Четверг , 28 Март 2024
Домой / Мир средневековья / Социальный строй и художественное творчество Скандинавии эпохи викингов

Социальный строй и художественное творчество Скандинавии эпохи викингов

Илл.4. Бронзовые матрицы для изготовления чеканных пластин, VII в., найдены в Торслунде на о. Эланд, Швеция

Славяне и скандинавы.
Под редакцией Е.А. Мельниковой. Москва: Прогресс, 1986

Йоахим Херрман.
Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона.

Социальный строй и художественное творчество Скандинавии эпохи викингов.

Развитие культуры и искусства Скандинавии в раннее средневековье начиналось прежде всего в пределах домовых общин свободных бондов и при достаточно близких им по своему общественному укладу дворах племенной знати и «малых конунгов». Связь эта видна уже в памятниках эпохи Великого переселения народов, а корни уходят в первые века н. э. Локальные центры, будучи местами сосредоточения административной и культурной власти, становятся и центрами производственными. Сравнительно недавно это подтвердили открытия в местечке Торслунд-Бьёрнховд на Эланде: наряду с известными находками бронзовых матриц для изготовления бронзовых накладок с эффектными изображениями каких-то мифологических персонажей (цв. илл. 4) здесь в последние годы исследовано обширное поселение с мастерскими по обработке цветных и благородных металлов21.

Илл. 8. Распространение металлических украшений, изготовленных в Хельгё

В мелких племенных княжествах появляются резиденции вождей, сосредоточивших в своих руках значительную административную и экономическую власть. Видимо, с такими резиденциями связаны знаменитые династические могильники с погребениями в ладье, Вендель и Вальсъерде в Средней Швеции.

Крупнейшую из резиденций, королевскую усадьбу в Упсале, обслуживало самое раннее из известных сейчас в Швеции торгово-ремесленное поселение, в V-VII вв. располагавшееся на острове Хельгё близ Стокгольма, на озере Меларен. Ремесленная продукция из Хельгё шла на Готланд и в Финляндию через племенные земли свеев (свебов) (илл. 8). Производство и обработка железа, мастерские ювелиров, равно как и стеклоделов, слесарей и гребенщиков, располагались здесь в постройках, достигавших 20 метров длины (илл. 60).

Из Индии в Хельгё попала маленькая бронзовая статуэтка Будды (цв. илл. 2); ирландский епископский посох VIII века свидетельствует о ранних связях с Британскими островами, многочисленные находки славянской керамики — о тесных связях с морским побережьем близ устья Одера.

Илл.2. Статуэтка Будды, найдена в Хельгё (Швеция)

В домовых общинах, в усадьбах «малых конунгов» и князей постепенно создавался своеобразный облик искусства формировавшегося классового общества; противоречия между угнетенными слоями производителей и обладающей властью знати хотя и существовали, но не обострялись по крайней мере до конца X века. Родовые домовые общины во главе с свободными бондами, которые сами имели рабов, обеспечивали свою независимость от господ типа Эрлинга.  Общинное самоуправление родовых домовых общин осуществлялось на народных собраниях — «тингах», в военных предприятиях — «викинге» и народном ополчении — «ледунге». Людям, занятым работой в домовых общинах знати и у свободных бондов, патриархальная родовая община гарантировала общественную безопасность и удовлетворение их жизненных потребностей. Господам и подчинённым, богатым и бедным, эксплуатируемым работникам и рабыням, ремесленникам и крестьянам, мир казался вечным, устойчивим бытием, благодаря установленной иерархической системе, принятой по воле языческих богов асов.

Записанная в Исландии XIII столетия «Песнь о Риге», поэтическая форма и содержание которой несут определенный отпечаток кельтского влияния, сохранила для нас древние северные представления о происхождении миропорядка.

Бог Хеймдалль (Heimdallr), сын Одина, странствовал по свету, посетил различные места на севере Скандинавии, и получил среди людей много имён, его называли Риг (Rig = РОГ), так как он владел золотым Гьяллар-хорном (Gjallarhorn — «кричащий рог»). Согласно скандинавской мифологии. Хеймдалль должен протрубить в золотой рог в роковой день Рагнарок (ragnarök — «РОГА-РОК»), когда увидит, как враги Асгарда прибывают на равнины Вигрид (Vigrid), и боги выступят в последнюю битву.

От Эдды (Прабабки) родился у Хеймдалла сын Трэль (Раб), родоначальник сословия рабов.
Хлев со свиньями и козами,
удобрение полей,
добыча торфа и
строительство оград
их удел в этом мире.

