Археологи из Норвежского института культурного наследия во главе с Анной Петерсен при раскопках в Тронхейме (Нидарос) обнаружили остатки деревянной церкви святого Климента XI века, построенной норвежским королём Олафом II Харальдсоном за несколько лет до его смерти, и ставшей первым центром почитания Олафа Святого — последнего общего святого римско-католической и греко-православной церквей. Святой Олаф считается небесным покровителем и Rex Perpetuus — «Вечным королем» Норвегии, покровителем всех путешествующих по Балтийскому морю.
Через год после погребения короля Олафа Харальдсона, в 1031 году стали рассказывать о многочисленных чудесах, случавшихся на месте его погребения в деревянной церкви святого Климента.
Один из миссионеров, привезённых Олафом II из Англии в Норвегию, епископ Гримкелл, вскрыл его гробницу и обнаружил, что тело короля не тронуто тлением и объявил Олафа II Харальдсона святым. Церковный хронист второй половины XI века Адам Бременский сообщает о толпах паломников, стекавшихся в Нидарос поклониться мощам Святого Олафа.
В конце XI века мощи Олафа Святого перезахоронили в алтаре Нидаросского собора в Тронхейма, строившегося с 1070 по 1300 г.г. Канонизацию Олафа II утвердил римский папа Александр III в 1164 году.
В конце 10 века король Олаф Харальдсон основал в устье реки Ниды город Нидарос — один из старейших городов Норвегии. В XI и XII веках в Нидаросе хоронили норвежских королей и возводили на трон королей Норвегии, поэтому город получил название Тронхейм (норв. Trondhjem — «дом сильных»). Почти до середины 13 века Нидарос был столицей Норвегии, в 1230 году уступив это звание Бергену — центру ганзейской торговли.
Олаф Харальдсон был первым христианским королём Норвегии, правившим в 1015–1028 годах. При жизни он был известен как Олаф Толстый (Óláfr Digre), и стал персонажем нескольких скандинавских саг и одной скандальной истории, в которой замешаны древнерусский князь Ярослав Мудрый и его жена.
Олаф Харальдсон родился в 995 году в области Рингерике (норв. Ringerike) на юге Норвегии. Олаф происходил из рода Харальда Прекрасноволосого, первого короля Норвегии. Отец Олафа Харальдсона, правитель Вестфольда, небольшой области на юго-востоке Норвегии, погиб ещё до его рождения, и вырастил Олафа отчим, правитель соседнего Рингерике по имени Сигурд Свин. Впоследствии родной сын Сигурда, Харальд Суровый (1046 — 1066 г.г.), также был королем Норвегии.
Начиная с двенадцати лет, Олаф Харальдсон участвовал в походах викингов, на остров Саарема, в Южную Финляндию, Фрисландию, много воевал в Англии, Дании, Швеции, Эстонии. Согласно скандинавским сагам, Олаф Харальдсон провёл атаку судов по Темзе, в ходе которой был разрушен Лондонский мост, но аглосаксонские хроники этого эпизода не содержат. Олаф считал, что должен объединить Норвегию под своей властью подобно тому, как это сделал его прапрадед Харальд Прекрасноволосый (fair-haired — РУСЫЙ; 872 — 933 гг. н.э.) — первый король Норвегии.
В 1013 году 18 летний Олаф Харальдсон принял христианское крещение в Руане, в Нормандии — области на севере Франции, которой тогда владели выходцы из Скандинавии, норманы. Вернувшись в Норвегию в 1015 году, находившуюся под властью датского короля Свена Вилобородого, Олаф Харальдсон провозгласил себя королем Норвегии, победил своих противников и изгнал из страны наместника датского Свена.
С 1015 года Олаф Харальдсон стал править Норвегией, насаждая в стране христианство и искореняя язычество. Среди его приближенных был епископ Гримкель из Англии, и который считается основателем норвежской церкви.
Норвежский король Олаф Харальдсон вёл переговоры о браке с Ингигердой, дочерью первого христианского шведского короля Олафа (швед.Olof Skötkonung) по прозвищу Шётконунг. Однако шведский король Олаф предпочёл выдать свою дочь Ингигерду — Ирину (1001-1050 г.г.) за конунга Ярицлейфра Валдамарссона (Ярослава Владимировича, известного как князь Ярослав Мудрый). Ингигерда отправилась в Новгород (Хольмгард) к Ярославу Мудрому в 1019 году.
В приданое шведская принцесса Ингегерда получила от отца город Альдейгьюборг (до 1703 года Ладога, ныне село Старая Ладога) с прилегающими землями, которые с тех пор называются Ингерия (фин. Инкеринмаа) — «земли Ингегерды». Княгиня Ингигерда (Ирина) с детства знала славянский язык, так как её мать, королева Астрид, была дочерью ободритского князя.
