Суббота , 14 Декабрь 2024
Домой / Мир средневековья / Симферопольский клад

Симферопольский клад

В Государственном историческом музее в Москве хранятся уникальные золотые и серебряные изделия, найденные в 1967 году в районе Симферополя в Крыму. Эксперты исследовали сокровища Симферопольского клада и пришли к заключению, что клад состоит из артефактов, изготовленных ювелирными мастерами в XIII — XIV веках.

Клад был обнаружен в 1967 году случайно во время строительства котлована на окраине Симферополя. Всего клад содержит 328 золотых и серебряных предметов, частично повреждённых, общей массой 2 кг 584 г.

Значение Симферопольского клада состоит в разнообразии и уникальности предметов ювелирного искусства, относящихся к разным национальным школам и разным ювелирным техникам исполнения, как до-ордынского, среднеордынского периода.

Сокровища симферопольского клада состоят из широкого спектра золотых и серебряных украшений разного происхождения, что свидетельствует о тесном торговом взаимодействии различных народов, живущих на юге России и в Крыму с соседними странами.

Среди золотых и серебряных изделий Симферопольского клада есть чаши, черпак, с фигуркой человека на ручке, ложка — ситечко, кувшины и тарелки, украшенные традиционной среднеазиатской и персидской чеканкой.

19 золотых бляшек с драгоценными камнями, браслеты и перстни с изумрудами и жемчугами, височные украшения головных уборов, серебряные и золотые монеты, разных стран, с которыми велась активная торговля в XIII — XIV веках.

Драгоценные изделия, составляющие клад, были привезены из Древней Руси, Малой Азии, Ливана, Персии, Северной Индии, Китая, из стран Средиземноморья.

Золотая пайцза

Пайцза хана Кильдибека.

Особый интерес исследователей вызвала пайцза с именем золотоордынского хана Кельбека (1361-1662 г.г) Пайцза представляет собой серебряную с позолотой чеканку, которую ханы Золотой орды вручали иностранным послам, как верительную грамоту, и купцам, для беспрепятственного проезда.

С исторической точки зрения наиболее значимый предмет клада — пайцза с именем хана Кельдибека (годы правления 1361–1362). пайцза позволила как установить дату закладки клада, установить эпоху изготовления изделий и установить социальный статус хозяина ценностей. Исследователь клада В. А. Мальм полагает, что клад принадлежал персоне, занимавшей достаточно крупную военную или административную должность.

Пайцза в Золотой орде считалась документом и подорожной грамотой. Обладатель пайцзы имел право беспрепятственного путешествия по югу России, мог получать кров и пищу во время путешествия — круглосуточно.

Пайцза из Симферопольского клада представляет собой изготовленную из серебра, позолоченную и закруглённую по краям пластину длиной около 30 сантиметров. На её лицевой стороне в верхней части находится изображение солнца в виде круга с позолотой, внутри его помещена растительная розетка с шестью лепестками, , а с другой — луна. Отверстие под шнур и края пластины усилены буртиком. С одной стороны серебряной пайцзы было изображено солнце
Надпись на пайцзе, выполненная на монгольском языке, старомонгольским письмом, гласит:

«Покровительством (силой) Вечного неба, приказом хана Тильдибека — кто не повинуется, тот умрет!»

Пайцза была найдена согнутой, предположительно для того, чтобы она могла поместиться для хранения в глиняный сосуд вместе с другими ювелирными изделиями.

Ювелирные украшения женского головного убора

В Симферопольском кладе много ювелирных украшений. Среди них сохранились детали женского головного убора из 19 фигурных золотых бляшек и бляху-навершие, украшенное бирюзой, жемчугом и растительными розетками с шестью лепестками, укрепленными на изогнутых стержнях. В центре навершия находятся две бусины, закреплённые одна над другой, через середину которых проходит стержень, вероятно, для султана с перьями, однако его верхний конец обломан.

В декоре представлены фигурные бляшки с драгоценными и полудрагоценными камнями – сапфиром, шпинелью, аметистом, изумрудом, бирюзой, хризопразом, яшмой и жемчугом.


Обратная сторона медальонов украшена изображением цветов, в частности лотоса, на черневом фоне. Искусствоведы считают такой декор сложившимся под влиянием китайской традиции.

Специалисты ГИМ считают, что место изготовления головного убора это Солхат, центр Крымского улуса, где процветала торговля и ремёсла

Серьги

В тюрка-монгольской культуре серьги были принадлежностью как женского, так и мужского наряда.

В кладе представлены пять серег в форме вопросительного знака.

