Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является добавление «филиокве» к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «и от Сына».
Филиокве (лат. Filioque – «и от Сына») – богословский термин, выражающий ложное положение римо-католического вероучения о том, что Святой Дух в Своем вечном бытии исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына.
Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.
Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.
Окончательно утвердилось «филиокве» в римо-католическом вероучении на так называемых «объединительных» соборах – Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1431-1439).
Откуда мы знаем, что Дух Святой исходит от Отца, а не от Отца и Сына?
Об этом говорит Сам Иисус Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит; Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26).
Почему нельзя менять Символ веры, и, в частности, ту часть Символа веры, где говорится об исхождении Святого Духа (только) от Отца?
Запрет на внесение каких-либо изменений в Никео-Цареградский Символ веры, причём, даже формальных, не идущих вразрез с истинным вероучением Церкви, был установлен Церковью в лице отцов II Вселенского Собора в 381 году при императоре Феодосии I:
«Святые отцы, собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется символ веры трех сот осминадесяти отцев, бывших на соборе в Никеи, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен» (II ВС, Правило 1). Впоследствии этот запрет неоднократно подтверждался.
Неизменность Символа веры подтвердили отцы III Вселенского собора в 431 г. в Ефесе при императоре Феодосии II Младшем против лжеучения Нестория. В правиле № 7 этого собора утверждается:
«Да не будет позволено никому произносити, или писати, или слагати иную веру, кроме определенныя от святых отец, в Никеи граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагати иную веру, или представляти, или предлагати хотящим обратитися к познанию истины, или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, аще суть епископы, или припадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира: аще же миряне, да будут преданы анафеме» (III ВС, Правило 7).
Исходя из содержания слов председателя Собора свт. Кирилла Александрийского, толкователи данного правила настаивают, что оно налагает запрет как на искажение вероучения Церкви вообще, так и на изменение Символа веры. Вот слова свт. Кирилла:
«Мы ни под каким видом не позволяем, чтобы, кем бы то ни было, искажаема была вера, или что то же, Символ веры, составленный некогда св. отцами в Никее; не позволяем ни самим себе, ни другим, изменить даже одно слово, в нём заключающееся, или даже опустить одну букву,– помня слова сказавшего: не преступай предел древних, их же положили отцы твои».
Православная Церковь сохранила до настоящего времени в полной неприкосновенности как сам Символ веры, составленный на первых двух Вселенских Соборах, так и отраженное в нем учение об исхождении Святого Духа от Отца.
27 февраля 380 года император Феодосий Великий провозгласил Православное Христианство официальной религией Римской империи.
«Последователям этого учения мы повелеваем именоваться ПРАВОСЛАВНЫМИ христианами, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения» — говорится в Эдикте последнего императора единой Римской империи Феодосия Великого.
Фактически Россия остаётся наследницей православной христианской религии Римской империи, а католики Рима — вероотступники.
Почему одной маленькой вставке «и от Сына» придаётся такое большое значение?
Догматы составляют основу вероучения Церкви. Это – особые, богооткровенные истины. Искажать их не вправе ни один христианин, ни одна Поместная Церковь. Тем не менее, Римская Церковь внесла ряд существенных изменений в догматическое учение, исповедуемое Вселенской Церковью, в том числе в учение об образах вечного бытия Божественных Лиц.
Формально так называемая «небольшая» прибавка «и от Сына», которую утвердила Римская Церковь, привела к значительному искажению истинного догматического учения об исхождении Святого Духа, к ложному учению о Пресвятой Троице. Вот, что говорил в этой связи о Римской Церкви свт. Григорий Палама:
«Сей, стало быть, мысленный и оттого ещё более проклятый змий, – первое и среднее, и последнее зло, – лукавый и вечно питающийся низменным и земным лукавством, неусыпный блюститель пяты (Быт.3:14, 15), то есть заблуждения, на всякое богомерзкое учение находчивый изобретатель и неискусный искусник, никогда не забывающий своего злохудожества, через послушных ему латинян привносит новые речи о Боге, кажущиеся содержащими [лишь] малое изменение, но служащие предлогом для великих зол и несущие для благочестия ужасные [последствия, весьма] неуместные и неестественные, и всем ясно показывающие, что и малейшее из относящегося к Богу не является малым».
