Пятница , 26 Апрель 2024
Домой / Русский след в мире / Третьяков — создатель всемирно известной художественной галереи

Третьяков — создатель всемирно известной художественной галереи

Пopтpeт П.М. Тpeтьякoвa — художник Илья Рeпин.

27 декабря 2022 года исполняется 190 лет со дня рождения Павла Михайловича Третьякова (1832-1898). Имя Русского предпринимателя, мецената, коллекционера произведений русского изобразительного искусства, основавшего  Третьяковскую галерею известно всем в нашей стране.  Третьяковская галерея — лучше всякого памятника увековечила имя своего создателя.

Павел Михайлович был старшим из 12 детей в патриархальной семье потомственного купца, в собственности у Михаила Третьякова было всего пять лавок. После смерти отца 1850 году, Павел в свои неполные 18 лет, принял руководство семейным бизнесом на себя. Вместе с братом они не только сумели сохранить начатое отцом дело, но вскоре превратились в настоящих промышленников.. Основанное им вместе с братом Товарищество Костромской льняной мануфактуры к концу XIX столетия расширилось и со временем стало одним из крупнейших российских производителей льняной пряжи.  В 1866 году Павел Третьяков стал во главе Ново-Костромской льняной мануфактуры, которая производила больше льняной пряжи, чем Швеция, Голландия и Дания вместе взятые. Третьяковы приложили максимум усилий, и фабрика быстро увеличивала производственные мощности, их производство даже не пострадало от экономического кризиса, случившегося в 1880 году.

Братья Третьяковы не только продолжили семейное дело, развивая производство, но и занимались торговлей хлебом, дровами и полотнами в местных лавках.

Всё, чего добились братья, давалось кропотливым трудом, энергичностью и работоспособностью каждого из них. Они вкладывали душу в любимое дело, и получали неплохие доходы от этого вложения. Все московские купцы считали своим долгом заниматься благотворительностью. Не исключением стали и братья Третьяковы, которые понимали, что благотворительность дело обязательное и почетное для каждого богатого человека. Они жертвовали деньги на школы, больницы и приюты, отдавали часть заработанного на нужды общества.

Третьяков заботился о работниках на своих предприятиях. Так, при Костромской фабрике были построены родильный дом, ясли, школа, больница, дом престарелых. Он возглавлял Попечительское общество глухонемых, был основным благотворителем училища для глухонемых детей, оказывал помощь многим городским учебным заведениям, открыл клинику для тяжелобольных с психиатрическим отделением. Павел Михайлович внёс лепту в финансирование экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Океанию.

С детства у Павла было увлечение, он собирал небольшие художественные произведения — гравюры, миниатюры, литографии. Скупал их при первой же возможности в маленьких лавках и на рынках. Тогда никто даже не мог представить, что это только начало, что Павел соберёт грандиозную коллекцию, причём исключительно за счёт собственных средств.

Спустя некоторое время у Павла Третьякова появилась новая цельсобрать в единую коллекцию как можно больше полотен отечественных художников, и передать её общественности. Третьяков посещал многочисленные выставки на родине и за рубежом. Делал художникам специальные заказы на написание портретов выдающихся русских писателей, поэтов, музыкантов, и русских пейзажей. Для коллекции Третьякова писали свои полотна многие русские художники — Перов, Крамской, Репин, Серов. Третьяков покупал полотна русских художников целыми сериями и готовыми коллекциями.

Интерес к живописи вылился у П.М. Третьякова в серьезное увлечение изобразительным искусством, он собирал коллекцию картин и в 1860 году признался:

«…для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

В 1869 году коллекционер принялся собирать портреты выдающихся современников.

Васнецов Виктор Михайлович — проект фасада Третьяковской галереи галереи

К 1872 году коллекция Третьякова насчитывала  уже более полутора сотен полотен, и он приступил к строительству специального здания галереи, которая открылась для публики в 1874 году, а спустя четырнадцать лет сделал бесплатным вход на экспозицию.

По своей натуре исследователя и по знаниям Третьяков был учёным, который рассматривал историю русской живописи как историю поиска Истины русским народом. Самобытная русская живопись раскрывала тайну природы и человеческой души, говорила о традиционных ценностях русского народа, затрагивала проблемы, волновавшие российское общество.

Павла Третьякова заботила судьба художников, с глубоким сочувствием он относился к их бедам, ему было важно, чтобы они творили, не думая о хлебе насущном — он организовал приют для неимущих живописцев и вдов художников. А вот ещё очень важное его высказывание, отражающее его понимание сути своей деятельности:

«Деньги, которые я трачу на картины, не мои. Это деньги рабочих фабрики Третьякова. Галерею создал не я, а они. Я только доверенный их. И наживаю деньги для того, чтобы вернуть нажитое народу в виде полезных учреждений».

Павел Третьяков всегда точно знал, чего он хочет добиться в жизни. Поставив себе цель, он уверенной поступью шёл к ней, не на шаг не отклоняясь с выбранного. Этот мудрый, дальновидный и основательный человек в 28 лет составил подробное завещание, распорядившись своим имуществом после смерти. В 1892 году Третьяков подписал документы, согласно которым помещение художественной галереи и всё его содержимое принадлежит городу Москве. В завещании он отдельной строкой отметил, что в последующие годы коллекция должна будет пополняться за счет процентов от его капитала.

