Суббота , 27 Апрель 2024
Домой / Новое время в истории / Краткая история Эстонии

Краткая история Эстонии

Первые поселения на территории современной Эстонии относятся к VIII тысячелетию до нашей эры. Археологи отнесли эти поселения к периоду Кундской мезолитической культуры VIII—V тысячелетий до нашей эры, распространённой на территории восточной Прибалтики от Польши до Ленинградской области. На территории Эстонии — это мезолитическая стоянка Пулли на берегу р. Пярны близ города Синди. Представители Кундской культуры смешались с финно-угорскими племенами, пришедшими сюда с юга в III тысячелетии до нашей эры и стали их прибалто-финской ветвью.

В начале нашей эры германцы назвали жителей восточной Прибалтики“эстии” — «живущие на востоке», а германские историки до IX века называли эту землю “Эстланд”«восточная страна». Никакой этнической связи с нынешними эстонцами здесь нет. В эпоху Юлия Цезаря кельты и германцы именовали эту землю также “ОзериктаиАустравия”«восточная страна». Это название означало лишь восточную границу известного европейцам мира – не более того. Ранние источники на латинском языке также содержат версии названия территории восточной Прибалтики Эстия и Гестия (Estia и Hestia).

Самоназвание эстонцев в древности — maarahvas — «народ земли» — землепашцы.

Каменные могильники бронзового века на севере Эстонии.

Созданный на основе народных сказаний и песен эстонский героический эпос о вожде Калеве – «Калевала», или «Калевипоэг», оформился во второй половине XIX века, и честь его создания принадлежит крупному культурному деятелю Эстонии, поэту, фольклористу Фридриху Рейнгольду Крейцвальду (1803 — 1882).

Герои эпоса «Калевала» живут в лесных хуторах (talu), которые состоят из двора (Õu), жилого дома (elumaja), сауны и амбара (ait). Однако упомянуты сёла (küla) и города (linna). Основными занятиями являются охота и земледелием (выращивали овёс: kaer). Калевипоэг также ловит и ест речных раков (vähk). Пищей служит и хлеб (leib: XV:286). Из орудий упомянуты топоры (kirves), копья (oda), щиты (kilbi) и мечи (mõõk). В качестве транспорта использовались лодки (paat), корабли (laev) и телеги (vanker). Известны собаки (кoer), овцы (lammas), лошади (hobu) и куры (kana).

В фольклоре «Калевала» известна насыпь над погребением легендарного богатыря-великана Калева, устроенная в его память безутешной вдовой. Это Вышгород (нем. Domberg, швед. Domberget — «соборный холм»), или Тоомпеа (эст. Toompea) — возвышенная часть Старого города, где теперь стоит собор Равеля (Таллина).

Четверик. Пер. пол. VI в. н.э.

В общественном устройстве древних эстиев выделились родовые элиты — военные предводители, старейшины и др. Полагают, что их власть и богатство основывались в значительной части на торговле янтарём, который расходился с территории Балтийского побережья по всей Европе.

Удила и псалии. Пер. пол. VI в. н.э.

О том, что элита эстиев отличалась от обычных членов общества, можно судить по богатству погребального инвентаря.

Предметы погребального инвентаря знатных воинов, проживавших на балтийских землях в эпоху Великого переселения народов (V-VII вв. н.э.) были найдены при археологическом исследовании на могильнике Алейка-7 Калининградской области в 2016-2017 гг.

Деталь удила с псалиями. Пер. пол. VI в. н.э.

Предметы из археологического комплекса могильника Алейка-7 , характерные для военных элит в VI веке н.э.: оружие, элементы костюма и конской упряжи, уникальные изделия,  не имеющие аналогов в мире.

Однолезвийный меч (скрамасакс) в ножнах. Пер. пол. VI в. н.э.

Важнейшим элементом воинского погребального комплекса было оружие. В могилу мужчины, обладавшего при жизни высоким социальным статусом, помещали мечи, которые нередко украшали драгоценными металлами.

Удила с псалиями. Пер. пол. VI в. н.э.

Мужские погребения эстиев традиционно сопровождали захоронениями коней, которые сопровождали воинов в мир мёртвых. Подчёркивая статус всадника, конский убор богато украшали — парадные сёдла украшала серебряная фольга, на уздечках крепили бляшки, покрытые драгоценными металлами, на поверхность накладок наносили сложный орнамент с плетёнками и антропоморфными изображениями. Иногда изделия выполняли в сложном полихромном стиле, сочетая в них золото и красный гранат.

реконструкция рога VI век н.э.

