Воскресенье , 10 Ноябрь 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков

Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков

Крест-корсунчик; XIII в. Материал: металл серебро, серпентин; техника: зернь, резьба по камню, скань, тиснение (басма)

Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен. В обзорном очерке мы кратно расскажем о видах и типах древнерусских нательных крестов XI-XIII веков.

Не существует сколько-нибудь полного свода типов до монгольских нательных крестов XI-XIII веков. Не выработаны даже чёткие принципы классификации материала, хотя существует множество публикаций, посвящённых этой теме. Условно публикации можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы до монгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве. Ныне, после почти столетнего перерыва, вышел целый ряд каталогов частных коллекций с разделами, посвящёнными крестам XI-XIII века: можно упомянуть «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца, публикацию коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. При всём различии научного качества описания, эти издания объединяет одно – случайность подбора описываемого материала отсутствии серьёзных подобранных собраний, предоставленных владельцем для их публикации, и отсутствие классификационного принципа, что связано с научной не разработанностью темы.

Стоит упомянуть также и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.», в которой автор пытается, систематизировать все известные ему типы до монгольских нательных крестов и крестовидных привесок. К тельным крестам автор относит и крестовидные накладки и даже пуговицы с изображением креста-оберега. Работа Нечитайло страдает неполнотой и крайней субъективностью автора, включившего в свой каталог некоторое количество подделок. К печати ныне готовится каталог, в котором собраны все типы домонгольских нательных крестов XI-XIII вв. под редакцией С.Н. Кутасова.

Статьи, посвящённые археологическим находкам, не отражают весь свод таких находок, не могут дать полного представления о типах  домонгольских нательных крестов. В то же время именно они создают почву для правильной датировки предметов и помогают избежать курьёзных ситуаций, когда предметы XV века, а иногда и XVII-XVIII веков, не всегда даже являющиеся тельными крестами, описываются в каталогах частных коллекций как до монгольские кресты.

Первые нательные кресты носили русские дружинники-христиане ещё в языческую эпоху, а после Крещения Руси нательные кресты стали встречаться и среди других слоёв населения. Особенно часто археологи находят нательные кресты в русских могилах начиная с XVI века. Типы нательных крестов, известные из раскопок захоронений XVIII века, сохранялись и в XIX веке. Хотя нательный крест не принято выставлять напоказ, иногда его можно заметить у некоторых персонажей на полотнах русских художников. Свои особенности ношения креста были характерны для старообрядцев и для жителей малороссийских губерний.

Широкое распространение нательных крестов в России, возможно, связано с тем, что для крещёного населения они стали своеобразной «заменой» языческих амулетов и оберегов, которые были в ходу даже после крещения Руси у восточных славян в XI-XIII веках. На Руси часто рассказывали истории о том, как нательный крест спасает от нечистой силы.
«Нельзя спать без креста, снимать его на время купания: человек остаётся без защиты», – описывает отношение верующих к кресту историк Марина Громыко в статье «О единстве православия в Церкви и в народной жизни русских».

Ношение нательного креста было традицией русских православных христиан в России, этот обычай постоянного ношения креста, идентифицировал русский народ, живший бок о бок с представителями иных конфессий.

«Отсутствие креста на теле в представлениях русских – очевидный признак не просто иной конфессии, но и заведомой чужеродности, даже иной природности, человека», – отмечает исследователь традиций православия в XX веке Татьяна Листова.

Ношение нательных крестов было несовместимо с греховными практиками, такими, как гадание, ворожба, колдовство, заговор. Во время гадания русские девушки обычно снимали нательный крест. Согласно фольклорным рассказам, древнерусские язычники, волхвы, колдуны, отказавшиеся от язычества и служения демоническим силам, после покаяния вновь обретали нательные кресты.

Несмотря на имеющиеся проблемы, мы можем хотя бы в общих чертах охарактеризовать известные сегодня до монгольские кресты, выделив несколько больших групп артефактов.

Древнерусские нательные кресты с изображением Распятия, XI-XIII вв

К самой малочисленной группе относятся нательные кресты с изображениями. Если на энколпионах (греч. εγκόλπιον, то есть «на груди») — складной двухстворчатый нагрудный крест с подвижным оглавием и тельных иконках XI-XIII веков спектр изображений достаточно обширен – мы находим изображения Иисуса, Богоматери, архангелов, святых, встречаются иногда многофигурные сцены – то на тельниках мы видим лишь изображение Распятия, иногда, с предстоящими. Пожалуй, единственным исключением является группа двусторонних крестов с изображением святых в медальонах. Существует также небольшая группа крестов — переливок с энколпионов. На данный момент опубликовано несколько десятков различных типов домонгольских крестов с изображением распятия. (Рис.1) За исключением нескольких основных, эти типы представлены достаточно малым количеством известных экземпляров.

