Поговорка «у нас в Рязани грибы с глазами» — неофициальный символ города Рязань. В рязанском Нижнем саду даже установлен памятник в виде семейства грибов с лицами, обращёнными на все четыре стороны света.
Существует несколько версий происхождения этого народного выражения. Согласно одной из них, поговорка возникла ещё во времена татаро-монгольского ига.
В XIII — XIV веках золотоордынцы часто совершали набеги на пограничные Рязанское и Нижегородское княжества. А через Рязань к тому же шёл самый короткий путь на Москву.
«В лето 6745 (1237)… Того же лета на зиму придоша от всточьные страны на Рязаньскую землю лесом безбожнии татари, и почаша воевати Рязаньскую землю, и пленоваху и до Проньска, попленивше Рязань весь, и пожгоша, и князя ихъ убиша. Их же емше овы растинахуть, другыя же стрелами растреляху в ня, а ини опакы руце связывахуть. Много же святыхъ церкви огневи предаша, и манастыре, и села пожгоша, именья не мало обою страну взяша; потом поидоша на Коломну.» Лаврентьевская летопись.
«И взяша град Резань месяца декабря въ 21 день. И приидоша в церковь соборную Пресвятыя Богородици, и великую княгиню Агрипену, матерь великаго князя, з снохами и съ прочими княгинеми мечи исекоша, а епископа и священническый чинъ огню предаша, во святей церкве пожегоша, а инеи мнози отъ оружия падоша, и во граде многихъ людей, и жены, и дети мечи исекоша, и иныхъ въ реце потопиша, и ереи, черноризца до останка исекоша, и весь градъ пожгоша, и все узорочие нарочитое, богатство резанское и сродникъ ихъ киевское и черъниговское поимаша, а храмы божия разориша, и во святыхъ олтарехъ много крови пролияше. И не оста во граде ни единъ живыхъ, вси равно умроша и едину чашу смертную пиша; несть бо ту ни стонюща, ни плачюща и ни отцу и матери о чадехъ или чадомъ о отци и о матери, ни брату о брате, ни ближнему роду, но вси вкупе мертвы лежаша.»
Повесть о разорении Рязани Батыем.
«В то лето придоша иноплеменьници, глаголемии Татарове, на землю Рязаньскую, множьство бещисла, акы прузи; и первое пришедше и сташа о Нузле, и взяша ю, и сташа станомь ту. И оттоле послаша послы своя, жену чародеицю и два мужа с нею, къ княземъ рязаньскымъ, просяче у нихъ десятины во всемь: и в людехъ, и въ князехъ, и въ конихъ, во всякомь десятое. Князи же Рязаньстии Гюрги, Инъгворовъ братъ, Олегъ, Романъ Инъгоровичь, и Муромьскы и Проньскыи, не въпустяче къ градомъ, выехаша противу имъ на Воронажь. И рекоша имъ князи: «олна насъ всехъ не будеть, тоже все то ваше будеть»… Тогда же иноплеменьници погании оступиша Рязань и острогомь оградиша и; князь же Рязаньскыи Юрьи затворися въ граде с людми; князь же Романъ Инъгоровичь ста битися противу ихъ съ своими людьми… Татарове же взяша градъ месяца декабря въ 21, а приступили въ 16 того же месяца. Такоже избиша князя и княгыню, и мужи и жены и дети, черньца и черноризиць, иерея, овы огнемь, а инехъ мечемь, поругание черницамъ и попадьямъ и добрымъ женамъ и девицамъ пред матерьми и сестрами; а епископа ублюде Богъ: отъеха проче во тъ годъ, егда рать оступи градъ. И кто, братье, о семь не поплачется, кто ся нас осталъ живыхъ, како они нужную и горкую смерть подъяша.»
Новгородская I летопись.«Придоша безбожнии измаилтяне, преже бивъшеся со князя рускими на Калкохъ. Бысть первое приходъ ихъ на землю Рязаньскую и взяша град Рязань копьемъ, изведше на льсти князя Юрья, и ведоша Прыньску, бе бо в то время княгини его Прыньскы. Изведоша княгиню его на льсти, убиша князя Юрья и княгини его, и всю землю избиша и не пощадеша отрочатъ до сущихъ млека.»
Галицко-волынская летопись.
Открытые со стороны «татарского поля» земли, где некогда стояла Рязань, постоянно подвергались грабительским набегам монголов, служили коридором для их походов на север. В XIV веке столицу Рязанского княжества перенесли в Переяславль (современную Рязань), прикрытый лесами и меньше страдавший от нападений кочевников.
