Суббота , 24 Октябрь 2020
Домой / Мир средневековья / Общественные основы культуры и искусства славянских племён

Общественные основы культуры и искусства славянских племён

Славяне и скандинавы.
Под редакцией Е.А. Мельниковой. Москва: Прогресс, 1986

Йоахим Херрман.
Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона.

Общественные основы культуры и искусства славянских племён.

Иными, отличными от Скандинавии были общественные основы культурного и художественного творчества у славянских племён. На протяжении столетий, находясь у границ античной цивилизации и римских провинций в Восточной и Средней Европе, славяне испытывали влияние рабовладельческого общества. Насколько позволяет судить современное состояние исследований, в первой половине I тыс. н. э. славянское общество развивалось более динамично по сравнению с античным, превращаясь во всё более действенную историческую силу. Постепенно нарастает натиск этих племён, стремящихся овладеть античным наследием.

С начала VI века всё большее количество славян переселяется в Нижнее Подунавье и на Балканы, а к концу VI века они достигают южной Греции.

Значительная часть Венгрии, Семиградье, Словакия, Моравия, Чехия и области между Одером и Эльбой-Заале были освоены славянами не позднее рубежа VI-VII вв. Постепенно славянские племена продвигаются также и на южное побережье Балтийского моря, от Кильской бухты до устья Вислы30. Шаг за шагом продвигались к Балтике восточные славяне, проходя через земли финно-угорских племён между Чудским и Ладожским озерами, пока не достигли южного побережья Финского залива и далее, расселяясь вдоль Онежского озера, распространились далеко на северо-восток31. Таким образом, область Европы к югу от Балтийского моря со второй половины VI века приобретает новый этнический облик.

Для истории культуры и искусства стран Балтики последующих столетий эти изменения во многих отношениях имели основополагающее значение. В результате развернувшихся переселений оказались перерезанными сложившиеся пути из Скандинавии на юг. Связи по Одеру и Висле с Подунавьем и Балканами, прежде всего с Византией, теперь осуществлялись в иных условиях по сравнению с существовавшими в первые столетия н. э.

С 568 г. в Среднем Подунавье господствовали авары, мощная кочевническая племенная группа. Несколько позднее в южной Польше и на Верхнем Повисленье усилилась племенная держава вислян, а путь через Одер и затем Моравские ворота с 620-х годов вёл в пределы возникшего южнее государства Само. Это первое славянское межплеменное государство в 631 году охватывало Силезию, Моравию, Чехию, сербские земли по Эльбе и Заале и часть Лужицы.

Торговые связи Скандинавии с Нижним Подунавьем в середине VI века прервались32 или были резко ограничены33. Отсутствие византийских золотых солидов со второй половины VI века, по-видимому, вызвано кризисом империи; оно прослеживается и в дунайских землях, и в северном Причерноморье, и в Центральной Европе.

Эти исторические изменения были связаны с началом государственной организации и ростом военной мощи, строительством довольно крупных оборонительных систем, установлением верховного права на определенные территории. Требовалось время для того, чтобы скандинавы освоились с этими изменениями, произошедшими к югу от Балтийского моря, и смогли установить какие-то отношения с правителями славянских племён и племенных государств34. Одновременно некоторые области Скандинавии испытывают в VIII веке всё более усиливающееся воздействие быстро развивающихся феодальных обществ Меровингской державы и Англии35.

Изменение обстановки к югу от Балтийского моря имело далеко идущие последствия для культурного развития всего Балтийского региона в целом. Несмотря на разъединенность племён, с неизбежностью следовавшую из существовавшего способа производства, складывались всё более благоприятные условия для развития межплеменных связей внутри славянского мира, в силу этнической и языковой близости. В материальной культуре прилегающих к Балтике стран появляются новые веяния, порожденные взаимодействием античного наследия и достижений византийских провинций Подунавья и Балкан с культурами кочевнических степей и арабского Востока, но формирующиеся под воздействием местных потребностей.

9. Распространение фельдбергской керамики.
1. Основная область распространения фельдбергской и фрезендорфской керамики на реке Одер. Комплексы и единичные находки фельдбергской и фрезендорфской керамики за пределами основной области их распространения
2. на территории западнославянских племён,
3. на других территориях,
4. предположительная исходная область формирования керамики фельдбергского и фрезендорфского типов.

