Вторник , 1 Декабрь 2020
Домой / Мир средневековья / Племена Финляндии

Племена Финляндии

Славяне и скандинавы.
Под редакцией Е.А. Мельниковой. Москва: Прогресс, 1986.

Автор Аарни Эря-Эско.
Племена Финляндии

Состав населения Финляндии, его языковые отношения и основы культуры в целом формировались главным образом в начале раннеримского времени в Европе, т. е. в первые два столетия н. э. Финляндия находилась тогда под воздействием мощного культурного влияния Прибалтики славян, ныне это территории Литвы, Латвии и Эстонии. Результаты этого воздействия прослеживаются в материалах археологических памятников, первоначально сосредоточенных небольшими группами близ морских бухт и в устьях рек и постепенно, в течение следующих столетий распространяющихся всё более плотной сетью по территории страны.

Основу коренной области доисторической Финляндии составило население, заселившее юго-западное побережье Прибалтики в раннеримское время. В позднеримском железном веке — III-IV веках плотность населения возрастает и начинается его продвижение в глубь страны, в озёрные области.

 

Прибалтийский облик финской культуры сохраняется до конца римской эпохи, пока продолжались оживленные контакты через Финский залив с родственными прибалтийско-финскими племенами Эстонии и прибрежья Рижского залива. Однако с III века н. э. в торговых связях наблюдаются изменения, которые позднее, в начале эпохи Великого переселения народов, привели к сдвигу в их ориентации. Повсеместно в инвентаре погребений появляются вещи, чуждые культуре Прибалтики, но широко распространенные в Скандинавии. Находки указывают на растущее значение в торговле со странами Северной Европы западных провинций Римской империи. Главным торговым речным путём вместо Вислы, как «Янтарного пути» раннеримской эпохи, в этот период становится река Рейн, по которой осуществлялись связи с Северным морем, Ютландией и Балтикой.

Быстрый переход финнов от восточно прибалтийских связей, имевших столь длительную традицию, в сферу балтийской торговли и к установлению контактов с Готландом объясняется, несомненно, становлением единой экономики региона; при этом и сами финны располагали достаточными товарными ресурсами. Поблизости от области расселения финнов лежали обширные, богатые пушниной лесные пространства, что позволяло им с не меньшими, нежели у их скандинавских соседей, возможностями включиться в западноевропейскую торговлю,

Находки VII века свидетельствуют, что с этого времени культурные и торговые связи финнов становятся всё более оживленными и многосторонними. Начинается эпоха самостоятельного развития финской культуры.

Наряду с западными устанавливаются торговые связи с финно-угорскими племенами Восточной Европы, откуда в Финляндию поступали, например, пермские поясные пряжки и бляшки, представительную подборку которых можно видеть в погребении из Паппи-ланмяки и Эура1; наборные пояса, заимствованные волжскими финнами у кочевников, стали характерным этнографическим элементом прикамских культур. Из Волго-Камского и Волго-Окского междуречья происходит ряд украшений, таких, как шейные гривны, пряжки и фибулы.

Следует упомянуть среди находок топоры среднерусских форм, относящиеся к VII веку. В бассейне реки Камы в эту эпоху существовала древняя и яркая культура*.

* Её влияние достигало побережья Северного Ледовитого океана и Зауралья, а на юге — Среднего и Нижнего Поволжья, существовали связи с населением прикаспийских степей и Кавказа. — Прим. перев.

Путешествия камских поставщиков пушнины и торговцев охватывали значительную часть территории Северной России, а если принять во внимание археологические находки, достигали и Финляндии2. Возможно, оковка, найденная в Хуиттинене и украшенная изображением бактрийского верблюда, попала в Финляндию с берегов Камы именно в результате торговли. Это изделие проделало самый далекий путь из всех вещей восточного происхождения на территории Финляндии этой эпохи3.

Несколько аварских вещей, обнаруженных в юго-западной Финляндии, в Перниё4 и Райсио, указывают на связи между Финляндией и Венгрией, через Киев и Прибалтику5. Не исключено, однако, что эти предметы поступили в Финляндию по западным торговым путям.

В меровингскую эпоху V — VIII века были заселены те же области, что и в предшествующий период. С началом эпохи викингов — IX век — первая половина XI века картина, однако, меняется: полностью запустела южная часть Восточной Ботнии — Ботнического залива Балтийского моря, поблизости от современного города Вааса, относившаяся к богатейшим и густо заселенным местностям.

Наоборот, последовательно направлено на восток освоение озерной области из средней Финляндии. В карельском Приладожье, областях к северо-западу, северу и северо-востоку от Ладожского озера, возникает карельская культура железного века, быстро достигшая расцвета.