Княгиня Ирина (Ингигерда) стала матерью четырёх дочерей и шестерых великих князей, детей Ярослава Мудрого: Владимир Ярославич (1020-1052 г.г.), князь новгородский.
Изяслав I Ярославич (1024-10-78 г.г.), князь туровский, женился на дочери польского короля Мешко II княгине Гертруде.
Святослав II Ярославич, князь черниговский, в 1054—1073 составил с братьями «триумвират Ярославичей» и правил Древнерусским государством вместе со старшим братом Изяславом и младшим Всеволодом, а с 1073 года стал великим князем киевским.
Всеволод Ярославич (1030-1093 г.г.), с 1078 г. — «князь всея Руси» женился на греческой царевне Анастасии (по другим сведениям — Марии). Старший сын Всеволода Ярославовича от брака с византийской принцессой из рода Мономах, князь Владимир был назван в честь своего деда – Владимиром Мономахом.
Вячеслав Ярославич (1036-1057 г.г.), женился на германской принцессе Оде Леопольдовне, графине Штаденской.
Игорь Ярославич (1035-1060 г.г.), князь волынский женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламиндской.
Елизавета (1025-1056 г.г.), в замужестве — Эллисава, в 1043 г. стала женой норвежского короля (с 1046 по 1066 год) Харальда III Хардрада (=Харальд Суровый) Сигурдарсона, младшего брата Олафа Святого. Их дочь Ингигерд (внучка Ярослав Мудрого) вышла замуж за датского короля Олафа Свейнссона и стала королевой Дании в 1086—1095 годах, и королевой Швеции в 1105—1118 годах, став женой шведского принца Филиппа.
Анастасия (1023-1094 г.г)(в замужестве — Агмунда) стала женой венгерского герцога Андраша I, королева Венгрии в 1046—1060 годах.
Анна (1032 — 1089 г.г.), вышла замуж за короля Генриха I Французского, до которого «дошла слава о прелестях принцессы, а именно Анны, дочери Георгия, короля Руссии, ныне Московии, и он был очарован рассказом о её совершенствах». 14 мая 1049 г., в день Святой Троицы, в древней французской столице – городе Реймсе – Генрих I торжественно обвенчался с княгиней Анной Ярославовной. Она подарила Реймскому собору святое Евангелие, привезённое из Киева, впоследствии названое «Реймское Евангелие». Короли Франции на протяжении многих веков приносили клятву верности французскому государству на этом Евангелии, написанном кириллицей в киевском Софийском соборе в 40-х гг. XI века. Во Франции она стала известна как Анна Русская, а после смерти короля Генриха I королева Анна стала регентшей при малолетнем сыне Филиппе I. В 1060 г. королева Анна, выполняя давний обет, основала монастырь Святого Викентия в Санлисе. Надпись на цоколе гласила: «Анна Русская, королева Франции, основала этот собор в 1060 году».
Агафья (Агата) — младшая дочь Ярослава Мудрого. Известно, что Эдуард Изгнанник находился в Киеве примерно в 1038-1046 годах, и тогда же он «взял в жёны девушку из местного знатного рода», младшую дочь «русского короля» Ярослава Мудрого. Эдуард Изгнанник был сыном короля Англии Эдмунда II Железнобокого (990-1016) из Уэссекской династии, правившей объединённой Англией с 871 года. По приказу завоевателя Англии, англо-датского короля Кнуда Великого (994-1035) были отправлены в изгнание Эдуард и его брат Эдвин, на родину победителей в Данию. Однако сторонники англосаксонской династии тайно увезли юных принцев в Ладогу, где посадником (ярлом) был Регнвальд Ульвсон, родственник шведской принцессы Ингегерды (Ирины), жены Ярослава Мудрого, а оттуда — в Киев. В 1046 году Эдуард Изгнанник сопровождал венгерского короля Андраша I в его поездке из Киева в Венгрию. Известные европейские хронисты того времени уверенно сообщают, что Агата (Агафья) была родной сестрой жены короля Венгрии Анастасии Ярославны (ок. 1028 — 1074/1094).
По одной из версий, овдовев в 1054 году, супруга князя Ярослава Мудрого княгиня Ингигерда (Ирина) постриглась в монахини под именем Анна. Традиция церковного почитания княгини Анны, погребенной в новгородском Софийском соборе, восходит к XV веку. С этого времени Анна становится небесной покровительницей Великого Новгорода.
Олаф Толстый в том же 1019 году женился на другой дочери шведского короля Олафа – Астрид, рожденной от наложницы. От этого брака ведут происхождение многие европейские династии, включая Саксен-Кобург-Готскую (Виндзорскую) династию, правящую сейчас в Великобритании. Интересно, что в 1905 году дочь английского короля Эдуарда VII стала женой норвежского короля Хокона VII. Она стала матерью короля Олафа V и бабушкой нынешнего норвежского короля Харальда V. Таким окружным путём потомки Олафа Святого через тысячу лет вернулись на норвежский престол.