Этот тип был широко распространен на большой территории как в золотоордынских, так и более ранних памятниках кочевых культур и имеет множество вариантов.

Серьги из клада имеют составной стержень, обмотанный проволокой с одной или двумя жемчужинами на конце, а одна серьга — шпинель и крупную жемчужину неправильной формы, так называемую «сироту» жемчужину, не имеющая себе пары.

Подобные редкие экземпляры ценились высоко. Датировка серёг конец XIV — начало XV века.

Бусы и пуговицы

Отдельную группу украшений составляют бусы и пуговицы, в большинстве изготовленных из золота.

Бусы и пуговицы использовались как по прямому назначению, так и могли быть нашиты на детали одежды или на занавеси внутри жилья богатых феодалов.

Помимо бус из драгоценных металлов в кладе найдены 47 сердоликовых бусин различных форм и размеров, одна из сапфира и одна хрустальная. Возможно эти бусы были частью чёток.

Браслеты

В составе клада имеются браслеты. Золотой двустворчатый браслет, сохранившийся частично, имеет рельефный орнамент и персидскую надпись. Браслеты с точно такой же надписью были найдены на булгарском городище Джукетау (рус. Жукотин) расположенном на левом берегу Камы. В. А. Мальм считает, что центр производства браслетов этого типа был расположен в Иране или Средней Азии.

Два других браслета из клада составные: один из фестончатых медальонов, украшенных чернью и перегородчатой зернью, а другой из медальонов со вставками из бирюзы и шпинели, оправа которых также украшена зернью.

Футляры и медальоны

Найдены 10 футляров для хранения амулетов, предположительно текстов молитв, игравшие важную роль в жизни мусульман. Четыре цилиндрических футляра выделяются тонкостью сканной работы. Их средняя часть ажурная, а по бокам расположен бордюр из растительного декора в технике накладной скани. Легкая ажурная филигрань заполняет жесткую каркасную систему из свитых и соединенных вместе проволок. В декоре медальонов использован тип незамкнутого завитка, такие завитки заполняют фон.

Футляр для молитвенных текстов представляет собой изящный фигурный орнаментированный предмет. По двум концам предмета выполнены небольшие отверстия. Это говорит о возможном ношения этого футляра, как подвески и украшения.

Другой футляр клада в виде прямоугольной коробочки, украшен зернью, сканью и жемчужиной. Возможно, этот футляр мог использоваться и как коробочка для  хранения реликвий, которую носили на груди или у пояса.

Медальоны подвешивались на груди или на шее, иногда их зашивали в одежду. Формы разнообразные — цилиндрические, фигурные и в виде прямоугольной коробочки.  Интересен в симферопольском кладе один из двух футляров в технике ажурной скани, его орнамент состоит из широких спиралей с завитками, веточек, бутонов, цветов и мелких, заполняющих фон, завитков.

В симферопольском кладе присутствуют разной формы сканные медальоны нагрудного украшения. Среди них больше всего растительных форм.

Некоторые медальоны-розетки имеют форму шести- и восьмилепесткового цветка.

Пояса

Богато представлены в кладе разнообразные серебряные поясные наборы. Пояса являлись обязательной частью костюма всех древних народов, не исключая кочевых народов.

Значительный интерес представляет золотой поясной набор, состоящий из 31 предмета: наконечника, бляхи с крюком и двух блях с фигурными скобами, служившими для подвешивания к поясу необходимых вещей, 22 прямоугольных бляшек, трех бляшек сердцевидных, одной фестончатой и одной обоймы.

Этот набор украшен вставками из сердолика, одного из популярных камней у ювелиров Востока. Сочетание золота с сердоликом вместе с орнаментом придавали поясу необычайно нарядный вид.

В центре блях и наконечника ювелир поместил ажурные пластинки с изображением виноградной лозы, выполненной с большим художественным вкусом, а для лучшего выявления орнамента под пластинки сделал подкладки из серебра. Ажурную пластинку на каждом предмете мастер вставил в рамку, украшенную растительным узором.

Наконечник и бляхи поясов двусторонние. Лицевая сторона их украшена сердоликами и орнаментом преимущественно в виде завитков. Большое внимание уделено оформлению оборотной стороны.

Второй серебряный поясной набор, сохранился не полностью, состоит из девяти золотых фигурных бляшек и одного наконечника.

На каждой бляшке и на наконечнике имеется выпуклая фестончатая розетка с изображением водоплавающей птицы и растительного узора на черневом фоне.