  Один из самых ярких предметов, найденных при археологических раскопках могильника Алейка-7 в Калининградской области в 2016-2017 гг. — рог для питья с изображениями хищных и водоплавающих птиц, имеющий родство в орнаментальных и стилистических сюжетах с вещами из Центральной и Северной Европы.

Рога для питья характерны также для погребений мужчин, обладавших высоким социальным статусом.

навершие рога

На карте арабского географа Идриси, относящейся к 1154 г. отмечено городище Линданисе. То есть, история народов проживавших на территории Эстонии – насчитывает не одно тысячелетие. А вот сами эсты, как нация, сформировались под влиянием скандинавов, немцев и славян.

В 1030 году, в период правления Ярослава Мудрого, был завоеван город Тарту и там основана Юрьевская крепость и тогда же появились и сеты – православные эстонцы.

До XIII века Эстония оставалась свободной, независимой страной. И все…  До 1918 года жители эстонских земель не знала ничего кроме иностранного правления.

С 1224 года южная часть Эстонии была разделена между Ливонским орденом и Епископами Дерптским и Эзельским, с 1229 года большая часть Латвии и Эстонии находилась в зависимости от немецких и  датских феодалов. Северная часть Эстонии с 1238 по 1346 года принадлежала Дании.

С момента прихода на эту землю тевтонских рыцарей, католических епископов и иностранной землевладельческой аристократии эстонцы превратились в порабощенное крестьянство. Тевтонский орден обладал большими материальными средствами благодаря многочисленным пожалованиям земельных владений, расположенных в Германии. Центры тевтонской орденской пропаганды занимались вербовкой молодых людей для пополнения рядов ордена, и организацией крестовых походов против «неверных» в Прибалтике.

Завоевателям эстонских земель были не интересны эстонские земледельцы, никого из местных жителей не обратить в католичество – никто из католических священников не собирался учить эстонский язык, и не было никого, кто бы удосужился эстонских земледельцев научить своему языку. Такое положение вещей сохранялось до 1521 года, когда до этих мест добралась Реформация и тогда местное население стали вовлекать в лоно лютеранской церкви.

В 1558-1583 годах распался Ливонский орден, и север Эстонии отошёл шведам, юг – Речи Посполитой, а остров Сааремаа так и остался под властью датчан.

К 1645 году вся территория Эстонии отошла к Швеции, что в отношении развития культуры и цивилизации на этих землях, сыграло положительную роль – на всей территории Эстонии установились шведские законы, а в Тарту открылся университет.

В начале XVIII века государственные интересы Швеции и России пришли в противоречие, и началась Северная война 1700- 1721 г.г.

Двадцать лет военных действий крайне негативно отразились на местных жителях, в условиях войны, сюда пришла ещё и эпидемия чумы, которая унесла жизни трети населения.

По итогам Северной войны 1700- 1721 гг между Российской империей и Шведским королевством 30 августа (10 сентября) 1721 года был подписан Ништадтский мирный договор. Швеция признала присоединение к России Лифляндии, Эстляндии и других территорий, а Россия за эти земли обязалась выплатить Швеции компенсацию в 2 млн ефимков (1,3 млн рублей). Фактически Россия купила Эстонию у Швеции.

После окончания Северной войны в 1721 году России досталась опустошенная войной и эпидемией, полуразрушенная территория, которую населяли необразованные крестьяне. Россия оставила установленное шведами административное деление – Эстляндская и Лифляндская губернии.

Народный костюм девушки и юноши. Западная Эстония, Лихула. Вторая половина XIX — начало XX века.

До 1721 года в Эстонии не было национальной аристократии. Эстонцы жили в основном в посёлках, на хуторах или составляли беднейшие слои городского населения. Незадолго до начала Северной войны, шведы ввели на этих территориях школьное обучение на эстонском языке, но война свернула все начинания. Первая Библия на эстонском языке была издана в 1739 году. К началу девятнадцатого века население Эстонии насчитывало 500 тысяч человек.

России была вынуждена вкладывать деньги и ресурсы в развитие этой Прибалтийской территории, налаживать жизнь местного населения и освобождать эстонских крестьян от немецкой зависимости. В отличие от всей остальной России, крепостное право в Эстляндской и Лифляндской губернии было отменено Александром I в 1816-1819 годах. Стать землевладельцами эстонцы смогли спустя несколько десятилетий.

Россией провела на эстонской земле аграрные реформы, получило развитие и система образования, что способствовало зарождению национального самосознания эстонцев.