Рис.2 Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI-XIII вв

Редкость «сюжетных» нательных крестов на Руси в домонгольское время является вопросом, требующим разъяснения. На территории Византии, от Причерноморья до Ближнего Востока, кресты с изображениями – чаще всего Распятия или Богоматери Оранты – встречаются не реже, чем кресты орнаментальные, на Руси же в этот период мы видим совершенно иное соотношение встречаемости. Тельные кресты с изображением Богоматери, насколько нам известно, на Руси встречаются достаточно редко. (Рис.2) При этом нужно учитывать популярность нательных иконок и энколпионов с изображением Богоматери и святых, а так же тот факт, что среди типов крестов конца XIV в. – начала XVII века преобладают кресты с фигурными изображениями.

рис.3 .Древнерусские нательные кресты скандинавских типов, XI-XIII вв

Большинство домонгольских тельных крестов украшено орнаментами. К числу не орнаментальных, простейших с технической и художественной точки зрения могут быть отнесены лишь небольшие свинцовые кресты, датируемые началом XI века. Классификация орнаментальных крестов – задача непростая. Естественнее всего из основной массы выделяются типы со «скандинавским» и «византийским» орнаментом. На основе сравнения с северным материалом можно выделить около нескольких десятков «скандинавских типов», которые, однако, были достаточно широко распространены на Руси в домонгольское время. (Рис.3) Ситуация с «византийским» орнаментом более сложная.

Рис.4 Византийские нательные кресты найденные на территории Древней Руси, XI-XIII вв

На многих крестах, происходящих из Византии, можно видеть орнамент, состоящий из вдавленных в поверхность окружностей с точкой в центре (новая жизнь; засеянное поле) (Рис.4) Существуют различные объяснения этого узора, самые известные из них говорят о том, что перед нами либо схематичное изображение пяти ран Христовых, которое затем превратилось в элемент декора, либо это обережная символика, защищающая своего носителя от «злого глаза». На русских крестах, за исключением, одной, но достаточно многочисленный группы, такой орнамент встречается редко, но в то же время, он почти всегда украшает поверхность очень популярных славянских амулетов, и амулетов-топориков, встречается на многих женских украшениях, и в традиционной древнерусской вышивке, на щитках височных колец — на этот символический орнамент Византия не могла оказывать влияние. Так что «византийским» этот орнамент может именоваться весьма условно, хотя с формальной стороны параллели между группой древнерусских и византийских крестов кажутся очевидными.

рис.5. Древнерусские нательные кресты с криновидным окончанием лопастей, XI-XIII вв.

Основная же масса орнаментальных украшений нательных крестов, около 90%, имеет исконно русское происхождение. Но прежде чем охарактеризовать их, необходимо обратить свой взгляд к самой форме крестов. Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического объяснения.

Необходимо хотя бы кратко описать самые характерные формы  домонгольских древнерусских нательных крестов. Можно было бы ожидать преобладании прямоконечной формы «ветвей» креста, как это мы находим в Византии. Однако это не так – прямоконечная форма встречается довольно редко по сравнению с другими формами ветвей креста. Кресты «мальтийского типа», с «ветвями», расширяющимися к краям были достаточно популярны в Византии, но на Руси встречаются довольно редко, известно лишь несколько таких типов крестов. Основную же массу составляют кресты, ветви которых завершаются «криновидным», то есть подобным цветку лилии окончанием. (Рис.5) Было бы неверным утверждать, что такая форма «ветви» креста – чисто русская специфика. Эта форма «ветви» креста встречается и в Византии, в основном на Балканах, но в очень небольшом количестве по сравнению с равноконечными крестами.

Нельзя утверждать, что «криновидный» тип «ветвей» крестового Древа Жизни доминирует на тельных крестах XI-XIII веков в своём чистом виде. Криновидный тип крестового древа встречается около четверти образцов от количества всех типов нательных крестов 11-13 веков. Однако принципиальное влияние «криновидной» формы на состав домонгольского креста-тельника мне представляется очевидным.

