Всемирная выставка 1900 года (фр. Exposition universelle) проводилась в Париже (Франция) с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. За семь месяцев выставку посетили свыше 50 миллионов человек (мировой рекорд того времени), что принесло французской казне доход в 7 миллионов франков. В выставке приняло участие свыше 76 тысяч участников, площадь выставки составила 1,12 км².
Рекорд посещаемости Парижской выставки 1900 года был превзойдён только в 1967 году на Всемирной выставке в Монреале (55 млн чел.) и вторично «побит» на ЭКСПО-2010 в Шанхае (более 70 млн чел.).
Символом Всемирной выставки 1900 года стала встреча нового XX века. Главенствующим стилем на выставке стал ар-нуво.
Свои экспозиции представили 35 стран в 18 тематических отделах . Особенно значительным в выставке было участие Российской империи — ближайшего в то время союзника Франции.
В работе Всемирной выставки принимал активное участие Дмитрий Иванович Менделеев, который был вице-президентом Международного жюри.
За время выставки российская экспозиция получила 1589 наград: 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почётных отзыва.
Золотая медаль выставки специальным комитетом во главе с Густавом Эйфелем была присуждена русскому инженеру Лавру Проскурякову за Красноярский железнодорожный мост.
Специально к Всемирной выставке в Париже был построен
Лионский вокзал (напротив которого по этому случаю снесли тюрьму Мазас), вокзал Орсе (ныне музей Орсе),
Один из красивейших мостов Парижа, перекинут через Сену и соединяет Дом Инвалидов и площадь Конкордию (Согласия) носит имя российского императора Александра III Миротворца (1881 – 1894 годы) потому, что подарен Франции от России.
Мост Александра III был заложен в Париже в 1896 году в знак союза между Российской империей и Францией, заключённого в 1891 году.
Мост Александра III, ставший символом дружбы между Францией и Российской империей, был торжественно открыт в 1900 году к Всемирной выставке в Париже.
Большой и Малый дворцы, сквот Улей на Монпарнасе (был задуман как винная ротонда временного пользования). Машинная галерея (фр. Salle des Machines) позже была переделана в Зимний велодром (фр. Vélodrome d’hiver), заслуживший дурную славу во время немецкой оккупации.
Первая линия парижского метро начала работать во время выставки 19 июля 1900 года.
Россия на Всемирной выставке в Париже.
На предыдущих Всемирных выставках Россия была слабо представлена, однако на выставке 1900 года правительство решило продемонстрировать техническую мощь России как можно полнее. Благодаря особым дружественным отношениям России и Франции, для русского отдела была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 м².
Российский отдел начал свою работу на Всемирной выставке в Париже с 17 апреля, на два дня позже открытия выставки. Из представленных на выставке 18 тематических отделов (дворцов) Россия не участвовала лишь в одном — отделе колонизации. Для некоторых частей российской экспозиции были построены отдельные здания, поскольку не хватало выделенной площади.
На участие в выставке Россия потратила 5 226 895 рублей (из них правительство ассигновало 2 226 895 рублей, а учреждения и экспоненты 3 000 000 рублей). Высочайше учреждённую комиссию возглавил директор Департамента Торговли и Мануфактур В. И. Ковалевский, генеральным комиссаром назначен князь Тенишев, а главным архитектором избран петербуржец Роберт-Фридрих Мельцер.
Главным зданием русского отдела стал Павильон Русских Окраин, построенный по проекту главного архитектора русской экспозиции выставки Роберта-Фридриха Мельцера. Архитектура павильона повторяла черты Московского и Казанского Кремля и стала ярким примером неорусского стиля, характерного для эпохи рубежа XIX — XX веков.
Павильон напоминал русский городок, внезапно оказавшийся посреди Парижа. На одной из его башен даже звенели колокола.
В оформлении Павильона Русских Окраин приняли участие художники Александр Головин и Константин Коровин, которые написали 28 живописных панно. За написанное для отдела Сибири пейзаж-панно Константин Коровин был награждён золотой медалью выставки.
«Русская деревня» в Париже
Рядом с центральным павильоном была построена Кустарный павильон, где была построена целая улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью. Кустарный павильон был построен архитектором Ильёй Бондаренко по эскизам Константина Коровина. Большинство деревянных построек изготовили в России, а затем привезли в Париж и собрали.
Французы прозвали Кустарный павильон «Русская деревня».
Начинался Кустарный павильон рубленой шатровой церковью, украшенной деревянной резьбой. В церкви были представлены древнерусские иконы, а ещё здесь можно было увидеть продукцию русских монастырей.
Рядом стоял боярский терем, созданный по типу светлиц 17 века. Среди горницы стоял накрытый скатертью стол, а по обе стороны от него восседали манекены боярской семьи, одетые в старинные костюмы.
