Вторник , 25 Июнь 2024
Домой / Русский след в мире / Мастер русской живописи Григорий Седов

Мастер русской живописи Григорий Седов

Седов Григорий Семенович (1836-1884) Художник И. И. Шишкин, 1859

Русский художник исторической живописи, академик Императорской Академии художеств Григорий Семёнович Седов родился в Москве 12(24) января 1836 года в семье торговца мясом. Детство и юность будущего художника прошли в Москве. Художественное образование Григорий Седов получил в Училище живописи и ваяния у М.И.Скотти в Москве.

В 1857 году Седов поступил в Академию художеств, в Санкт-Петербурге, стал учеником А.Т.Маркова, пользовавшегося популярностью в ученической среде. Академический курс Седов проходил успешно, его студенческие работы были ежегодно отмечены серебряными медалями — малая серебряная медаль за рисунок в 1858 г., большая серебряную медаль за рисунок и малая за этюд в 1859 г., а в 1860 году — большая медаль за живописный этюд с натуры. 

Обращение князя Владимира в христианство. Седов Григорий Семенович

В 1864 году Григорий Седов получил малую золотую медаль за программную картину «Меркурий усыпляет Аргуса». За картину «Обращение князя Владимира в христианство» Седов получил звание классного художника первой степени в 1866 году и Большую золотую медаль, дающую право на шестилетнюю заграничную командировку. Однако Седов ценен для нас не только академическими работами, но и  картинами, связанными с историческими и бытовыми сюжетами из русской жизни.

Молодые художники Академии художеств, в Санкт-Петербурге работали на пленэре, изучали бытовой жанр  окружавшей их жизни. Профессор Марков считал бытовой жанр допустимым в искусстве. В 1862 году Седов показал на выставке жанровую картину «Путешественники, застигнутые дождём». Как заметное произведение новой русской живописи, гравюра Седова была опубликована в лучшем художественном журнале «Северное сияние», выходившим в Санкт-Петербурге с 1862 по 1865 год.

Путешественники, застигнутые дождём, 1862, гравюра. Седов

Сюжет картины прост — несколько путников, застигнутых дождём на дороге, остановились у верстового столба. Двое пытаются укрыться под одним зонтом, усевшись на каменной кладке вокруг вестового столба. Согбенные фигуры путников в мокрых от дождя одеждах, дрожат от ветра и холода, сидят, пережидая дождь, но двое путников решили продолжить свой путь под дождём, в надежде согреться в движении. Ничто не отвлекает глаза зрителя от этой «сцены на дальней, безответной дороге». Цифра на столбе указывает, что до селения остаётся ещё шесть вёрст. Дождевой туче не видно ни конца, ни края, хотя свет и пробивается сквозь косые потоки дождя и падает на фигуру старика и верстовой столб. Кто эти люди? Может быть, они бродячие артисты, застигнутые непогодой в дороге? Картина дышит болью и сочувствием к бездомным людям, гонимым нуждой по белу свету.

В жаркий день, 1865. Седов Г. С.

В 1865 году Седов написал картину «В жаркий день». Священник, разомлевший от летней жары и выпитого чая, нежится в тени деревьев в саду. Фигура священника помещена на первом плане, прямо перед зрителем и можно рассмотреть не только блаженство на его лице, но и его домашнюю одежду в минуту отдыха, хотя изображение духовного лица  в «исподнем платье» было непочтительно. За чайным столом сидит жена священника и свояченица и ласково с ним беседуют, сынишка с жадностью пьёт чай из блюдца. Далее виден весь двор, раскрытая калитка, улица, две тихо бредущие фигуры. На всём лежит печать покоя и умиротворения.

Купчиха за чаем в летний день, 1867 . Седов

С иронией Седов подошёл к изображению «Купчихи за чаем в летний день». В пруд поставлен столик с самоваром. В жаркий день дородная купчиха с большим удовольствием пьёт с блюдца горячий чай, сидя в прохладной воде. Такие сцены нередко встречались на купеческих дачах. Даже за чаепитием в пруду купчиха держит себя с достоинством и важностью. На ней дорогой чепец на тщательно уложенной прическе, серёжки с драгоценными камнями. Художник отметил, что богатая, но экономная хозяйка велела поставить в пруд самый простой стол из толстых досок и грубо сделанный стул. Седову удалось хорошо передать материал предметов.  Моложавая купчиха обладает более пышными, «нежели изящными» формами тела, далекими от красоты форм идеальной наготы, принятой в произведениях академической школы.

Другие произведения Седова в области бытового жанра остаются неизвестными и только ещё об одном можно судить по краткому описанию, данному В.Стасовым:

«Дворник, возвращающийся из бани с собачонкой и веником под мышкой и получающий понюшку табаку из рук встретившегося знакомого… Картина такого содержания вполне характерна для жанристов 60-х годов, для поисков ими «героев» своих произведений среди городских «простолюдинов».

