavo, порт. escravo, итальянок, schiavo.

Итак, не народное наименование «славянин» возникло из названия раба, как считали раньше некоторые ученые, а наоборот. Так же точно возникли в древней Аттике apelativ Δάος и Γέτης в значении раба вообще из первоначальных этнических названий.

Местным славянским названием для обозначения несвободного человека были обычно термины рабъ или робъ, женск. род. – раба от слова робити, рабити, либо также отрокъ, отроковица: первоначально так называли и тех, кто не смел говорить, то есть и детей и чужеземных работников (44). Таким же древним является термин слуга, заимствованный из кельтского языка.

Термины эти древние и засвидетельствованы уже в древнейших источниках X и XI веков. Славянским названием для евнухов было, вероятнее всего, название холстъ.

——————————————   ***

41 Об этом имеется много сообщений; так, например, о войне с римлянами у Прокопия (В. G., 111.14, 29; IV.25), Маврикия (Strat., XI.5), Леона (Tact. XVIII, 104), Менандра (63), о балтийских славянах – у Гельмольда (1.34.63; II.5.13), Герборда (II.2.4; III.2.5), о польских славянах – у Галла (111.24), о чешских – в Фульдских анналах 869 года (Mon. Germ., 380) и в грамоте 800 года (Erben, Regesta, 1.6), затем у Козьмы Пражского (1.40; II.7), о русах – Лаврентьевская летопись под 912, 945 годами; см. также Гардизи (ed. Bartold), 120, 123.

42 О России см. кроме других документов, также Киевскую летопись под 969 годом и Константина Багрянородного (De adm. imp., 9); о чехах – «Vita Sti Adalberti auct. Canapario», XII, славянскую легенду о св. Вацлаве (ed. Pastrnek), 60, Житие Кирилла и Мефодия (Fontes rer. boh., 1.31, 52, 90), Kosmas, 111.57 и грамоту Людовика IV 903 года (Friedrich, Codex dipl. Boh. 1.35–36); о южных славянах – «Źivot sv. Nauma», ed. Lavrov, 4, 42 и хорватские документы (Racki, Documenta, VII.104, 127, 134); о поляках и полабских славянах – Gallus (1.19; 11.35), Helmold, II.5 и ϋέίπωΓ, VI.54 (36), а также «Vita Sti Anskarii», XV и др. Соответствующие сообщения о восточных источниках см.: Jacob, Handelsartikel, 4, 6 13, 46 и Гаркави, указ. соч., 48, 52, 126, 222, 234, 282; Marquarta, Streifztige, 467; Westberg, Ibrahim, 20. В русских источниках имеются сообщения XI века о том, что родители продавали своих детей из-за нищеты (Charmoy, Relation, 342). См. Голубинский, История русской церкви, I, 2, 545, II изд. – Прим. чешек, ред. В рукописи упоминается также в качестве рынка сбыта рабов Булгар.

43 Mon. Germ., «Series Scriptorum», IV, 371. 44 См. выше, главу о праве. 45 Таким же древним является термин слуга, заимствованный из кельтского языка.

 

Торговые пути славян и рынки
Предметы ввоза и вывоза в торговле славян

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*