Выразительный пример такого культурно-исторического процесса — развитие керамического производства у славянских племён. В славянском мире можно выделить две зоны, в которых переход к характерному для античного общества высокоразвитому гончарному производству со свойственным ему многообразием керамических форм происходил различным образом. Одна зона занимала предполье бывших римских провинций к югу от Среднеевропейского нагорья и пересекающих его горных проходов области Верхнего Повисленья и по течению Одера от Моравских ворот до Нижней Силезии. В этой зоне с III века н. э. зародилось гончарное ремесло, традиции которого были восприняты средневековыми славянскими племенами Силезии и Прикарпатья36 и благодаря переселениям или культурным связям распространились среди славянских племён, живших вплоть до южного побережья Балтийского моря. Здесь эта керамика обрела специфический облик так называемой керамики фельдбергского типа37 (илл. 9). Впервые она стала известна в результате раскопок в Фельдберге (Мекленбург) и получила наименование по этому памятнику.

Фельдбергская культура — славянская раннесредневековая археологическая культура на южном побережье Балтийского моря и среднем течении реки Хафель. Отождествляется со славянским племенным союзом ободритов (бодричи) и лютичей.

Первоначально племена фельдбергской культуры заметно отличались от славян, поселившихся здесь ранее. Пришлое население проживало на сравнительно крупных укреплённых поселениях, состоящих из нескольких десятков дворохозяйств. В одном укреплённом граде проживало от 600 до 1000 человек. В этой связи нужно полагать, что перемещение фельдбергского населения осуществлялось большими, сплочёнными отрядами.

Фельдбергская керамика изготавливалась на гончарном круге, она хорошо обожжена и богато орнаментирована. Это преимущественно горшкообразные сосуды, невысокие, широкогорлые, с выпуклыми боками и суженной нижней частью. Они украшались многорядной волной или горизонтальными линиями, встречаются также штампованные узоры и налепные валики. Жилищами фельдбергского населения были наземные срубные дома.

Исследователи назвали эту керамику из-за её высоких технических и эстетических качеств «мейсенским фарфором средневековья«38. С VII веке фельдбергская керамика производилась прежде всего племенами Средней Померании, между реками Варновом и Парсентой. Благодаря своим достоинствам она получила широкое распространение вплоть до вендских земель в Ганновере, в отдельных случаях — до Рейна и в большом количестве — на северных берегах Балтийского моря вплоть до Средней Швеции, а также в северной Руси. Весьма вероятными представляются попытки организовать производство этой керамики в местных мастерских зарождавшихся торговых центров Швеции и Дании39.

Этот тип керамики подвергся дальнейшему развитию и преобразованию в керамику фрезендорфского типа, появляющегося в Волине с IX века; короче говоря, фельдбергская керамика стала основой для развития художественных видов массового производства керамики у многих славянских племён, а также у жителей скандинавских приморских торговых центров и домовых общин.

В Бирке производилась славянская керамика, считает шведская исследовательница раннесредневековой керамики Д. Селлинг. Минералогические анализы керамики Бирки, показали, что:
1) большая часть керамики, найденной в могильнике, привозная, произведена не в Бирке;
2) небольшая часть керамики произведена как в Бирке, так и в землях на южном берегу Балтийского моря. Ha недавно открытом торговом поселении IX века у Лёддечёпинга на Эресунде в 20 км севернее Мальмё, Т. Ольссон предполагает найдено местное производство фельдбергской и фрезендорфской керамики обратил моё внимание на новые результаты исследования распространения фельдбергской и фрезендорфской керамики в северо-западной Руси. Он пишет:

«Что касается фельдбергской и фрезендорфской керамики, следует отметить её появление в городах и на поселениях северо-западной Руси. Так, в последнее время С. В. Белецкий выявил в Пскове целый слой IX-X вв. с фельдбергскими и фрезендорфскими материалами. Подобные материалы имеются и в Старой Ладоге, Новгороде, Городке на Ловати и в других местах».

