Славяне и скандинавы.
Под редакцией Е.А. Мельниковой. Москва: Прогресс, 1986
Йоахим Херрман.
Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона.
Скандинавия и Северо-Западная Европа
Начиная с рубежа VII–VIII вв. и особенно в IX века прослеживается ещё одно течение, всё более воздействующее на культурное и художественное развитие стран Балтики, — влияние северо-западной и западноевропейской культур Ирландии, Англии и Франкской державы Меровингов, а затем Каролингов. Для некоторых областей Скандинавии это течение стало определяющим. Не всегда можно выявить его влияние в деталях.
Однако несомненно, художественный стиль эпохи викингов в изобразительном искусстве Скандинавии, представленный великолепными образцами в деревянной резьбе корабля из Осеберга (илл. 13, цв. илл. 6), а также бесчисленными произведениями малых форм, своим обликом очень во многом обязан растительным мотивам, почерпнутым из франкского искусства, а также образу «каролингского льва».
13. Резное украшение корабля, Усеберг, Норвегия, начало IX в.
В IX–X веках эти мотивы слились в скандинавском искусстве с характерным для него ленточным плетением и звериным орнаментом49. Однако последний, кажется, в свою очередь формировался в предшествующий, вендельский период (VI–VIII вв.) под влиянием англосаксонского и особенно ирландско-шотландского кельтского искусства50. И континентально-европейская, франкская, англо-ирландская, зоны оставались источником воздействия на искусство Скандинавии на протяжении всей эпохи викингов вплоть до XI века.
Следующая волна влияния на скандинавское искусство выявляется в конце эпохи викингов на исходе X – начале XI в., когда в скандинавской орнаментике появляются новые западноевропейские элементы: «маски» и «усики». Две богато украшенные шкатулки из Бамберга и Каменя, причём последняя, несомненно изготовленная на Балтике, демонстрируют эти связи51.
Основные элементы изобразительного искусства викингов — 8 — 12 века.
Стиль Броа – конец 8 века — начало 9 века — ленточные орнаментальные мотивы клада из Броа (остров Готланд, Швеция) и 9 век — погребение Усеберг. Прежде всего- это резьба по дереву.
Характерной чертой стиля Броа является изображение неравномерная толщина волнистых линий, неровных асимметричных фигур, асимметричность орнамента, заключенного в симметричную «геометрически правильную рамку».
«Округлое туловище» зверя разделено на переднюю и заднюю половины, и соединено миниатюрной «талией». Изображение голов зверя в фас, а не профиль. Миниатюрная голова зверя вплетается в тело соседнего зверя. Характерной черта стиля Броа является мотив изображения зверя в виде восьмёрки.
Стиль Борре возник в 30-е годы 9 века и существовал до конца 10 века.
Название дано по кладу литых бляшек из местечка Борре.
Характерной чертой стиля Борре является выделенная голова животного. Зооморфные элементы окончательно складываются в зооморфный узел, связанный ленточным орнаментом, и отсутствием линейного ленточного орнамента.
Стиль Борре использовался в ювелирных работах в технике зерни и скани.
Мотивы изображений в стиле Борре. В центре круглых фибул изображалась морда зверя в фас (сверху), остальное поле фибулы было занято сплетениями туловища. Или изображение морды зверя в фас над дуговидным туловищем. Изображение из цепи колец, с чередованием кругов и ромба или треугольника, без замысловатых узлов.
Основное отличие стиля Борре от стиля Усеберг/Броа состоит в полном вытеснении линейного ленточного орнамента, и изображение стандартного элемента звериного узла и цепи из колец (ring-chain). Начало массового производства украшений и стандартизация стиля Борре.
Стиль Еллинге — в 870-1000 гг. в эпоху викингов в Ютландии (Дания).
Вторая разновидность звериной орнаментики эпохи викингов получила название стиля Еллинг, по находкам в резиденции датских конунгов IX-X веков. Название стиля Уллинге происходит по находке серебряной чаши из королевского кургана в Еллинге (Дания). Длительное время он сосуществует с более языческим и простым стилем Борре.
Изображения в стиле Еллинга изящно и точно вписываются в компактную плоскость украшаемой вещи – будь то накладная пластина, венчик серебряной чаши, бордюр фибулы, декоративный обод луки седла.
Основу композиции образуют переплетенные фигуры зверей в виде восьмёрки. Их тела переданы длинными узкими линиями, головы изображены в профиль схематически, без лишних деталей, выделена разинутая пасть и огромный глаз.