Среди нательных крестов средневековой Руси встречаются следующие формы завершения «ветвей» креста, как на луннице: три точки, расположенные треугольником, треугольник, окружность с тремя точками с внешней стороны, бусина с тремя точками или одной, наконец, просто бусина или окружность. В основу орнамента положено космогоническое представление о триединстве Бога. 

Выявляя доминирование криновидного типа «ветвей» креста, мы можем предположить, что и характер декора древнерусских тельных крестов неотделим от его самобытной формы.

Рис.6 Древнерусские нательные крестовключенные подвески 11-13 вв.

Особую, и весьма многочисленную группу, составляют крестовидные привески. Их семантика до конца не ясна – в равной степени они содержат в своей форме элементы, как христианского креста, так и языческого амулета. Сложность в их отнесении к христианским предметам заключается ещё и в том, что мотив креста не чужд и язычеству. Когда мы видим переплетённые крестовидным образом овалы, четыре круга, соединённые крестовидным образом, ромб с шариками на конце или криновидную подвеску, напоминающую формой крест, мы не можем с уверенностью утверждать, отразилось ли в такой композиции христианское влияние, или же это чисто языческая символика. На основании археологических находок можно лишь утверждать, что эти предметы бытовали в той же среде, что и кресты-тельники, что и даёт некоторые основания для рассмотрения их в контексте предметов личного благочестия. (Рис.6)

Основным аргументом для условного разделения крестовидных подвесок на «христианскую» и «языческую» группу может служить наличие или отсутствие многочисленных аналогичных предметов, происходящих из Византии. В большей степени мы можем признать округлые подвески с крестом в круге предметами христианской культуры, чем языческой.

Существуют многочисленные аналоги округлых подвесок с крестом в круге, происходящие со всей византийской территории, а в Херсонесе этот тип подвесок был одним из самых распространённых типов крестов-тельников. В то же время нельзя не заметить, что на подвесках этого типа практически все кресты, включённые в круг, имеют криновидные завершения ветвей креста. Таким образом, даже в отношении этого типа, имеющего множество аналогий среди крестов христианской Византии, мы не можем говорить о полном заимствовании формы из Византии.

рис.7. Древнерусские обереги лунницы с крестом. VII-XIII в.в.

Интереснейшим примером языческо-христианского слияния могут служить древнерусские обереги-лунницы, включающие в себя крест. Зная множество дохристианских типов лунниц, можно утверждать, что крест, возникший на некоторых достаточно редких типах линниц – элемент чисто христианский, и является следствием возникшего «двоеверия на Руси» — то есть органического соединения языческих и христианских представлений о единой модели мира. Хорошо известно, что «двоеверие» на Руси в пределах народной культуры сохранялось до самого позднего времени, и существование лунниц с крестом в сводах домонгольских тельных крестов, так и языческих амулетов – ярчайшее его проявление. (Рис.7)
В семантической типологии крестов-тельников можно выделить и несколько  групп, основываясь на технике изготовления крестов и материал. Существовали ли золотые кресты-тельники? Конечно же, существовали, но, видимо, только в княжеском обиходе. Известны лишь единицы золотых крестов на территории Руси, но на территории Византии такие артефакты не были абсолютной редкостью. Тельные кресты из листового золота с полудрагоценными камнями встречаются как на западном антикварном рынке, так и в археологических отчётах, однако же полновесные золотые кресты довольно редки, и на Западе, так же как и в России, их практически невозможно встретить на антикварном рынке.

Серебряные тельные кресты XI-XIII веков представляют собой совсем немногочисленную группу находок. Основную их массу составляют небольшие кресты простых форм, с «ветвями», оканчивающимися бусинами, и достаточно крупные кресты со «скандинавским» орнаментом. Серебряные кресты необычных форм единичны. В археологических публикациях фигурируют погребальные кресты из листового серебра, но на практике они встречаются крайне редко.

Рис.8 Домонгольские нательные кресты с выемчатыми эмалями, XI — XIII вв.

Кроме типа эмалевого креста с криновидными завершениями «ветвей», существует более редкий «прямоконечный» тип, и тип с закруглением на конце ветвей. (Рис.8) К ним примыкает достаточно многочисленная группа крестов, или же крестовидных подвесок очень необычных форм, не имеющей аналогов ни среди византийский, ни среди древнерусских артефактов. В качестве аналогии может быть приведён лишь крестовидный орнамент на достаточно многочисленной группе крупных домонгольских пуговиц, также украшенных эмалью. Пуговица в средневековой Руси также считалась оберегом.