славянские гончарные клейма на днищах сосудов

Вторая зона освоения славянскими племенами античного наследия охватывает бывшие римские провинции к югу от Дуная, которые начиная с VI века были подчинены славянскими племенами. С рубежа VIII-IX вв. от Болгарии по бывшему византийскому Подунавью распространяется керамика, оказавшая значительное воздействие на скромную, однако сплошь орнаментированную домашнюю посуду почти всех славянских племён; с X века славянская керамика также появляется в Скандинавии, либо в качестве товара, либо, скорее, как тара для других товаров (например, мёда).

Эта позднеславянская керамика широко представлена от Киевской Руси вплоть до прибалтийских земель: низовьев Вислы (Гданьск), Поморья и Гольштейна; она оказала также определенное влияние и на области с ранее сложившейся высокоразвитой традицией гончарного производства, основанной на фельдбергском или фрезендорфском типах40. Позднеславянская керамика преобладает на Эланде в Швеции. Согласно данным М. Стенбергера, на поселении Экеторп в III периоде (XI-XII вв.) широко представлена именно эта позднеславянская керамика

Распространение керамики благодаря её массовости особенно наглядно выявляет культурные связи славянских племен балтийского побережья и областей, лежащих южнее, а также контакты через Балтийское море со Скандинавией. Развитие и распространение керамики ярко показывает, как преломлялись основные эстетические принципы формообразования в массовой продукции, а следовательно, как эта художественная форма воздействовала на стилистические течения в обширном регионе. Связи славян и скандинавов были, конечно, и в производстве украшений.

10. Височные кольца темпельгофского типа

На ремесленное производство в славянских городищах и торговых центрах Великопольши и Поморья в VIII-IX вв. особое воздействие оказало ювелирное мастерство дунайско-великоморавской области. Височные кольца темпельгофского типа представляют собой прекрасный образец такого воздействия, восходящего к византийской ювелирной традиции41. В различных вариантах, выработанных в Каринтии, Великой Моравии, Польше, низовьях Одера, эти кольца производились на протяжении многих столетий, в некоторых местах удержавшись до высокого средневековья. Наибольшее распространение их относится к X в. В это время в большом количестве они проявляются на Борнхольме и Готланде, а в единичных экземплярах — также на Зеланде и в Сконе42 (илл. 10).

11. Славянские украшения

Подобным же образом обстоит дело с распространением серебряных коробчатых височных колец43, полулунных колец с ланцетовидными привесками44, с серебряными одежными или поясными застежками45 и подвесками-капторгами. Другие формы украшений, вроде лунниц, служивших символом женской плодовитости, распространились на Балтику через восточнославянские земли46 (цв. илл. 24).

24. Подвески-лунницы из гнездовского клада

Сюда проникли, были освоены и переработаны также и прямые арабские прототипы многих украшений. К ним относятся зерненые лунницы, височные кольца с полыми коробчатыми бусинами, иногда украшенными зернью, ромбовидные привески, капторги. В странах арабского Востока эти украшения нередко изготавливали из золота, в славянском мире они воспроизводились главным образом в серебре (илл. 11).

Роль посредника в передаче этих украшений играл крупный торговый центр на Волге, Булгар, столица Волжской Булгарии47. Украшения из арабских стран достигали не только славянских, но и балтийских и скандинавских племён.

 

В Бирке в VIII-X вв. широкое распространение получил обычный для арабско-персидских территорий кафтан, отороченный шёлковой лентой. Отделка женских славянских сарафанов местного покроя в Бирке под влиянием арабско-персидского кафтана или византийского кавалерийского плаща, со временем видоизменяется, причём как в Бирке, так и в Польше и Поморье.

12. Женская одежда из Бирки (Швеция) — славянского покроя рубаха и платье, скрепляющееся скандинавскими фибулами.

Уже в самых ранних могилах Бирки IX века обнаружены остатки вышитых полотняных рубашек (илл. 12). Этот чуждый для Скандинавии вид одежды, очевидно, был позаимствован у восточных славян48.

Далее…  Скандинавия и Северо-Западная Европа

Скандинавия и Северо-Западная Европа в эпоху викингов.
Социальный строй и художественное творчество Скандинавии эпохи викингов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*