В XI веке никто не мог долго спокойно править в Норвегии. В 1026 году Кнут Великий с огромным войском прибыл из Англии, где он правил (1016 — 1035 г.г.). Противостоять ему Олаф оказался не в силах, тем более что своей политикой насильственной христианизации он восстановил против себя многих своих подданных, и в 1029 году вынужден был бежать бежать на Русь к новгородскому князю Ярославу Мудрому. Недовольные правлением Олафа Толстого норвежские ярлы поддержали Кнута Великого, и тот стал править в Норвегии, сделав своим регентом одного из конкурентов Олафа – ярла Лейфа Эриксона (970 — 1024 г.г.) В 1024 году Лейф погиб во время кораблекрушения, и Норвегией от имени Кнута Великого стал править сын Лейфа Свен Кнутссон.
Весной 1030 года Олаф Толстый решил, что это подходящий момент, чтобы вернуть себе власть, собрал в Швеции войско и двинулся в Норвегию отвоевывать власть у наместников Кнута. Олаф Харальдсон (Толстый) оставил на Руси своего сына Магнуса, рождённого от наложницы, по свидетельству монаха Теодорика. Олаф собрал в Швеции армию и 29 июля 1030 года Олаф Харальдсон дал бой войску норвежской знати, поддерживавшей Кнута Великого, близ селения Стикластадире (современный Стиклестад), но его войско потерпело поражение и сам Олаф погиб в бою и был похоронен именно на том самом месте, где стоял основанная им христианская церковь святого Климента.
После гибели Олафа Ярослав Мудрый усыновил Магнуса (1066-1069 гг.). На Русь, к Ярославу, бежал и единоутробный брат короля Олафа Харальдсона — Харальд Хардрад (Харальд Суровый; 1046 — 1066 г.г.), сражавшийся рядом с Олафом в битве при Стиклестаде, женился на дочери Ярослава Мудрого Елизавете. Впоследствии Харальд Суровый со своей дружиной поступил на службу в варяжскую гвардию византийских императоров, принимал самое деятельное участие в дворцовом перевороте, в результате которого был свергнут и погиб император Михаил V Калафат.
В 1035 году Магнус, получивший прозвание Добрый, не без помощи Ярослава Мудрого стал королём Норвегии, а в 1042 году Магнус Добрый стал королём Дании. В 1047 году норвежский трон достался Харальду Суровому. Впоследствии, в 1066 году Харальд Суровый в союзе с Вильгельмом Нормандским пытался завоевать Англию, но погиб в битве при Стамфорд-Бридже. С его гибелью, согласно традиционной периодизации, закончилась «эпоха викингов» (с 750 по 1050 год н.э)
Магнус Добрый и Харальд Суровый всячески способствовали распространению культа Олафа Святого. Нидаросский собор как главную святыню Норвегии и усыпальницу «Вечного короля» начал строить король Олаф Тихий (1067–1093 г.г.), а закончилось строительство лишь в 1300 году.
Латинское житие Олафа, написанное в XII веке нидаросским епископом Эйстейном Эрлендссоном, поэмы скальдов XI века и скандинавские саги, записанные в Исландии в XIII веке, такие как знаменитый «Круг земной» Снорри Стурлусона, создают причудливо противоречивый образ короля Олафа.
«Сага об Олаве Святом» так описывает гибель короля Олафа: «Тут Торстейн Корабельный Мастер нанёс Олаву конунгу удар секирой. Удар пришёлся по левой ноге выше колена. Финн сын Арни тотчас cpaзил Торстейнa. Получив эту рану, конунг опёрся о камень, выпустил меч и обратился к Богу с мольбой о помощи. Тогда Topиp Собака нанёс ему удар копьём. Удар пришёлся ниже кольчуги и копьё вонзилось в живот. Тут Кальв нанёс конунгу конунгу удар мечом. Удар пришёлся с левой стороны шеи. Ho люди по разному говорят o том, куда Кальв ранил конунга. От этих ран конунг Олав умер. После его гибели пали почти все, кто сражался рядом с ним.» (перевод Ю. К. Кузьменко).
Краткое пребывание Олафа в Новгороде Великом с осени 1029 до весны 1030 года стало предметом исследования Т.Н. Джаксон в её книге «Четыре норвежских конунга на Руси» (2000). В отечественной историографии особое внимание традиционно уделяется отношениям Олафа с женой Ярослава Мудрого Ингигердой (в крещении — Ириной), дочерью шведского короля Олафа. Есть предположения, что отцом одного из сыновей Ярослава на самом деле был Олаф.
До XIV века церковь святого Олафа существовала в Новгороде Великом, где он провёл некоторую часть своей бурной жизни. В древнерусских источниках эта католическая церковь называлась «варяжской божницей».