В период 1855-1881 годов в Эстонии появилась своя интеллигенция и рабочий класс. Россия поддерживала развитие национальной эстонской культуры, был издан эстонских эпос «Калевала», основательницей эстонской драматургии считается поэтесса Л. Койдула, художественного изобразительного искусства – Й. Кёллер, скульптуры – А. Вайценберг. На всей территории Эстонии стали проводиться фестивали народной песни – Певческие праздники.

Народная одежда эстонского острова Сааремаа. Костюм молодой замужней женщины из прихода Карья, Пёйде, мужской — из Карья. Середина XIX века.

Появление эстонцев в Крыму, связано с окончанием Крымской войны 1853—1856 гг. и решением Российской империи заселить пустующие земли Крыма. В 1860 году среди эстонских крестьян прошёл слух, что далёком Крыму раздают бесплатно земли.
Льготы  переселенцам в Крым действительно были большие — каждому мужчине  выделялось 12—15 десятин государственной земли и 100 рублей, которые не нужно было возвращать. Российская империя гарантировала эстонским переселенцам помощь зерном и хлебом в течении трёх лет, если случится неурожай. Эстонские переселенцы освобождались от обязательной воинской повинности на три года.
Несколько тысяч крестьянских семей из Эстляндии выразили желание выехать в Крым.

Народная одежда Южной Эстонии. Подгруппа мульков, приход Халлисте. Мужской, женский и девичий костюмы. Начало XIX века.

В ноябре 1861 года эстонцам предоставили на выбор четыре уезда для  поселения: Евпаторийский,  Симферопольский, Перекопский и Феодосийский и выделили для них 36000 десятин земли в сорока опустевших деревнях. Эстонцы поселились во всех четырех предложенных уездах.  С 1861 г. по 1863 год в Крым приехали более тысячи эстонцев, а к 1865 году в Крыму было уже четыре моноэтнических эстонских деревни.

Отличались ли эстонцы от других переселенцев и жителей Крыма, живущих в соседних деревнях? Да, отличались коллективным мышлением, так характерным для многих славянских народов, в традициях которого коллективное строительство бревенчатых домов. Деревянный  дом невозможно построить в одиночку, в отличие от каменного дома.
В Крыму эстонцы всем миром стали строить общественные здания. В первые же месяцы была построена школа и из Эстонии был приглашен учитель Андрес Туйске, чтобы дети, родившиеся уже в Крыму, не забывали родной язык. Эстонцы коллективно взялись за строительство молельного дома  и  танцплощадки, ведь эстонцы любят танцевать.
Да, эстонцы в Крыму показали, что умеют работать, они часто выезжали на заработки в Симферополь и Севастополь, Феодосию и Ялту. Рабочие  умелые руки эстонцев принесли им добрую славу, их с удовольствием брали на малые промышленные предприятия. Автор известного всему миру Памятника затопленным кораблям, ставшего символом Севастополя,  эстонец Амандус Адамсон.

Народная одежда Северной Эстонии. Ярдоский уезд, приход Ярва-Яани. Женский и мужской костюмы. Вторая четверть XIX века.

В период 1880-1890 годов Россия изменила свою политику в отношении местного населения – было принято решение о русификации территорий.

Если бы русификация населения эстонских территорий была проведена сразу, как эти земли вошли в состав Российского государства, то затюканное шведским правлением местное население восприняло бы это спокойнее, нежели люди, вставшие на путь обретения национального самосознания. Волнения на национальной почве и противостояние русским стало зарождаться уже тогда, в конце девятнадцатого века. С началом революционного движения в России – с 1905 года – и по Эстонии прокатилась волна забастовок. Местная буржуазия требовала либеральных реформ. Волнения не утихали, но особенно ярко вспыхивали в 1912 и 1916 годах.

Февральскую революцию 1917 года Эстония встретила с энтузиазмом и принялась создавать Советы рабочих и солдатских депутатов. К октябрьской революции Эстония подошла во всеоружии и местные Советы действовали практически параллельно тому, как действовали Советы в Петрограде – началась национализация. Собственно, в Эстонии советская власть установилась быстро и с одобрения большинства населения, но продержалась она недолго. В феврале 1918 года территория Эстонии была оккупирована немецкими войсками.

Немцы шли по Прибалтике, практически, не встречая сопротивления – Восточный фронт некому было защищать. Если уж двоюродный брат Николая II – Кирилл Владимирович одним из первых, снял с фронта вверенное ему подразделение и дал присягу Временному правительству, то, что говорить о других генералах? Русское воинство отказалось защищать Отечество и немцы шагали про нашим землям прогулочным шагом устанавливая везде, куда пришли оккупационное правительство.  Эстония, никем не защищаемая, вновь оказалась в немецком владычестве.