В 1867 году Седов уехал в заграничную командировку в Париж и пробыл там до 1870 года. За это время художник исполнил образ «Троицы» в куполе Свято-Троицкого собор Русской православной церкви в Париже. А.П.Боголюбов писал конференц-секретарю Академии П.Ф.Исееву в ответ на его запрос:

«Седов слеп на один глаз… постоянно трудится и при скромном поведении заслуживает полного снисхождения. Седов живёт в одной из окрестных деревень Парижа, в колонии художников, у которых недостаточно средств… Седов, удрученный болезнью глаза и не зная французского языка, проводит своё время в Париже без всякой пользы для себя…».

По рекомендации Исеева художнику было разрешено досрочно приехать в Россию с сохранением содержания до конца пенсионерства. Однако Седов продолжал работать, сохранились его изображения четырёх евангелистов и восьми пророков в церкви святой Троицы у Покровских ворот в Москве.

Курская мещанка в старинном костюме, Седов, 1871 холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

В картине (этюде) «Курская мещанка» художник посвятил основное внимание изображению богато украшенной праздничной женской одежды. Техническое мастерство, проявленное в этюде, бесспорно. Тонко и красиво написаны задумчивое девичье лицо, ожерелье, белый узорчатый рукав рубахи, цветные ткани, парча — прекрасный древнерусский костюм.

Этюд «Курская мещанка» приобретён в Москве П.М.Третьяковым для Художественной галереи по рекомендации И.Н.Крамского, определившего картину, как «заметный этюд этнографический». В 1873 году картина «Курская мещанка» отправлена на Венскую международную выставку, а 1878 году — красовалась на Парижской выставке.

Иван Грозный и Малюта Скуратов. 1870. Холст, масло. Седов. Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина.

В 1870 году Григорий Седов написал картину «Иван Грозный и Малюта Скуратов», за которую получил звание академика. Образ царя Ивана Грозного на картине Седова схож со светлым образом Христа, слушающего лживые речи Иуды, а его художник запечатлел в образе Малюты Скуратова.

Отрыв Седова от жанра бытовой живописи, произошёл из-за заграничной поездки и привёл к своеобразному творческому кризису. Ранее содержание картин он черпал из многообразия окружавшей его народной жизни, теперь ему хотелось обратиться к историческим сюжетам, скрупулёзно изучать особенности древнерусского костюма и быта, приходилось выдумывать сюжеты. В сентябре 1872 года он уведомлял Академию:

«Занятия мои были в течение сего года в разыскании исторического сюжета для моей картины, но по сложности оных я не решился начать…».

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву. 1875. Холст, масло. 137 x 172 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Седов Григорий

Известная картина Седова «Иван Грозный и Василиса Мелентьева» на историческую тему, потребовала от художника двухлетней кропотливой работы. Сюжет её мог быть подсказан напечатанной в 1868 году драмой А.Н Островского «Василиса Мелентьева», познакомившей с судьбой шестой, не венчанной жены Ивана Грозного. О самой Василисе известно немного. Она была вдовой и после двух лет жизни с царем была отправлена в 1577 году в монахини за то ли, что он заметил её «зрящу яро» на князя Девтелева, за то ли, что услышал имя князя в сонном шепоте Василисы. Этот второй вариант «разоблачения неверных помыслов» Василисы и был принят Седовым.

Картину Седова «Иван Грозный и Василиса Мелентьева» критиковали за надуманность сюжета, но отмечали чисто внешнюю занимательность картины, искусность в передаче исторической древнерусской одежды.

Боярышня, Седов, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Известный критик Стасов сожалел о решении Седова, и некоторых других художников, уйти от бытового жанра в живописи к историческому бытописанию. Стасов осуждал художников за то, что они

«перешли от сюжетов из действительной жизни, им по натуре близких и известных, в изображении которых они проявили немало даровитости, к сюжетам историческим, к которым у них не было уже никакой способности».

Художник И Н.Крамской в письме к И.И.Шишкину критиковал позу Василисы, лежащей на жесткой скамье и сластолюбивое выражение лица Грозного:

«Картина большая, написана прекрасно, но что за мысль, что за чепуха в сочинении — удивительно».

Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем. 1882. Холст, масло. 127 x 164 Государственная Третьяковская галерея, Седов

Седов работал медленно и, видимо, трудно. Только в 1882 году появилась его следующая работа «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем».

По мнению А.Н.Савинова лица молодых красавиц схожи между собой,  две девицы похожи, как близнецы, остальные имеют индивидуальное черты лица. При этом он отмечает, что картина отличается тщательной и тонкой живописью, хотя и несколько театральной эффектностью.

Григорий Седов умер в Москве 15 апреля 1884 года, в возрасте 48 лет и вскоре был позабыт, как и многие другие мастера русской живописи 1860-х годов. Однако картины художника Григория Седова сегодня вызывают всё больше внимания любителей живописи.

 

Оборона и освобождение Воронежа от фашистов
120 лет со дня рождения Аркадия Гайдара.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*