По поводу богословской оценки следствий прибавки «и от Сына» уместно сказать следующее. Православная Церковь, опираясь на богооткровенное учение, свидетельствует о Едином Начале в Пресвятой Троице (Отец рождает Сына, Отец изводит Святого Духа). Вместе с тем она свидетельствует о том, что Бог прост.
Согласно же католическому учению, в Боге нужно усматривать два начала (Отец изводит Святого Духа, и Сын изводит Святого Духа), а значит, и усматривать сложность. Сложность же присуща ограниченным существам, но не Абсолютному, Безграничному Богу.
Когда и где появилось учение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына?
Древняя Церковь не знала такого учения. Некоторые основания к распространению этого учения на Западе современные исследователи видят в учении о Боге Троице, представленном в сочинениях блаженного Августина (354 -430 г.). Считается, что первоначально положение об исхождении Святого Духа и от Сына стало особенно быстро распространяться в Испании и Галлии. Согласно распространенному в науке мнению, поправка к Символу Веры «и от Сына» утверждена на Толедском соборе 589 г. Впрочем, некоторые современные ученые этого мнения не разделяют, склоняясь к более поздней датировке принятия поправки в Символ веры. В 809 г. такую прибавку к Символу одобрил Ахенский Собор (Франция). В своё время Римский папа Лев III не согласился с введением этой прибавки в Символ, однако учение об исхождении Святого Духа «и от Сына» распространялось на Западе и вопреки желанию папы. В 1014 году при папе Бенедикте VIII в Римской Церкви было внесено Filioque в текст Символа веры . Окончательное утверждение вставка получила на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году.
Является ли данное нововведение ересью и на каком соборе оно было осуждено?
В соответствии с оценочными критериями ересей, принятыми в Православии, учение об исхождении Святого Духа и от Сына является еретическим. Оно осуждалось многими отцами и учителями Вселенской Православной Церкви. Константинопольский Собор 1484 г. торжественным образом принял следующее определение об исхождении Святого Духа:
«Поэтому мы душой и помышлением веруем, а языком проповедуем и исповедуем, что всемогущий и Святой Дух оным неизреченным и вечным прохождением (πρόοδον), по слову Господню, исходит (ἐκπορεύεται) от Бога и Отца, то есть единственно из Отеческой ипостаси по сущности Его, причем Сын совершенно ничего не привносит в исхождение Святого Духа и не посредствует в нём, чтобы не мыслилось в Троице двух причин или двух начал в Нетварном Божестве, поскольку рождать и изводить — это свойство не сущности, но ипостаси, причем только Отеческой. Таким образом, мы ведаем, что единый источник и причина (αἰτία) Тех, Что от Него, — это Бог-Отец <…> А от тех, кто об исхождении Святого Духа иначе мыслит, или проповедует, или вопреки истине держится этого мнения и пустословно провозглашает его, мы отвращаемся как от еретиков и предаем анафеме». (Томос Константинопольского собора 1484 г., с торжественным осуждением униатского Ферраро-Флорентийского собора).
Все ли протестанты поддерживаются учения об исхождении Святого Духа и от Сына?
В эпоху Реформации большинство протестантских сообществ Европы сохранилис латинской вставкой Filioque в текст Символа веры. Англиканская церковь признает данное учение. Лютеране и кальвинисты также придерживаются учения об исхождении Святого Духа «и от Сына».
Некоторые протестантские общины используют Апостольский Символ веры, не затрагивающий вопроса об исхождении Святого Духа.
Непогрешимость папы
Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет папа Римский, как наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi).
В конце XIX века Римско-католической церковью был провозглашен догмат о непогрешимости папы римского. Согласно ему, папа римский, как глава Римско-католической Церкви, определяет её учение, касающееся веры или нравственности, он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться.
Эта непогрешимая безошибочность является даром Святого Духа, данным папе римскому, как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не основывается на его личной безгрешности.
Догмат этот был официально провозглашён в конституции Pastor Aeternus 18 июля 1870 года наряду с утверждением «ординарной и непосредственной» власти юрисдикции понтифика во вселенской Церкви. Догмат о безошибочности был подтверждён на II Ватиканском соборе (1962—1965) в догматической конституции о Церкви Lumen Gentium.