С приходом немцев воспряла духом эстонская буржуазия и интеллигенция, в феврале 1918 года был опубликован манифест «О независимости Эстонии». Во время немецкой оккупации советские порядки были отменены и национализированные земли возвращены помещикам.

В ноябре 1918 года Германия отдала управление Эстонией Временному правительству во главе с Константином Яковлевичем Пятсом (1874 — 1956) и в ноябре 1918 года в Прибалтику вошли части Красной армии для восстановления советской власти. Константин Пяст возглавлял Эстонскую Республику с 1918 по 1940 годы, был премьер-министром (1918—1919; 1934—1937) и президентом Эстонии (1938—1940).

В Нарве было провозглашено новое государство Эстляндская Трудовая Коммуна во главе с Я. Анвельтом и заведующим Управлением внутренних дел Виктором Кингисеппом (1888 — 1922). А во всей Эстонии при поддержке США и Англии развернулись бои против Красной армии. 5 июня 1919 года правительство Эстляндской Трудовой Коммуны прекратило своё существование, а эстонский революционер и сотрудник ЧК и ВЧК, коммунист Виктор Эдуардович Кингисепп был расстрелян в 1922 году по приговору военно-полевого суда Эстонии.

Сейчас эстонские историки называют время с 28 ноября 1918 года по 3 января 1920 года «Тринадцатимесячной освободительной войной против Советской России».

2 января 1920 года между РСФСР и Эстонией был подписан Тартуский мирный договор, в котором говорилось, что «Россия добровольно и навсегда» отказывается от претензий на земли за Чудским озером. Эстония провозглашалась демократической республикой, в которой власть принадлежала однопалатному парламенту.

1 декабря 1924 года, подчиняясь председателю Коминтерна Г.Е Зиновьеву, коммунистическая партия Эстонии подняла вооруженное восстание, которое было жестоко подавлено.

Несмотря на все эти довольно трагические события на территории Эстонии продолжали действовать националистические движения. В 1930 году, в период кризиса, в республике обострились консервативные настроения, и в марте 1934 года был совершен государственный переворот. К власти пришли националисты во главе с Константином Пятсом и Иоханом Лайдонером, установив режим диктатуры. В 1938 году в действие вступила новая Конституция, вернувшая страну к парламентаризму, был введен пост президента и первым президентом Эстонии стал Константин Пятс (1938—1940).

Фактически с 1930 года вся промышленность Эстонии работала на Германию.

Нужно сказать, что обретя независимость, Эстония принялась бурно развиваться по всем направлениям – промышленность, наука, медицина, культура. Именно в этот период Тарту снискал славу ведущего научного центра Эстонии.

Как бы обстояли дела в республике оставайся она независимой, мы уже никогда не узнаем, потому что на европейской арене появился Адольф Гитлер с претензиями на мировое господство германской расы.

В 1939 году между гитлеровской Германией и СССР был заключен пакт «О ненападении», к которому существовало секретное приложение, по которому Эстония входила в зону интересов СССР. И после оккупации Франции гитлеровскими войсками советское правительство обвинило Эстонию в помощи Польше, поскольку де-юре, война между советской Россией и Польшей не прекращалась с 1920 года.

Эстония должна была заключить с СССР договор о взаимопомощи и на её территории появились военные базы Советского Союза. В июне 1940 года СССР обвинила Эстонию в нарушении и этого договора и потребовала смены правительства.

21 июля 1940 года Эстонская Государственная Дума приняла Декларацию о провозглашении Эстонии Советской Социалистической республикой, а на следующий день заявила о вхождении в состав Союза Советских Социалистических республик.

Восстановление советской власти сопровождалось арестами и расстрелами. Были арестованы и Константин Пятс и Йохан Лайдонер, они умерли в 1950-х годах так и оставаясь заключенными советских тюрем. И жалеть их не надо, и тот и другой заслужили свою участь, установление диктатуры, знаете ли, дело не бескровное.

Осенью 1944 года Эстония была освобождена от немцев, и сразу же началось восстановление народного хозяйства республики.

За годы Второй мировой войны погибло около 80 тысяч местных жителей, 70 тысяч эмигрировали, была разрушена половина промышленных предприятий Эстонии, уничтожена большая часть скота.

Сейчас принято говорить, что восстановление советской власти в республике сопровождалось репрессиями и арестами… Однако, зная на чьей стороне и как воевало огромное количество эстонцев и сколько среди населения было пособников фашистов, то следует задать вопрос: А что, коллаборантов нужно было награждать?