Ни одна фигура птицы не повторяет другую, они изображены в разных ракурсах и очень динамично.

Последний пояс более скромный, изготовлен из серебра. В его состав входят пряжка, наконечник, шесть прямоугольных и двадцать фигурных рельефных бляшек.

За исключением фигурных бляшек все детали пояса украшены эмалью и изображениями орла, дракона и розеток с геометрическим и растительным орнаментом.

Этот поясной набор находит близкие аналоги с поясными наборами из курганов, расположенных вблизи станицы Белореченской в Краснодарском крае, что указывает на единство их происхождения и синхронное время использования.

Серебряная утварь

В Симферопольском кладе находились и такие предметы утвари как серебряные сосуды. Это чаша со стилизованными надписями, небольшой сосуд с носиком, чернильница, украшенная фигурными клеймами, сосуд шарообразной формы с черневым декором. Часть из них служила для хранения белил, сурьмы или других косметических средств. Привлекает внимания ложка-черпак с оригинальным навершием ручки в виде фигурки человека. Он сидит, опираясь локтями на колени, обеими руками держа сосуд, поднесенный ко рту. На голове его шапка тюрка-монгольского типа конической формы. Её тулья сшита вертикальными швами, сходящимися на верху. В месте соединения ручки с черпаком помещено стилизованное изображение филина с увеличенными глазами. Она, вероятно, служила роль амулета, защищавшего владельца от злых духов. Почитание филина у монголов известно с глубокой древности.

Монеты
В кладе в том числе обнаружены 10 золотых монет Делийского султаната

Датировка, историческая и художественная характеристика клада.

Вероятно, Симферопольский клад был сокрыт во второй половине XIV века — начале XV века. Специалисты склоняются по времени к событиях войны Тимура с Тохтамышем в 1395 году. Этот крупнейший конфликт задел все соседние государства, включая и Русь, как часть Золотой Орды. Основные события конфликта произошли в восточных территориях, однако и в Крым также вторгались отряды обеих враждующих сторон, этот период отмечается разорением многих крымских городов.


В культурно-экономическом итоге результатом войны успешной для Тимура и катастрофической для Золотоордынцев, стало ослабление торговли по северной ветви Великого шелкового пути и смещение её на южную ветвь.

Декор и орнаменты ювелирных украшений и других предметов, сильно отличается по стилю. Прослеживаются мотивы и стилистика характерные для Китая, Северной Индии, Ирана, Малой Азии, Йемена, Леванта, Венеции, Генуи и Крыма. Это свидетельствует о широких контактах Золотой Орды, которая во второй половине XIV века — начале XV века контролировала практически всю протяженность Великого шелкового пути.

Через Крымский полуостров проходили торговые пути, связывающие Золотую Орду с Западной Европой, Передней Азией и Египтом. Тут начинался сухопутный путь в Нижнее Поволжье, в крупные золотоордынские города, а оттуда – в Среднюю Азию, Иран и Китай. Находки из симферопольского клада свидетельствуют о разнообразии контактов Золотой Орды с государствами исламского и христианского мира — с торговыми республиками Венецией и Генуей.

Разнообразие ювелирной техники в изготовлении предметов также поражает. Использовались такие приёмы и технологии как скань, зернь, гравировка, использование черни, позолота, чеканка и художественная эмаль. Многие предметы представляют шедевры исполнения в своём классе.

Симферопольский клад стал предметом многих исторических и искусствоведческих исследований. Высокий вкус, мастерство художественного и технического исполнения ювелирных изделий демонстрируют достигнутый уровень материальной культуры, а также связи между мастерами в отдаленных частях Золотоордынской империи и сопредельных странах во второй половине XIV века — начале XV века.

Богородица Млекопитательница” из Оружейной палаты

На примере предметов из Симферопольского клада специалисты исследуют влияние прикладного искусства Золотой Орды на искусство Руси. По мнению М. А. Орловой некоторые предметы ювелирного искусства (например оклад иконы “Богородица Млекопитательница” из Оружейной палаты) имеют прямые аналогии в торевтике предметов из Симферопольского клада.

Экспозиция Симферопольского клада в Государственном историческом музее.

Первоначально после находки 1967 году все ценности попали в Гохран Министерства финансов СССР. В том же 1967 году они были переданы в Государственный исторический музей, город Москва. Симферопольский клад находится в постоянной экспозиции 13-зала ГИМ «Образование единого древнерусского государства, XIV-XIV века», витрина №2

Изюмский шлях — «дорога горя»
От Ливонской войны до Немого польского сейма 1717 гoдa

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*