Папа римский только один раз воспользовался своим правом провозгласить новое учение ex cathedra: в 1950 году папа Пий XII провозгласил догмат о Вознесении Пресвятой Девы Марии.
Православная церковь не приняла ни догмат о непогрешимости папы римского, ни догмат о Вознесении девы Марии.
Православная церковь не признает догмат Римско-католической Церкови о Непорочном Зачатии самой Девы Марии.
Римско-католическая Церковь смешивает учение о непорочном зачатии Марии с догматом о девственном зачатии нашего Господа Иисуса Христа. Учение о непорочном зачатии самой Марии, представляя собой нововведение римского католицизма, относится к рождению Самой Пресвятой Девы. Догматом христианской веры о девственном зачатии нашего Господа Иисуса Христа, касается Рождества нашего Господа Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».
Учение о непорочном зачатии самой Девы Марии берёт своё начало в том особом почитании, которое духовенство Римско-католической Церкви и отделившегося Запада стали воздавать Пресвятой Деве с конца XIII века. Оно было провозглашено «богооткровенной истиной» 8 декабря 1854 г. папой Пием IX motu proprio (без созыва Собора). Этот новый догмат был принят с намерением прославить Пресвятую Деву, Которая как орудие воплощения нашего Господа становится Соучастницей нашего искупления. По этому учению Она якобы пользуется особой привилегией – быть неподверженной первородному греху с момента Своего зачатия Её родителями Иоакимом и Анной. Эта особая благодать, которая соделала Ее, как бы искупленной до подвига искупления, Ей якобы была дарована в предвидении будущей заслуги Её Сына.
Православная Церковь отвергает римско-католическое истолкование непорочного зачатия самой Девы Марии. Святой Ефрем Сирин (IV в.) даже говорит: «Ты, Господи, како и Матерь Твоя, едино святы есте, Ты бо еси кроме порока и Матерь Твоя кроме греха». В православии Богоматерь считается обычной женщиной, призванной защитить человека перед лицом Бога.
Православная Церковь всегда воздавала Божией Матери особое почитание, превознося Её выше небесных духов – «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», прославляет Пресвятую Деву, величая Её «Пренепорочной», «Пречистой».
Вся библейская история раскрывается, как приуготовление человечества к воплощению, к той «полноте времен», когда ангел был послан приветствовать Марию и получить из Ее уст согласие человечества на то, чтобы Слово стало плотию: «Се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему».
Византийский богослов XIV в. Николай Кавасила в поучении на Благовещение Пресвятой Богородицы говорит:
«Благовещение было не только подвигом Отца, Его Силы и Его Духа, но также и подвигом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Пренепорочной, без участия Её веры это намерение было бы столь же неосуществимо, как и без вмешательства Самих трёх Божественных Лиц. Только лишь после того, как Бог Её научил и убедил, Он Её берёт Себе в Матери и заимствует у Нее плоть, которую Она желает Ему предоставить. Точно так же, как Он добровольно воплощался, желал Он, чтобы и Матерь Его свободно и по Своему полному желанию Его родила».
Чистилище и мытарства
Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище — особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, но признаёт необходимость молитв за умерших.
В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.
По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. По выражению свт. Феофана Затворника: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Католическая церковь учения о мытарствах не признаёт.
Почему православные и католики по-разному крестятся?
У католиков и православных множество различий в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо.
Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».
В православной традиции норма исполнения крестного знамения менялась в части двоеперстия и троеперстия, креститься нужно справа налево писали церковные деятели до и после реформы Никона. В православии после реформы Никона принято троеперстие: три пальца сложены вместе (символика Троицы), два пальца прижимают к ладони (две природы Христа — божественная и человеческая. В Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).
Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак «язв на теле Господа Иисуса Христа» — две на руках, две на ногах, одна от копья.
Внешнее отличие католической и православной символики в изображении креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест принят в католицизме, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный в православием.
Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский«.
В русском и церковнославянском — I.Н.Ц.I. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων. В католичестве на латыне: INRI.
Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке креста часто писали «Царь Славы». Такое написание сохранилось у старообрядцев.
Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками.
На православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.