Эти деревянные здания напоминали целый сказочный городок с теремами, крылечками, переходами. В Кустарном павильоне демонстрировались русские народные промыслы и ремесла, посетители погружались в русскую сказку, столь незнакомую для них.
В другом здании Кустарного павильона была представлена настоящая русская ярмарка: в открытой галерее выставили все разнообразие русских промыслов. С волжских городов были привезены сундуки, кафтаны, рукавицы. Рядом лежали разноцветные ткани из народного ситца и пряники из Городца и Твери.
Возле Эйфелевой башни разместился Алкогольный павильон, где действовала установка по ректификации спирта и продавались сувенирные бутылочки с русской водкой.
Павильоны М. С. Кузнецова, Русско-американской резиновой мануфактуры и витрины П. И. Харитоненко были сооружены по проекту архитектора Фёдора Шехтеля.
Ещё ряд павильонов был построен по проектам архитекторов А. И. фон Гогена, Р.-Ф. Мельцера, В. П. Цейдлера.
Виртуальное путешествие по России
Большое впечатление на посетителей выставки произвела Транссибирская железнодорожная панорама экспозиция Министерства путей сообщения по проекту художника Пясецкого, посвящённая Транссибирской магистрали.
Павел Пясецкий был разносторонне одаренным человеком. Врач по образованию, он окончил также живописный класс Императорской Академии художеств. Как врач он много путешествовал в составе экспедиций, а как художник — зарисовывал маршруты поездок, ландшафты, города, жанровые сцены, пейзажи.
Когда Управление Транссибирской магистрали решило создать акварельную панораму Великого пути, конкурентов у Пясецкого не было. Художник приступил к работе, которая заняла в целом 10 лет.
Из каждой поездки художник привозил большие серии акварелей. Тогда же он выработал свою фирменную технику: наклеивая акварели на ткань в тематической и хронологической последовательности, создавая непрерывную панораму путешествия. Эти «живописные повествования» имели длину от 65 до 127 метров.
Летом и ранней осенью в специальном вагоне-мастерской художник выезжал на очередной участок Транссибирской магистрали и зарисовывал процесс строительства железной дороги – прокладку рельсов, наведение переправ, сооружение мостов, станции, разъезды, мосты и переправы.
А в городах старался запечатлеть улицы, площади, достопримечательности, местные промыслы и ремесла. Уделял мастер внимание и жанровым сценам.
Павел Пясецкий смог сжать огромное пространство Транссибирской магистрали 9288 км в панораму длиной примерно 950 метров. Каждый отрезок пути, помещенный в рулон, автор стремился наделить особым, присущим только этой российской местности своеобразием и это ему блестяще удалось.
Панорама Транссибирской магистрали художника Павла Пясецкого стала одним из уникальных и поражающих воображение экспонатов выставки.
Публика проходила в вагоны с имитацией движения поезда, из которых они могли наслаждаться российскими пейзажами, менявшимися с помощью особого механизма.
Общество спальных вагонов с помощью движущейся панорамы художника Павла Пясецкого демонстрировало вид из окна для посетителей-пассажиров, создавая полную иллюзию путешествия по Сибирской железной дороге с остановками на станциях, устроенных по местному образцу. В конце «пути» посетители выходили в дверь с обратной стороны и попадали в Китайский павильон выставки.
В результате получился аттракцион, невиданный для начала ХХ века. Этот аттракцион был отмечен высшей наградой гран-при.
Панорамы художника Павла Пясецкого пользовались огромных успехом у публики, поэтому на следующую Всемирную выставку в 1904 году в Сент-Луисе панорама вновь была привезена и даже увеличилась в размерах.
24 августа 1900 года на Всемирной выставке прошёл IV Международный электротехнический конгресс, на котором выступил русский учёный военный инженер Константин Дмитриевич Перский, преподаватель Кадетского корпуса в Санкт-Петербурге с докладом «Телевидение как электрическое кино», где применил термин «телевизирование», переведённое на французский язык, как télévision.
Впервые Константин Перский использовал термин «телевизирование» в 1899 году в докладе «Современное состояние вопроса об электровидении на расстоянии (телевизирование)» в Санкт-Петербурге на I Всероссийском электротехническом конгрессе. В 1899 году Перский получил патент на первый в мире способ передачи изображения на расстоянии.
Премии гран-при удостоилась также выкованная из рельса пальма кузнеца Мерцалова. Работа кузнеца гениальна — сделана без сварки и соединений.
Кстати, сам Мерцалов никогда в жизни не видел пальм и создал дерево по картинкам. Минусинский краеведческий музей удостоился серебряной медали Всемирной выставки.
Хрустальный гран-при выставки и большую золотую медаль получил чугунный павильон Кыштымского горного округа работы Каслинского завода, созданный по проекту архитектора-художника Е. Е. Баумгартена.
Россия блеснула в Париже не только самобытной архитектурой, оригинальной живописью и предметами прикладного искусства. Множество призов получили и промышленные, и инженерные отделы.
