С 1873 по 1880 годы журнал «Мотивы русской архитектуры» публиковал проекты и эскизы жилых домов, общественных зданий, мебели и декора, созданные последователями «русского стиля» в архитектуре второй половины XIX века. Этот стиль опирался на традиции народной культуры, возрождая старинные приёмы и мотивы русского зодчества.
Русский архитектор Иван Павлович Ропет (настоящее имя Петров Иван Николаевич -1845 — 1908) основоположник «ропетовского» направления в русском стиле («ропетовщина»), оказал большое влияние на формирование «псевдорусского стиля» в архитектуре и искусстве. Архитектора Ропета поддержали другие представители «русского стиля» внутри романтического историзма в архитектуре Виктор Эдуард Гартман (1834–1873), томский архитектор, профессор Константин Константинович Лыгин.
Романтический историзм строится на понимании истории Отечества, как истории человеческого рода. Генетическая память нации живёт в каждом её представителе и многое объясняет в его характере. История и современность тесно связаны – обращение к прошлому для большинства романтиков становится способом национального самоопределения и самопознания. Романтический историзм способствует «погружению в эпоху», которое невозможно без тщательного изучения документов и источников.
«Погружение в эпоху» помогает понять психологию исторических персонажей, познакомиться с обычаями прошлого, воссоздать «местный колорит» и «дух времени» не как маскарад, а как особую мотивировку поступков людей и исторических событий.
Период с 50-х по 90-е годы XIX столетия ознаменовался господством романтического историзма не только в России, но во многих странах Западной Европы. В это время начался период воссоздания художественных стилей напоминающих «старые добрые времена», создавались новые архитектурные формы с элементами старины и роскоши прежних времён.
После череды революций, случившихся в 1848-1849 годах, представители среднего класса в европейских странах быстро богатели. Буржуазия стремилась иметь роскошные, богатые интерьеры. Мастерские и фабрики по производству мебели и предметов интерьера стремились угодить состоятельным заказчикам. Они изготавливали новые изделия, заимствуя элементы, свойственные разным стилям прошлых эпох. Романтический историзм представляет собой очень пёстрое направление в искусстве и архитектуре, опирающееся на традиции и черты более ранних эпох и стилей.
Отличительной чертой русского народного деревянного зодчества является отношение к дереву не только как к строительному материалу, но и как к живому материалу декоративного искусства.
Многообразие форм русского народного деревянного зодчества складывается из разного сочетания традиционных архитектурно-конструктивных приёмов, повторяемых в различных вариациях. Неповторимость целого архитектурного ансамбля постройки складывается из повторяющихся деталей, передающих особое настроение зодчего, как в музыке талантливый композитор создаёт неповторимое музыкальное произведение из гармоничного сочетания различных вариаций 7 нот. Мотивы русской архитектуры архитектурно-конструктивных приёмов легко узнаваемы, но вы не найдёте двух совершенно одинаковых зданий.
Важным свойством традиционных деревянных построек русской архитектуры является возможность сборки конструкции дома, и при необходимости разборка конструкции и перенос на другое место.
В старину на Руси строили всё из дерева – деревянные храмы и часовни, деревянные крепости и дворцы, деревянные дома и хозяйственные постройки, города и села.
Живописные силуэты причудливых деревянных зданий складывались в замечательные архитектурные ансамбли удивительно гармонирующих друг с другом и окружающей природой.
Русское деревянное зодчество – это поистине народное искусство, достигшее высот мастерства, поражающего воображение.
Исследуя Мотивы русской архитектуры, мы имеем возможность лучше узнать формы русского народного деревянного зодчества России второй половины XIX столетия.
Исследуя традиционные русские архитектурно-конструктивные приёмы, мы сохраняем память о великом наследии русского зодчества, пополнившего копилку шедевров мировой архитектуры.
Хотелось бы, чтобы и современные архитекторы в своих проектах чаще применяли знания и опыт своих гениальных предков. Обаяние русского стиля старинных дач.