Находка из «Стаффордширского клада» 7-8 века
Тело, латы и всё пространство до предела насыщены декоративными элементами из ритмично расположенных шариков ложной зерни, насечками, оттисками штампа, покрывающими сплошь ленту туловища и шеи; извивающимися линейными отростками, идущими от лап; множеством дополнительных линий, оплетающих тела зверей служат вторичным фоном основного изображения.
Стиль Еллинг значительно более аристократичен, и украшен по королевски. Изысканные и эффектные вещи еллингского стиля выполнены с большим художественным вкусом, они часто были украшены позолотой и рассчитаны на богатых людей из окружения конунга.
Находка из «Стаффордширского клада» 7-8 века
Характерные особенности стиля Еллинге — изображение головы зверя в профиль, и лентовидные туловища зверей в переплетении фигур.
Частое изображение зверей развернутых спинами друг к другу, и смотрящих в противоположные стороны. Развитие растительной орнаментации, широкое распространение завитков растений.
В позднем еллингском стиле распространяется образ большого зверя, полностью заполняющего плоскость изображения; он вытесняет звериный орнамент предшествующего периода. Зверь, изображенный во весь рост, отличается особой монументальностью. Остается открытым, правда, вопрос о том, насколько широко распространился в скандинавском искусстве этот новый образ, происхождением своим обязанный континентальному искусству52 (илл. 14).
Стиль Маммен (960 – начало 11 века).
Название Стиль Маммен получил по характерным изображениям на литых изделиях из кургана в Маммене (Дания).
Изображения зверя менее абстрактно, увеличен размер тела зверя, часто спиралевидное изображение бедренной части конечностей зверя. На внутренней орнаментации изображают несколько рядов полос или точек.
Стиль Маммен был распространен в Дании в 960-1020 гг. Он представлен в орнаментике, которой был украшен топор, найденный в захоронении некоего богатого человека в Маммене (Средняя Ютландия).
На обеих сторонах и обухе топора изображены исполненная силы птица и пышный плетёный орнамент, выполненный в виде инкрустации серебряной нитью. Стиль Маммен является несомненным продолжением стиля Еллинг, так что подчас их бывает трудно отличить друг от друга, но в новом стиле животные и птицы имеют туловище, и большое значение приобретает растительный орнамент.
Находки из «Стаффордширского клада» 7-8 века . Стиль Маммен
В стиле Маммен нет симметрии, но он отличается силой и экспрессией. Он представляет собою великолепный синтез скандинавского и западноевропейского искусства. В искусстве Западной Европы в то время было принято более натуралистическое изображение животных и изобилие растительного орнамента.
Стиль Рингерике (50-е годы 10 века – 70- годы 11 века). Название Стиль Рингерике получил по резному руническому камню эпохи викингов, найденному в Рингерике. Основной мотив — изображение передаёт мощь и энергию одной фигуры большого зверя, орнамент создается переплетением его конечностей. Характерная черта стиля Рингерике – спиралевидное оформление бедра зверя.
Стиль Урнес (50-е годы 11века – 12 век).
Деревянная резьба церкви Урнес в Западной Норвегии украшает двойные двери, угловой столб, и сохранившиеся частично панели фронтонов. Стиль Урнес стал последней фазой длительного развития скандинавской звериной орнаментики.
В стиле Урнес пропадают мощь и энергия стиля Рингерике. Стиль Урнес пришёл на смену стилю Рингерике по всей вероятности в середине XI века, и был распространён ещё в течение целого столетия.
Стиль Урнес назван по характерному стилю орнамента деревянной резьбы на двойных дверях церкви в Урнесе (Норвегия).
Старый мотив «звериного стиля» – сражающиеся звери,в стиле Урнес выступает в изысканных и плавных линиях растительного орнамента, переплетения тонких линий, заканчивающихся трилистником или головой птицы, змеи.
В стиле Урнес встречаются змееподобные животные, переплетающиеся змеи, напоминающие тонкие стебли растений, иногда увенчанные змеиной головой. Характерной чертой стиля Урнес является асимметричная композиция из волнообразно переплетённых растений, тел животных и змей. Петли изображены в форме цифры 8, и для этого стиля характерны равномерные расширения и сужения, без резких переходов.
Стиль Урнес виртуозно используется в изображениях на многих рунических камнях в Средней Швеции, и при этом волнообразная орнаментика приспособлена к форме камня, а руны вырезаны внутри длинного туловища змей.
В Швеции скандинавский стиль Урнес получил название «стиль рунических камней», оказавшее сильное влияние на римское искусство, преобладавшее в то время в Скандинавии.
Далеее… Тенденции художественного развития на южном побережье Балтики.