Павел Третьяков не прекратил покупать новые полотна для своей галереи, он занимался этим делом до самой смерти. Художественная галерея, созданная Павлом Третьяковым, и сегодня остаётся одним из главных символов Москвы, а его благотворительная деятельность стала настоящим подвигом, благодаря которому русское искусство обрело не один десяток выдающихся художников. Хорошо известны слова П.М. Третьякова:

«Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо». 

В толковом словаре меценат – это состоятельный человек, занимающийся безвозмездным финансированием объектов сферы искусства, науки и культуры. Как же понять слова Павла Михайловича? Несколько проясняет дело художник В.М. Васнецов, который сказал о Третьякове:

«Он не меценат, а серьезный общественный работник, наш художественный труд для него не забава и прихоть, а серьезное общественное дело».

зал Брюлова, Третьяковская галерея

Третьяков не разделял мнение о том, что русские художники способны только подражать западноевропейским мастерам, он был убежден, что русское  искусство ждёт «хорошая будущность». Он тонко чувствовал настоящее искусство, но при этом непременно сверял собственное мнение о приобретенных работах с мнением известных художников, хотя и не всегда к ним прислушивался.

Он не захотел взять в галерею «Девочку с персиками» В. Серова и «Портрет неизвестной» И. Крамского – эти картины попали в галерею уже после смерти Третьякова.

Павел Михайлович приобрёл всем нам хорошо известную картину Шишкина «Утро в сосновом лесу» и стер фамилию К. Савицкого, который нарисовал медведицу с медвежатами (след подписи художника можно увидеть в правом нижнем углу). Хотя Третьяков и разделил гонорар в четыре тысячи рублей поровну, вклад Шишкина он считал значительно более весомым.

Павел Михайлович бесконечно любил своё детище и в 1896 году за свои труды на благо города он получил звание почётного гражданина Москвы. Каждое утро до начала работы в конторе он приходил в галерею, осматривал картину за картиной. Иногда ночью со свечой в руке обходил залы, зимой лично проверял показания термометров, боялся, чтобы картины «не озябли».

семья Павла Третьякова

В 33 года Павел Третьяков женился на двоюродной сестре Саввы Мамонтова, в браке был счастлив и имел пятерых детей. По свидетельству современников, Павел Михайлович жил спокойной, размеренной жизнью, не любил шумных приёмов и балов, не признавал излишеств, любил простую пищу, скромную одежду. Единственную «роскошь», которую он себе позволял – это ежедневная сигара. Этот скромный, молчаливый человек, которого домашние звали «неулыба», обладал добрым, отзывчивым сердцем и широкой русской душой.
Друзья вспоминают, что, когда заболела его жена, Третьяков сказал: «Я всю жизнь не мог решить, что мне дороже, – галерея или она. Теперь вижу, что  жена мне дороже». Они прожили в любви и согласии 33 года.

П.М. Третьяков хорошо помнил слова своего отца:

«Что такое все наши познания, опытность и самые правила нравственности без веры, без сего путеводителя, и зоркого, и строгого, и снисходительного? Собственно, без религии живёт лишь сумасшедший или во всем сомневающийся; тот и другой болен духом».

Полнее понять это помогли древнерусские иконы, которые Третьяков начал собирать с 1890 года. К концу жизни у него было более шестидесяти икон 15—17 веков, 1200 картин и 500 рисунков.

Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее

4 декабря 1898 года в возрасте 65 лет П.М. Третьяков скончался. Его последние слова были: «Берегите галерею и будьте здоровы». Потом он трижды произнес: «Верую!»

Низкий поклон доброму русскому человеку, созидателю, сыгравшему большую роль в становлении и развитии русской школы живописи.

Государственная Третьяковская галерея является одним из крупнейших в России хранилищ отечественного изобразительного искусства. Начало ей положила блестящая коллекция русской живописи, собранная московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым и в 1892 году переданная им городу Москве.

Задуманная своим основателем как музей русской живописи, позволяющий «иметь понятие о всех русских художниках», Третьяковская галерея представляет посетителям уникальное собрание древнерусской иконописи, шедевры отечественного изобразительного искусства XVIII-XIX веков, а также наиболее выдающиеся достижения русского и советского искусства XX века.

Сегодня Государственная Третьяковская галерея — это большой музейный комплекс. Её основная экспозиция располагается на своем первоначальном месте в исторической части Москвы, в тихом Лаврушинском переулке. В здании на Крымском валу представлены лучшие произведения искусства XX века. Со славными страницами истории русского искусства знакомят филиалы Галереи: Дом-музей В.М.Васнецова, Музей-мастерская А.С.Голубкиной, церковь Святителя Николая в Толмачах и другие.

(По материалам книги Л. Анисова. Русские художники. Непрочитанные страницы. М. 2017).

Явление Христа народу, художник Иванов

Зал Брюллова в Третьяковской

Зал Серова в Третьяковской галерее

Зал Сурикова в Третьяковской

Зал Перова в Третьяковской

Зал Маковского в Третьяковской галерее

Зал Виктора Васнецова в Третьяковской галерее

Зал художника Карла Брюллова

С днём рождения, СССР!
Различие вероисповедное

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*