Запустение Восточной Ботнии всё ещё остаётся загадкой для науки. Предполагается, что население оттуда могло продвинуться к Ладожскому озеру, после того как начали действовать восточные торговые пути**.

** По Волхову и другим рекам Приладожья с выходами на Волгу, уже в последние десятилетия VIII века сложившиеся в Волжско-Балтийский путь, соединявший Балтийское и Каспийское моря. — Прим. перев.

Торгово-политический центр в Новгороде в связи с этим окончательно сместился с Ботнического залива***.

*** В низовьях Волхова, недалеко от впадения его в Ладожское озеро, возникла в составе племенного княжения ильменских словен Старая Ладога, с середины VIII века — устойчивый центр славяно-финско-скандинавских контактов. — Прим. перев.

С другой стороны, на территории Карелии самые ранние находки имеют, по-видимому, юго-западно-финское происхождение и свидетельствуют о связях карельского населения с западнофинским в прибрежной зоне Финского залива. В связи с этим интересно отметить, что постоянное движение викингов к Неве, Ладоге и затем вдоль Волхова к Новгороду не привело к новому заселению южной Финляндии, хотя большая часть маршрутов этих дружин проходила вдоль северного берега Финского залива и культурное развитие Финляндии, как и всей Скандинавии, указывает на многосторонние и оживленные торговые связи.

Наряду с обильным притоком импортных товаров происходит быстрый подъём местного ремесленного производства. Возрастает количество самобытных форм украшений и многообразие их вариантов. Типично финским украшением стали круглые выпуклые бронзовые фибулы6. Они были существенной составной частью древнего костюма финской женщины. Такие фибулы найдены также в могильниках на Аландских островах, в Бирке, на Готланде и даже на острове Рюген. Известно также несколько экземпляров, происходящих из Прибалтики и Северной Руси. Круглые бронзовые фибулы носили попарно на плечах, они сохранялись в обиходе до XI века. В предшествующий период — носили равноплечные фибулы. Изготовленные в технике бронзового литья круглые выпуклые фибулы были сравнительно крупными и довольно тяжёлыми.

Массивными были и другие западно-финские украшения: равноплечные, подковообразные фибулы, браслеты7. Все это — массовая продукция местных кузнецов, незнакомых с тонкостями ювелирного дела, такими, как чернь или плакировка драгоценными металлами (цв. илл. 21). Тяжесть украшений и преобладание бронзы в уборе финских женщин подчеркивались ещё и множеством бронзовых спиралек, сплошными орнаментальными лентами окаймлявшими передники и накидки8. Практически отсутствуют украшения из драгоценных металлов в финляндских находках эпохи викингов.

Исключение составляют относящиеся к мужскому наряду крупные серебряные декоративные булавки из Сальтвика на Аландах и Лайтила в юго-западной Финляндии9; обе происходят с Британских островов. Стоит упомянуть также золотой браслет из Метсяпиртти на Карельском перешейке10, аналогичные серебряные браслеты в большом количестве известны в Скандинавии и на Британских островах, включая Шотландию.

В этот период Финляндии достигла продукция процветающих франкских мастерских. В местных ремесленных мастерских появились подражания франкским мечам в оружейном производстве. Но в первую очередь импортные товары указывают на высокую покупательную, способность местного населения.

Весьма многочисленны в Финляндии знаменитые клинки, подписанные именем Ульфберт, которые на протяжении многих поколений изготавливались на Рейне11. Впервые в стране становятся известны весы и гирьки, которыми пользовались для взвешивания драгоценных металлов при платежах.

К эпохе викингов относятся найденные в многочисленных могильниках западной Финляндии серебряные монеты, прежде всего арабские, позднее, в значительном количестве — немецкие и англосаксонские монеты. Эти серебряные монеты носили как украшение, пробив отверстие для подвешивания, либо же, разрубив на части, использовали для платежа, точно так же как серебро в слитках или кусках,как и рубленые монеты — «рубли», принимали на вес, как средство платежа.

Оборонительная система, состоявшая из ряда городищ, строительство которых началось, возможно, ещё в меровингскую эпоху — VII—VIII века, служит доказательством начала политической и военной организации крупных областей, объединявших разрозненные сельские общины.

С середины XI века распространенный ранее обычай сожжения мёртвых вытесняется обрядом трупоположения. В захоронениях значительно лучше сохраняется одежда и погребальный инвентарь. Только с этого времени становится возможной научная реконструкция древнефинской одежды и головного убора западно финских и карельских женщин. Украшения женщин становятся более вычурными. повсеместно найдено серебро, серебряные украшения проникают в глухие и отдаленные районы, вплоть до Лапландии. Среди вещей в погребениях много импортных, прежде всего с острова Готланд, но также и более дальних, из Центральной и Южной Европы. Среди украшений много серебряных изделий славянского происхождения12.