Например, инженер Лавр Проскуряков получил золотую медаль за Красноярский железнодорожный мост через Енисей.
Также гран-при получил «Лысьвенский доменный и молотовый Его сиятельства князя Бориса Григорьевича Шаховского, супруги его княгини Варвары Александровны завод» за свою продукцию — кровельное железо, которым были покрыты купола собора Парижской Богоматери и Британского парламента.
Впервые международной публике были представлены русские народные музыкальные инструменты: балалайки и домры, реконструированные под руководством В. В. Андреева изготовленные С. И. Налимовым. Андреев получил за них золотую медаль, Налимов — бронзовую, Муравьёв — помощник Андреева — почётный отзыв. Вместе с Андреевым в выставке принимал участие его Великорусский оркестр, демонстрировавший игру на русских народных инструментах.
Первый в истории России оркестр русских народных инструментов, основателем которого является выдающийся преобразователь русской народной музыкальной культуры, музыкант-патриот Василий Васильевич Андреев. Сейчас оркестр именуется как Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева.
Пресса восторженно отзывалась о Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже. По итогам выставки французская газета «Liberte» написала:
Мы находимся ещё под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений.
Одним из значимых экспонатов представленных Россией на Всемирной выставке в Париже в 1900 году оказалась карта Франции составленная из уральских самоцветов с использованием драгоценных металлов, придуманная управляющим Василием Васильевичем Мостовенко и созданная на Императорской гранильной фабрики города Екатеринбурга.
Один из обозревателей выставки: «В одном из зданий огромная толпа всегда стоит перед картою Франции …».
И не удивительно, что этот, представленный Россией, экспонат получил высшую награду Всемирной выставки в Париже и название «чудо гранильного и камнерезного искусства», а директор гранильной фабрики Василий Мостовенко был награжден командорским крестом Почётного легиона.
Предположения автора шедевра сбылись и карта Франции осталась в Париже. Император Николай II подарил её президенту Французской республики. Продолжительное время экспонат украшал один из залов Лувра, затем был предан в музей Шато Компьени, где и демонстрируется по сей день.
На Всемирной выставке 1900 года были впервые представлены публике озвученные фильмы и эскалаторы.
В центре внимания во Дворце Иллюзий оказался телескоп с диаметром объектива 1,25 м. Этот телескоп был самым большим из всех созданных на тот момент линзовых инструментов. Труба телескопа насчитывала 60 м в длину и 1,5 м в диаметре.
Гран-при на всемирной выставке в Париже, 1900 году получил русский винодел, основоположник виноделия в Крыму и промышленного производства игристых вин в Абрау-Дюрсо Лев Сергеевич Голицын (1845 — 1915), основатель усадьбы «Новый Свет».
Многие гости французской столицы впервые познакомились с таким типом развлекательных заведений как кабаре. Отдельное трехэтажное здание кабаре Belle Meunière в стиле модерн было построено к открытию выставки на правом берегу Сены как один из символов французской национальной культуры. Это послужило стимулом для создания кабаре в других странах.
Пьер де Кубертен предложил провести Олимпийские Игры в 1900 году в Париже, и приурочить их к запланированной на то же время Всемирной выставке.
Директор Всемирной выставки Альфред Пикар считал спорт «бесполезным и абсурдным занятием» и поначалу был абсолютно против проведения Игр, однако после некоторых уговоров, он всё-таки согласился. Так вторые Олимпийские игры стали частью Всемирной выставки, проходившей в Париже целых пять месяцев — с мая по октябрь 1900 года.
6 ноября 1898 года Французский спортивный союз атлетов объявил, что только он имеет право на организацию любых спортивных соревнований на Всемирной выставке.
Во главе Организационного комитета стал Альфред Пикар и президент Французской стрелковой ассоциации Даниэль Мериллон. Новый организационный комитет почти не использовал слово «Олимпийский», многие соревнования назывались «Международным чемпионатом» Всемирной выставки или «Конкурсом Выставки». Оргкомитет объявили новый список спортивных соревнований и новый список спортивных площадок.
В соревнованиях участвовали спортсмены из 24 стран. Это были первые игры с участием женщин. Соревнования в тринадцати видах спорта из 20 были проведены впервые.
Статус олимпийских видов спорта получили 20 видов спорта — академическая гребля, баскская пелота, велоспорт, водное поло, гимнастика, гольф, конный спорт, крикет, крокет, лёгкая атлетика, парусный спорт, перетягивание каната, плавание, поло, регби, стрельба, стрельба из лука, теннис, фехтование и футбол.
Игры 1900 года в Париже называют худшими Олимпийскими играми, как и Игры 1904 года в Сент-Луисе (США), часто называют «Ярмарочными играми». Из-за плохой, практически беспорядочной организации, многие спортсмены даже не знали, что участвуют именно в Олимпийских играх, а не в спортивных соревнованиях Всемирной выставки в Париже.