Последними, кто защищал Рейхстаг, были французы, бельгийцы и эстонцы: «Так что неонацистам этих стран есть чем гордиться: их предки защищали Рейхстаг до конца». Националистические фашиствующие банды до 1953 года занимались террором местного населения в Эстонии.

А восстанавливать разрушенное войной нужно было, и нужно было делать это в спешном порядке. Началось массовое переселение людей с территорий РСФСР для восстановления экономики Эстонии. В 90-е годы прошлого века советских людей, восстанавливающих города и промышленность Эстонии, объявили захватчиками и оккупантами.

Оставаясь Советской республикой Эстония продолжала требовать либерализации и независимости. В 1980 году сорок представителей интеллигенции, в том числе либерально настроенные члены КПСС направили в центральные правительственные органы и газету «Правда» «письмо сорока» – манифест против советизации.

Массовое движение за независимость в Эстонии началось в 1987 году с протеста против добычи фосфоритов. Активисты движения посчитали, что добыча ведётся варварским способом, который наносит значительный экологический ущерб.

В 1988 году был создан Народный фронт Эстонии требовавший отделения от СССР. В ноябре 1988 года Верховный Совет Эстонии принял Декларацию о суверенитете Эстонской ССР. В 1989 году Комитет эстонских граждан провёл регистрацию граждан Эстонии. В марте 1990 года Верховный Совет Эстонии объявил о начале перехода к полной независимости, 8 мая 1990 года была объявлена Эстонская республика, признанная многими странами. В сентябре 1991 года независимость Эстонии признал СССР, а следом США.

Современная Эстония, на фоне «коллег» по Прибалтике, вполне успешная, в экономическом плане страна. Вот, дескать, стоило стать независимыми, как сразу экономика в рост пошла…

За годы с 1944 по 1990 в Советской Социалистической республике Эстонии было построено: порт Мууга, предприятия машиностроения, металлообработки и приборостроения, предприятие по производству редких цветных металлов, цементный завод. СССР намеренно развивал в Эстонии легкую промышленность – в Нарве была построена знаменитая на весь мир Кренгольмская мануфактура, по всей республике строились предприятия пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Два острова в Балтийском море – Сааремаа и Хийумаа – отведены полностью под сельское хозяйство. Здесь развивалось земледелие, мясомолочное производство и рыболовство. Нужно напомнить, что Эстония имеет богатые месторождения фосфоритов и располагает большими лесными ресурсами.

Войдя в ЕС и НАТО, Эстония потеряла восточные рынки сбыта, западные рынки ввели для эстонских товаров жесткие ограничения (квоты). В настоящее время на территории Эстонской парламентской республики нет национальных железных дорог и портов – все это приватизировано и является частной собственностью. Впрочем, по большому счёту, нам нет дела до того, как эта страна решает свои экономические проблемы. Речь не об этом…

Из истории известно, что после Северной войны 1700-1721 года Петру I досталась разрушенная войной территория с тёмным, безграмотным, поголовно крестьянским населением, живущим общинно-родовым строем и Русское государство, а потом и Российская Империя начали восстанавливать эти территории, начался расцвет культуры, стало формироваться национальное самосознание, появился класс интеллигенции и промышленников, а вместе с ним стал складываться класс пролетариата.  Эстония приняла революцию и не случись немецкая оккупация в 1918 году, жили бы мы в мире и согласии. Но… Оккупация, национализм, поддержка гитлеровской Германии и в короткие сроки эстонская республика превратилась в диктатуру и полного антагониста советской власти.

Годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 г.г. ознаменованы предательством эстонцев, потом снова восстановление всей страной народного хозяйства эстонской республики и дальнейшее ее развитие. Но… и это не по нраву. Древняя мудрость говорит нам о том, что «Предавший единожды, снова предаст».

Есть ещё одна философская истина, проливающая свет на истоки русофобии и ненависти в Эстонии: «Мы ненавидим не тех, кто предал нас. Мы ненавидим тех, кого предали мы сами.»

В эстонской Нарве на набережной вдоль границы с Россией в 2015 году установлен памятник львиному прайду. Скульптурная композиция состоит из восьми львов: льва и двух львиц, которые наблюдают за играющими львятами и молодыми львами.

Глава львиного прайда лев очень похож на Владимира Путина

Автор скульптур львиного прайда  — Айвар Симсон. Скульптуры установлены на Шведской террасе нарвского променада, которая является семейной зоной отдыха.

Ну, точно Путин в образе льва

Краткая история Латвии
Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*