Находки археологов в Тронхайме.
За время раскопок археологи под руководством Анны Петерсен (Anna Petersén) нашли деревянный фундамент церкви на улице ворот Сёндре в Тронхайме (ранее Нидарос), принадлежащий поздней из четырех церквей, последовательно построенных на этом участке. Остатки церкви находились в двух с лишним метрах от более ранних археологических останков, где тоже находилась древняя церковь.
Все четыре церкви были деревянными. Полностью их остатки раскопать невозможно, так как западный край участка находится под современным зданием каменного Нидаросского собора в Тронхейма. Самая ранняя из церквей имела угловые столбы из брёвен толщиной около 45 сантиметров, но её стены опирались на плоские камни. Подобная конструкция, по словам учёных, известна и в других ранних церквях Скандинавии.
Специалисты по дендрохронологии изучили два бревна из этой церкви и установили, что деревья были срублены в 1008 или 1009 году.
«Точная датировка этих оригинальных бревен позволяет нам быть уверенными в том, что это была церковь, построенная Олафом Харальдссоном и посвященная Святому Клементу», – говорит Анна Петерсен.
В этой самой ранней церкви при раскопках деревянных столбов были найдены обломки тонко вырезанной каменной купели. Они были использованы при строительстве для закрепления свай. Согласно одной из саг, король Олаф Трюггвасон (англ.Olav Tryggvason, Óláfr Tryggvason; по прозвищу «Воронья кость» (=Кракабен); ок. 963—1000 г.г.), правнук короля Харальда Прекрасноволосого, основав Нидарос, построил там первую церковь и свои чертоги (Kongsgård). Возможно, эти обломки купели взяты из церкви Олафа Трюггвасона, находившейся где-то неподалеку, предполагает Анна Петерсен.
Наличие на этом месте ещё трёх церквей, доказывает, что церковь Святого Клемента продолжала почитаться даже после того, как останки Олафа Святого из неё перенесли в Нидаросский собор в Тронхейме.
От второй церкви остались камни фундамента, на которых покоились деревянные стены. В восточной части, где располагался алтарь, археологи нашли квадратную каменную плиту. Дата постройки второй церкви не известна, но ясно, что она погибла во время пожара, следы которого сохранились на камнях. Сгоревшие бревна были аккуратно убраны, а каменный фундамент остался на месте. Его засыпали слоем речного песка и поверх начали новое строительство.
Третье по счёту здание церкви, согласно данным дендрохронологии было выстроено уже в 1220 – 1221 годах. Оно тоже было выстроено с использованием деревянных опорных столбов, а алтарь был расширен по сравнению с предыдущим, и при его строительстве использовали плиты зелёного камня и белого мрамора.
Дендрохронологическая датировка третьего здания церкви позволила учёным определить дату гибели второго. Хроники Тронхейма сообщают о большом пожаре 1219 года, который уничтожил почти весь город. Третья церковь, вероятно, тоже была разрушена пожаром конца XIII века и на её каменном фундаменте была построена четвертая деревянная церковь, которая также сгорела.
В XVI веке часовня над погребением Олафа была разрушена по указанию протестантских властей как объект идолопоклонства, и с тех пор точное местонахождение мощей неизвестно. Предполагается, что они по-прежнему покоятся где-то в соборе.
До конца XVI – начала XVII века на этом месте не возводили никаких строений. Однако археологи установили, что, когда церкви Клемента уже не было, церковное кладбище некоторое время продолжали использовать. Археологи раскопали около 280 могил, охватывающих все время существования этих церквей. Особенно много было погребено младенцев, что, по словам исследователей, отражает высокий уровень детской смертности в те времена.
Некоторые погребения демонстрируют необычные похоронные практики. На кладбище были покойники, которых захоронили с камнем во рту, или с камнем рядом с телом, в некоторых могилах находились деревянные палки.
Аналоги таких похоронных обрядов известны в средневековых захоронениях других стран. Захоронения с камнем во рту обнаруживались в Италии, Польше, Ирландии, Великобритании. Часто считается, что подобные практики были нужны, чтобы мертвец не вышел из могилы и не стал вредить живым. Предполагается, что такие покойники при жизни считались колдунами или погибли насильственной смертью. Однако в различных фольклорных традициях засвидетельствовано помещения в гроб потенциально опасного покойника различных предметов, чтобы защититься от него, не упоминается обычая класть камень в его рот, поэтому предлагаются другие объяснения этих археологических находок. Согласно одной альтернативной гипотезе, камень во рту покойного должен был защищать его самого от возможного нападения нечистой силы. В английском захоронении III или IV века нашей эры камень во рту погребенного мужчины, служил заменой его языка, который был отрезан, но с какой целью это было сделано пока неизвестно.