Рис.9 Древнерусские нательные кресты с чернью, XI-XIII вв

Отдельную, немногочисленную группу составляют кресты, украшенные чернью. На данный момент нам известно не более десятка крестов с чернью, один из которых относительно распространён, остальные же — достаточно редки. (Рис.9)

Очень интересная находка нательного золотого креста 11-12 века из Скандинавии. На обороте нательного креста надпись:

«Пусть мой крест станет оружием и оградой ему Варарангоплу Севасту Георгису».

Можно предположить, что Георгис был варягом — наёмником, служившим византийскому императору в Константинополе. Греческое слово Σεβαστος -Cевастос — «высокочтимый, славный», подразумевает высокий статус война Георгия. Возможно, «высокочтимый, славный Георгий» возглавлял отряд варягов Имперской Гвардии в Византии.

В названии Севастополя два греческих слова Σεβαστος (Cевастос) — «высокочтимый, священный» и πολις (полис) — «город» Севастос — эквивалент латинского титула «Август» — император, поэтому Севастополь означает и «августейший город», «императорский город». В Большой Советской Энциклопедии название города Севастополь переведено как «величественный город», «город Славы»

Какова степень редкости предметов, и их подлинности?

Часто при общении с разного рода специалистами приходится слышать утверждение о том, что тот или иной до монгольский крест «уникален». Между тем опытный исследователь знает, что многочисленные кресты, помеченные в публикациях наивысшим знаком редкости, зачастую встречаются в десятках экземпляров. Дело здесь, конечно же, не в некомпетентности составителей подобных таблиц редкости, а в самой природе рассматриваемого нами изделия. За редким исключением, все тельные кресты изготавливались литьевым методом, что подразумевает наличие многих десятков, а иногда и сотен совершенно идентичных предметов. Мы знаем множество случаев повторной отливки, при которой качество изделия, конечно, может ухудшаться, но сам тип, и даже его мелкие детали сохраняются.

Кресты в до монгольское время не переплавлялись, так что все экземпляры, попавшие в землю, ждут своего часа находки. Иными словами, действительно уникальный литой крест – явление почти невероятное. Редкость находки креста можно объяснять. В Византии существовали большие центры массового литья, из которых кресты распространялись по всей территории Византийской империи, а на Руси множество литьевых мастерских было рассредоточено по всей территории древнерусского государства. Произведения этих локальных литейных мастерских в большинстве своём не уходили за пределы своего изначально небольшого региона. Если место производства какого-либо необычного типа крестов на Руси ещё не найдено,  крест может рассматриваться как очень редкий, но едва лишь будет обнаружен центр литейного производства, сразу появятся десятки одинаковых или схожих находок. Иными словами, редкость медных крестов-тельников всегда относительна.

Серебряные нательные кресты достаточно редки, но часто ввиду своей внешней не эффектности, малого размера и отсутствия интересного декора они не привлекают серьёзного внимания заинтересованных лиц. К сказанному можно добавить лишь, что относительно наибольшую редкость могут представлять кресты необычной формы, кресты имеющие необычное орнаментальное оформление, и тем более – мелкие разновидности.


Древнерусские нательные кресты с перегородчатой эмалью XI-XII вв

Сколь кратким бы не был этот набросок типологического описания крестов тельников до монгольской эпохи, перед вдумчивым читателем возникает целый ряд вопросов, принципиальных для понимания не только данной узкой темы, но и истории христианизации Руси в целом. Не может не уделять исследователя  факт иконографической и типологической обособленности древнерусских крестов-тельников от византийских образцов. Византийская традиция, сформировав русский тип креста-энколпиона, фактически не затронула формирование типов крестов-тельников.

На ранних стадиях археологических изысканий, бытовало широко распространено мнение, что энколпионы (др.-греч. ἐγ-κόλπιο(ς) крест-складень, состоящий из двух частей, скрывавших внутри частицу мощей, носились лишь представителями элиты. Сейчас, благодаря массовым археологическим находкам энколпионов в сёлах, стала ясна неправильность этого утверждения. Речь идёт не о разделении типов крестов – тельников и энколпионов – по «сословному принципу», но лишь о выделении двух принципиально различных типов носимых крестов: одни тип нательного креста полностью ориентирован на византийские образцы, на привозные экземпляры из «культурной метрополии» — это кресты-энколпионы, другой же тип – то есть небольшие кресты-тельники – практически полностью ориентирован на местную, славянскую культуру.

Славянская культурная ориентация – это язычество, языческие символы и знаки. Однако это не означает противостояния язычества и христианства, скорее наоборот: крест как символ принадлежности к христианской общине, как предмет личного благочестия, в народном сознании оказался наделённым особым смыслом языческого оберега.