К XV веку рязанцы участвовали в более чем ста мелких и крупных сражениях с монголо-татарами. Чтобы бороться с захватчиками, они усилили охрану границ и даже придумали собственную систему наблюдения — по грибам. Их рязанские стражи разделили на два типа: спящие и говорящие. Спящими называли целые грибы. А говорящими — те, которые ордынцы срезали, чтобы сварить, или случайно сбивали. Жители княжества знали, что в пограничных районах трогать грибы было запрещено, поэтому уничтожать их могли только захватчики. Так, по говорящим грибам разведчики нередко вычисляли путь вражеских войск.
Некоторые рязанские краеведы полагают, что впервые эту систему использовали во время подготовки к битве у Шишевского леса в 1365 году. Тогда ордынский мурза Тагай «приходил ратию» на Рязанское княжество и сжёг город Рязань. Путь Тагая разведчики вычислили по грибам. Рязанский князь Олег Иванович собрал войско и нагнал его у Шишевского леса, русские войска победили в битве.
«И пошел (рязанский князь) против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно… Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами… И едва одолели их сильные полки татарские».
Однако большая часть историков считает эту версию легендой.
Вероятно, отследить путь войска Батыя по грибам в лесу было невозможно, потому что их могли сбивать не только монголо-татары, но и дикие звери.
У филологов есть другое предположение. Они полагают, что выражение «В Рязани — грибы с глазами, их едят, а они глядят; их жарят, а они по карманам шарят» — это дразнилка, которая появилась значительно позже.
Для этой местности характерны особые диалекты. В Рязани «якают» и смягчают согласные. Первоначально дразнилка высмеивала именно «яканье» рязанцев, и изначально звучала примерно так:
«В Рязани — грибы с глазами: их ядять, а они глядять».
Есть предположение, что она возникла только потому, что в окрестностях Рязани, в том числе в Мещёрской низменности, растёт очень много грибов.
Со временем появилось дополнительное толкование поговорки. Говорить о грибах с глазами — значит сочинять небылицы, передавать непроверенную информацию, слухи. В этом контексте у выражения возникли многочисленные вариации. Рязань в нём заменяли названиями других городов, но так, чтобы сохранялся ритм, например: «В Казани — грибы с глазами». Похожее по значению выражение — «Говорят, в Москве кур доят».
Поймёте ли вы москвичей? Мы собрали для вас столичные «словечки», чтобы вместе отправиться в языковое путешествие по улицам Москвы!
Поехали в Рязань на «собаке».
До сих пор остаётся загадкой, что может быть общего у электрички и собаки. Однако есть московская традиция называть так железнодорожный транспорт.
Выдвигают самые разные гипотезы: от внешнего сходства и дешевизны билетов в советское время, и медленная езда, будто едешь на ездовых собаках; а также сравнение частых остановок электрички с остановками собаки возле каждого столба «по нужде».
Завесьте мне батон колбасы!
Москвичи едят колбасу не палками, а батонами, а некоторые ещё и просят её «завесить».
Опять жировка по почте пришла!
Слово «жировка» — довольно редкое, не каждый москвич ответит, что это такое. Но есть люди, которые так называют квитанцию на оплату чего-либо, полученную по почте.
Кто крайний на аэроэкспресс в Домик?
Домик, он же Дедушка, он же Дармоедово — прозвище аэропорта Домодедово. В ту же струю попали Внучок (Внуково) и Шарик (Шереметьево).
Подобных ласковых имён в Москве не пересчитать по пальцам: Горбушка и Люблизон — московские рынки, КП и Краска — Красная площадь, ЧП и Чистоки — Чистые пруды, Пушка — Пушкинская площадь, Южка — станция метро Юго-Западная, Лосинка — Лосиноостровский район (Лосинка —это ещё и река) и другие.
Московское метро — музыка, застывшая в мраморе
Москвичи очень любят свой город, гордятся им, на что имеют все основания. Это прекрасно — восхищаться городом, в котором появился на свет. Но гордиться и кичиться — не одно и то же. Коренным жителям Москвы и в голову не придёт самоутверждаться за счёт места своего рождения. Воспитание не позволит.
Если слышишь, как человек постоянно делает акцент на том, что он москвич, и нелестно отзывается о приезжих и жителях других регионов, — знай, он не из Москвы. Но очень хочет это скрыть по неведомой причине. Говорят, что даже наболевшее слово «понаехали» придумали приезжие.
По материалам «Культура.РФ»