Пятница , 6 Декабрь 2024

Прощёное воскресенье


Прощёное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста имеет три названия: «Неделя сыропустная» (сырная), «Адамово изгнание» — встречаются в богослужебных книгах (Триоди и Типиконе), и «Прощеное воскресенье» —  употребляется только в православном быту.

Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговенье на сырную и молочную пищу Наименование «изгнание Адамово» связано с тем, что само богослужение, почти все песнопения Триоди, посвящены воспоминанию создания человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название «Прощеное воскресенье» обусловлено совершением вечером в этот день Чина прощения.

Краткая история.

Обычай держать перед Великим постом переходную сырную седмицу, в которую уже не ели мясные продукты, но продолжали вкушать остальные виды молочной пищи, появился уже в VI веке н.э.

В саму Неделю сыропустную указано на литургии евангельское чтение Мф.6:1-33, в котором в том числе есть слова о прощении и об истинном посте.  Современная служба Недели сыропустной возникла в IX–X вв. в Константинополе.

Соответственно трём названиям дня Прощённого воскресного, его богослужение заключает в себе три темы:

Грехопадение Адама и его следствия.
Вступление в Великий пост
Прощение ближних.

Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного «древа познания Добра и Зла». Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении.

«А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его».

В стихирах и тропарях канона часто речь идёт от 1‑го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая, благодати Божьей, данной в крещении. Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

Вступление в Великий пост — вторая тема богослужения, которая в полной мере звучит в конце всенощного бдения в стихирах на «Хвалите…» (2–4‑я стихиры Триоди), а также в апостольском и евангельском чтении на литургии. В 3‑й хвалитной стихире отражена связь между воспоминанием изгнания Адама и началом поста:

«Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник: Моисей Боговидец бысть, постом очи душевныя очистив. Темже рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти, легцы к горнему шествию прейдем…».

В заключительной стихире указана конечная цель поста — «Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и святому Воскресенью».

Тема прощения ближних звучит лишь в начальной фразе евангельского чтения:

«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14–15).

Прощеное воскресенье и Чин прощения.

Название «Прощёное воскресенье» используется в обиходе и связано с тем, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощения.

При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Все прихожане просят друг у друга прощения.

Богослужение великой вечерни с чином прощения.

Вечером в Прощеное воскресенье совершается великая вечерня с чином прощения, с которой и начинается святая Четыредесятница — 40-дневный Пост. Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна:

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс.68).

Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и сразу после прокимна читается от Сподоби Господи и начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в тёмные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву, а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом. После стихир на стиховне, чтения:

Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами. После отпуста вечерни совершается Чин прощения:

На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их.

Затем натоятель обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря:

«Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы».

Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови».
В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом.
На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

Затем настоятель берёт напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др., а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим».

История Чина прощения

Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, на время поста перед Пасхой (Четыредесятницей) иноки удалялись в безлюдные пустынные места. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и покаянию, ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе.

Однако прежде чем покидать стены обителей, братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день братия примирялись во Христе, испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились.

Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений (Мф.18:21-22), хранении мира, любви (Мк.12:31).

Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже — вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому не представится. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями?

Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди всех мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению Великого поста в возвышенном состоянии духа.

Сын Божий, Помилуй нас! Художник Васнецов.

Учись прощать… Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра.
Иди без колебаний в стан прощающих,
Пока горит Голгофская звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слез,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом,
Но всей душой, всей сущностью своей.
Прощение рождается любовью
В творении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
Великодушье лечит, как бальзам.
Кровь на Кресте за всех пролита.
Учись прощать, чтоб ты был прощён сам.
Борис Пастернак

С детских лет по натуре и по сердцу мне
Больше всех наших праздников разных
Воскресенье, которым в родной стороне
Завершается масленый праздник.
В этот день и друзья, и враги, и родня
Говорят за блинами и чаем:
-Я прощаю тебя. Ты прощаешь меня.
Мы с тобою друг друга прощаем…

Посмотри – как земля истомилась в зиме,
Как душа в озлобленье устала.
Неужели не ясно, что жить на земле
Нам досталось немыслимо мало?
Надо жить, хрупких наших сердец не казня,
Как бы ни было горько и туго…
-Я прощаю тебя. Ты прощаешь меня.
Мы с тобою прощаем друг друга!

Сколько за год печалей случилось у нас,
Сколько всяких обид накопилось…
Так давай мы забудем их тяжкий запас,
Совершая прощенье и милость.
Пусть спадает с сердец ледяная броня.
Пусть весна хлынет синим прибоем.
-Я прощаю тебя. Ты прощаешь меня.
Мы друг друга прощаем с тобою…

Я не скажу, что зла не ведал,
Но в день воскресный, над землёй,
Над русским полем тише снега
Летит прощение моё.

Летит Прощённым Воскресеньем
В закатной огненной тиши
Снежинкой белой всепрощенье,
Снимая груз с моей души.

Летит бесплотно, неприметно,
И над водой, и в облаках,
Летит оно из тени к свету
На белых ангела руках.

Летит, и хочется мне верить,
Что и тебя оно найдёт,
И в час вечерний на колени
Лучом закатным упадёт.
Поэт Владимир Захаров.

С НЕБА ПАДАЛИ СЕМЕНА

Вот, опять за окном весна.
С неба падают семена.
Чей-то голос пропел вблизи:
«Человек это Бог в грязи».

Семена. Судьбы. Имена.
Свет. Весна. Да душа темна.
Что сказать вам в этой связи:
«Человек это Бог в грязи».

И не важно, кто так сказал —
Вновь звучит это словно залп.
Перепутались Ад и Рай.
Вспоминай себя, вспоминай.

Перепутались Рай и Ад.
Всё ищу себя словно клад,
Где рефрен наповал разит:
«Человек это Бог в грязи».

Я б отмыл себя добела,
Только речь здесь не про тела,
А про боль души на Руси.
«Человек это Бог в грязи».
Владимир Захаров.

Прощёное воскресение

Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: «Не будьте к ближним строги.
Вас всё равно всех помирит земля».

Прощаю тех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все-таки как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.

Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела.
Андрей Дементьев

Апрель начинается с розыгрыша
Как отмечали Масленицу в XVII веке?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*