Распространение погребений по обряду трупоположения и вещей с христианскими орнаментальными мотивами позволяет предположить, что уже в XI веке финны-язычники познакомились с новой христианской религией. Может быть, некоторые из них были даже крещены.

Шведский король Эйрик IX, названный Святым, и упсальский епископ Генрих, англичанин по происхождению, предприняли первый «крестовый поход» в юго-западную Финляндию.

Епископ Генрих, позднее провозглашенный святым покровителем Финляндии, уже на следующий год был убит в Кёйлиё. Примечательно, что епископу пришлось расстаться с жизнью именно при Эура-Кёйлиё, где, как можно предположить по распространению обряда трупоположения, к этому времени уже жили христиане.

Средневековая поэтическая легенда повествует, что епископ Генрих был убит на льду озера Кёйлиё крестьянином по имени Лалли. Трудно сказать, так ли это было на самом деле. Не только погребальный обряд и устройство так называемых рядовых могильников с погребениями, расположенными ровными рядами, но и многочисленное оружие и другие находки высокого качества указывают, что названная область была значительно более развитой, нежели другие районы Финляндии. На основании археологического материала можно выдвинуть предположение, что именно в местности Эура-Кёйлиё имелись организованные вооруженные силы, которые смогли оказать захватчикам более сильное сопротивление, нежели то, на которое они рассчитывали13. С учётом неизбежных тенденциозных и поэтических упрощений, характерных для народной баллады, содержание предания о смерти епископа Генриха, вероятно, следует истолковать таким образом: в Кёйлиё между вторгнувшимися шведами и финнами состоялась решающая и жестокая битва, в которой и нашёл смерть епископ-крестоносец.

Развитие западной Финляндии, в XI веке достигшее высокого уровня благодаря оживленной торговле, после завоевания страны шведами было прервано. Напротив, приладожская Карелия, всё теснее входившая в сферу интересов русского Новгорода, пользуется относительно большой независимостью****.

**** По данным советских исследователей, в основанной позднее для защиты русской Карелии новгородцами крепости Корела (совр. Приозерск) соседствовали русская и карельская городские общины; известны знатные боярские роды карельского происхождения; в Новгороде найдены берестяные грамоты на карельском языке. — Прим. перев.

Именно в эпоху «крестовых походов» шведских рыцарей в западную Финляндию в Карелии достигает наивысшего расцвета декоративно-прикладное искусство, давшее лучшие образцы древнефинской орнаментики.

Карельские изделия ХII-XIII веков имеют разнообразные и оригинальные формы, свидетельствующие о самостоятельности и высоком уровне культуры. Примерами могут служить овально-выпуклые фибулы, крупные серебряные подковообразные фибулы (илл. 68) и сплетённые из тонкой серебряной проволоки головные украшения-застежки «сюкеро»14.

илл. 68. Подковообразная серебряная фибула, Хиттола, Карельская АССР.

В карельский народный костюм вошли также и прекрасные круглые серебряные дисковидные фибулы изготовленные на острове Готланд15. Приладожско-карельская культура оказала значительное воздействие как на среднюю Финляндию, так и на северные отдаленные области, вплоть до дальних уголков Лапландии, а равным образом и на восточные и северо-восточные районы Финляндии, входившие, как и Карелия, в состав Древнерусского государства. В свою очередь эта, культура на ранних этапах испытывала влияние западной Финляндии и Готланда, а позднее всё более сильное — культуры Новгорода Великого. Оттуда поступали предметы церковного обихода, украшения, иконки, крестики-свидетельства влияния православной церкви16.

финны

Церковное влияние Новгорода отразилось не только в украшениях. В результате тесных связей с Русью среди карел распространилось православие; и решающим стал 1227 г., когда, по сообщениям русской летописи, новгородский князь Ярослав Всеволодович крестил множество карел. Воздействие христианизации распространялось и далее на запад, о чем свидетельствует проникновение в финский язык ряда славянских слов церковно-христианского значения, таких, как risti (крест), pappi (поп, священник), pakana (поганый, язычник) и raamatti (грамота, в значении «Библия»). Несмотря на то, что позднее в Финляндии верх одержала римско-католическая церковь, слова эти сохранились.

Раннее распространение славянской культуры на север и запад от новгородских владений устанавлено и по орудиям труда17. Восточнофинский серп, режущий, в противоположность западнофинскому-рубящему, сначала, на рубеже XI-XII веков, появился в Карелии, а оттуда распространнился далее на север и на запад. Карелы этот новый, более прогрессивный тип серпа переняли у новгородцев.

Далее… В. В. Седов.  Племена восточных славян, балты и эсты. Кривичи и словене

Племена восточных славян, балты и эсты
Эпоха викингов и ранее средневековье в Швеции

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*