Амма (Бабка) родила от Рига сына Карла (Мужика). Карл имел право носить и пользоваться оружием. Отсюда пошёл род свободных Карлов:
Карл быков приручал,
и сохи он ладил,
строил дома,
возводил сараи,
делал повозки,
и землю пахал.

Богатая хозяйка (Мать) родила от Хеймдалля сына Ярла (Знатного) и его спеленала шелками…
Румяный лицом,
а волосы светлые,
взор его был, как змеиный, страшен.
Ярл в палатах начал расти;
щитом потрясал,
сплетал тетивы,
луки он гнул,
стрелы точил,
дротья и копья в воздух метал…
махал он мечом, плавал искусно.
Риг обучил его тайне рун,
сыном назвал его,
дал своё имя,
дал во владенье наследные земли…

Тотчас же Ярл начал завоевания:
кровью поля обагрял,
врагов убивал,
завоевывал земли.
Восемнадцать дворов —
вот чем владел он,
щедро раздаривал людям сокровища,
поджарых коней,
дорогие уборы,
разбрасывал кольца,
запястья рубил.

Ярл основал сословие знати. Его многочисленные дети проводят время в подобающих знати занятиях:
Играм учились…
тавлеям и плаванью,
был ещё Кунд,
а Кон был младшим22.

Имя последнего, Коn ungr, соотнесено с королевским титулом konungr.  По преданию, рождённый от бога Хеймдалля Коn ungr стал во главе скандинавского общества, так создано божеством деление общества на классы — знати, свободных и рабов.

Мировоззрение и искусство древнескандинавского общества служили не только для утверждения и закрепления ведущей социальной роли господствующих классов, но и основной массе свободного населения. Эта своеобразная демократичность обеспечила великолепный и яркий расцвет северного искусства.

Для свободных «могучих бондов», богатых и независимых глав прочных домовых общин, их отношение к искусству и имуществу определялось стремлением с помощью материальных и художественных средств демонстрировать свой социальный статус23. Пышные пиры, гостеприимство, превышающее требования социального статуса хозяина, дорогостоящие подарки-гостинцы — вот проявления этого отношения24. Богатая столовая утварь, дорогие одежды, великолепно изукрашенное оружие, пышно декорированные дома и палаты, цветные ткани с изображениями, хвалебные повествования о собственных деяниях в песнях, а также изобразительные композиции на поминальных камнях, стелах с рельефными раскрашенными изображениями, орнаментация металлических украшений или резьба по дереву отражают ту же тенденцию, как и преувеличенные проявления жизненной силы в борьбе или сексуальной активности.

«Шведы не знают меры относительно женщин», — писал хронист Адам Бременский ещё в XI веке25, а «Сага о Йомсвикингах» строит сложную конфликтную ткань: богатый домохозяин Пальнатоки с острова Фюн отомстил убийце своего отца, конунгу данов Харальду Синезубому, тем, что однажды, пригласив его на пир, подсунул конунгу жену своего челядина, Наэ-Эсу; та родила от Харальда сына, названного Свеном, он был воспитан при дворе Пальнатоки, и в конце концов Пальнатоки посадил Свена на престол Харальда26.

Племенные конунги и ярлы пытались превратить свободных бондов в подданных, в феодально-зависимых крестьян, силой утверждая их подчинение и своё право на эксплуатацию. К этому вело образование государств, разворачивающееся в течение эпохи викингов IX-XI вв., и крестьянские восстания, равно как широкое эмиграционное движение бондов в северную Скандинавию, Исландию, Финляндию, были следствием начавшегося формирования средневекового феодального общества27. Относительная стабильность скандинавского социального строя, каким он обрисовывается в «Песни о Риге», создаёт определенные проблемы в отнесении его к той или иной общественной формации. Некоторые медиевисты, основываясь на концепции советского историка А. И. Неусыхина, считают, например, что следует говорить об особом «варварском обществе», развитие которого происходило вне известных классовых формаций28. Я, однако, как академик Б.А. Рыбаков и другие, полагаю, что мы имеем дело с обществом переходного периода от родового строя к феодальному, для его характеристики можно пользоваться понятием «военная демократия»29. Общественные отношения военной демократии у финских и балтских племён определенно сохранялись до XI-XII вв.

Далее… Общественные основы культуры и искусства славянских племён.

Общественные основы культуры и искусства славянских племён
Язычество в развитии культуры и искусства в странах Балтики

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*