Крест-тельник получил совершенно иной смысл, чем тот, каким он обладал в Византии – наряду со славянскими лунницами, коньковыми привесками, амулетами— ложками, ключиками, топориками, он превратился в инструмент взаимодействия человека, обладающего крестом, с силами внешнего мира. Видимо, нательный крест имел охранительные функции – не случайно орнаментальное оформление до монгольских крестов, не имеющее соответствий в византийском материале, находит множество параллелей в оформлении щитков перстней, имевших, бесспорно, охранительную силу и смысл языческого оберега.

«Двоеверие»как один из основополагающих фактов русской культуры изучено ещё недостаточно хорошо, ввиду недостатка источников, и здесь древнерусская археология может стать одним из интереснейших и богатейших источников нового знания.

Крест нательный спас Нерукотворны

Что стало с древнерусской традицией ношения нательного креста?

После Октябрьской революции 1917 года в России ношение нательного креста стало явным противоречием государственной политике атеизма и безбожия. Однако, нательный крест исчезли не сразу из массового обихода. В СССР под влиянием атеистической пропаганды на селе вытеснение этой древнерусской традиции происходило в течение 1930 -1950 годов. Даже молодёжь, находящаяся под влиянием православной традиции семьи, медленно отказывалась от нательного креста – слишком сильны были представления об охранительной силе креста. С другой стороны, комсомольцы стеснялись этого атрибута, боясь насмешек сверстников.

Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы отметили эту традицию, присущую только русским православным христианам. В августе 1941 года сотрудники УНКВД по Ленинградской области докладывали руководству, что фашистские оккупанты раздают населению нательные кресты, как акт декоммунизации населения. В деревнях гитлеровцы производили «обмен» комсомольских и профсоюзных билетов на нательные кресты. Немецкий историк Елена фон Клитцинг приводит пример восприятия немцами советских «остарбайтеров» в Третьем рейхе в 1940-х годах.

«У католиков Регенсбурга установилось мнение, что русские должны быть необычно набожными людьми, так как они постоянно носят распятие на шее», – отмечает исследователь.

Подобные представления иногда способствовали благожелательному отношению к «восточным работникам» в патриархальной сельской местности Германии.

В годы Великой Отечественной войны «легализация» нательных крестов происходила не только на оккупированной территории, но и среди военнослужащих Красной Армии, командиры и комиссары «закрывали глаза» на ношение солдатами нательных крестов.

В конце 80-х годов прошлого века возобновилась массовая традиция открытого ношения нательных крестов в Советском Союзе. Для кого-то нательный крест стал зримым признаком воцерковления, для кого-то – возвращение к древнерусской традиции, а для кого-то — данью моды, бездумного подражания другим, с использованием символов из других религий. Однако у большинства русских, исповедующих православие, сохраняется почтительное отношение к нательному кресту.

Трепетное отношение к нательному кресту – это не безусловное требование православия, а, скорее, древнерусская национальная традиция русского благочестия. Европейским христианам такая традиция не понятна.

В отличие от русских, нательный крест у европейских христиан встречается редко. В православной Греции нет традиции ношения нательных крестов, поскольку никакими церковными уставами это правило не предписывается. Греки полагают, что христианину достаточно крестообразного помазания при крещении, и в дополнительных атрибутах он не нуждается.Такого же мнения придерживаются православные в Сербии, Черногории, Болгарии и Румынии. Во всех этих странах нательные кресты встречаются редко в обиходе православных верующих. В западноевропейских славянских странах ношение нательного креста считается признаком русских туристов.

У католиков нательный крест как предмет известен, кресты продаются в церковных лавках костелов. Однако в целом в Западной Европе нательный крест не стал символом личного благочестия верующих, оставшись преимущественно атрибутом духовенства.

Протестантское христианство, распространённое в странах северной и западной Европы, не считает необходимым ношение крестов. А некоторые из них, например, баптисты, отрицают эту традицию, так как этого предписания нет в Библии.

С распространением идеологии толерантности нательные кресты становятся в западной и северной Европе «нежелательным» атрибутом. По сообщениям СМИ, за следование христианской традиции личного благочестия в некоторых странах в XXI веке христианина могут оштрафовать или уволить с работы.

По материалам статьи Кирилла Сергеева.

Казачий обычай гарцевать на скакуне
Символика древнерусских трапециевидных подвесок-оберегов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*