Воскресенье , 28 Апрель 2024
Домой / Русский след в мире / Киностудия «Мосфильм» отмечает 100-летие

Киностудия «Мосфильм» отмечает 100-летие

30 января исполняется 100-летие киностудии «Мосфильм». Праздничные мероприятия, посвященные круглой дате «Мосфильма», будут идти по всей стране в течение всего 2024 года .

Простота и доступность кинематографа, возможность влияния на массы народа по достоинству оценил Владимир Ильич Ленин, провозгласивший: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино…» Неудивительно, что правительство РСФСР в 1919 году специальным указом национализировало все существовавшие кино предприятия страны.

В 1924 году были учреждена Первая и Третья фабрики «Госкино» на базе национализированной российской компании по производству российских кинолент и прокату в России зарубежных кинофильмов  — Торговый дом «А. Ханжонков и К°», созданный в 1906 году Александром Алексеевичем Ханжонковым (1877- 1945 г.г.), русским предпринимателем, организатором кинопромышленности, продюсером, режиссёром, сценаристом, одним из пионеров русского кинематографа.

В пользу кинофабрики «Госкино» было национализировано одно из крупнейших дореволюционных киноателье России — «Товарищество И. Ермольева», основанное в 1915 году юристом Иосифом Николаевичем Ермольевым (1889 — 1962). До 1918 года киноателье Ермольева успело выпустить более 120 немых фильмов. Многие из них были весьма успешны у публики – «Отец Сергий», «На бойком месте», «Петербургские трущобы», «Пиковая дама» и др. В киноателье трудились режиссеры Яков Протазанов и Владимир Гардин, артисты Иван Мозжухин и Ольга Гзовская и другие.

Ателье Ханжонкова на Житной стало 1-й Фабрикой «Госкино» , ателье Ермольева в Брянском переулке – 3-й Фабрикой «Госкино». Объединение «Госкино», возникшее на их основе в 1924 году, и стало прообразом будущего «Мосфильма».

Именно 30 января 1924 года  состоялась премьера первого 6-часового фильма «На крыльях ввысь», снятого за три недели на кинофабрике «Госкино» режиссёром Борисом Михиным.  С этого дня и пошёл отсчёт истории старейшей московской кинофабрики, устремившейся на крыльях творчества ввысь к своей славе.

«ДАЁШЬ СОВЕТСКИЙ ГОЛЛИВУД!»

В 1927 году советское правительство приняло решение о строительстве нового здания для киностудии – объявили конкурс. Из двадцати одной заявки был выбран проект, разработанный архитекторами и инженерами«Госкино» под руководством Евгения Брокмана (1882 — 1931).

Стоит отметить, что перед этим событием режиссеры Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров и оператор Эдуард Тиссе были командированы в западную Европу, а затем и в США, чтобы воочию увидеть и оценить их уровень кинопроизводства. В те годы в Америке как раз строился Голливуд — будущая «фабрика грёз». Советский проект киностудии вовсе не копировал американский – схожим был лишь принцип организации кинопроизводства, состоящий в организации всех этапов съёмочного процесса в одном месте.

Решение о строительстве новой, технически оснащенной кинофабрики приняли в 1927 году. Для этого на Ленинских (Воробьевых) горах выбрали место со сказочным названием Потылиха, и заложили первый камень нового киногорода 20 ноября 1928 года — событие зафиксировали на пленку операторы кинохроники.

Уже в первое десятилетие новая кинофабрика не раз переименовывалась и меняла статус. В 1932 году «Московская объединенная фабрика «Союзкино им. 10-летия Октября» , в 1933 году — Московская фабрика «Союзфильм», 1934 год – «Москинокомбинат», затем «Кинофабрика «Мосфильм», наименование «Киностудия «Мосфильм» за студией окончательно закрепилось 4 января 1936 года.

Первые фильмы, снятые на киностудии «Мосфильм» пережили своё время, а некоторые стали признанными мировыми шедеврами. Первая «фильма» в этом ряду – «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» — комедия Льва Кулешова, высмеивающая «предрассудки» иностранца, угодившего в новую социалистическую Россию.

В Москве на кинофабрике «Госкино сняты киноленты ставшие великолепными образцами мастерства советского киноискусства: «Стачка» Сергея Эйзенштейна, а через год — его же «Броненосец «Потёмкин», «Луч смерти» (Лев Кулешов, 1925), «Третья Мещанская» (Абрам Роом, 1927), «Октябрь» (Сергей Эйзенштейн, 1927), «Арсенал» (Александр Довженко, 1928), «Потомок Чингиз-хана» (Всеволод Пудовкин, 1928), «Привидение, которое не возвращается» (Абрам Роом, 1929), «Старое и новое» (Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, 1929), «Тихий Дон» (Ольга Преображенская, Иван Правов, 1930), «Государственный чиновник (Иван Пырьев, 1930).

Менялось время, менялось и кино. Раскованные, эстетически свободные, авангардные кинофильмы 1920-х сменили канонические, идейно выверенные картины 1930 — 1940 годов. Во время Великой Отечественной войны «Мосфильм» эвакуировали в Алма-Ату, где вместе с «Ленфильмом», была образована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов (ЦОКС).

В Москву кинематографисты вернулись в 1944 году. В начале 1950 годов вышло постановление о реконструкции киностудий Москвы. По плану на 43 га размещались новые производственно-бытовые и технические корпуса и съёмочные павильоны. Благодаря режиссеру Александру Птушко павильон для комбинированных съёмок получил необходимые площади и оборудование.

В начале 60-годов прошлого века на  киностудии «Мосфильм» заработало несколько творческих объединений, у которых сперва были порядковые номера, позже выбраны названия — «Время», «Луч», «Товарищ», «Юность», «Телефильм», «Глобус». В начале 1970 годов их реорганизовали и ввели особую специализацию — на одних снимали только драмы, на других — комедии, на третьих — фильмы для детей и юношества.

Перестроечные периоды киностудия «Мосфильм» прошла удачнее, чем другие государственные организации, — она не прекратила существование, не растеряла большое количество недвижимого имущества, смогла избавиться от сомнительных арендаторов, избежала вероятной приватизации, а с появлением финансовой возможности, начала реконструкцию и полную модернизацию технической базы. Киностудии «Мосфильм» удалось сохранить и «золотую коллекцию» фильмов, в которую входит отечественная классика кино — от «Карнавальной ночи» и «Я шагаю по Москве» до «Интердевочки» и «Ширли-мырли».

Многие киноленты, снятые на киностудии «Мосфильм», внесли заметный вклад в советский и российский кинематограф, полюбились зрителям такие значимые старые фильмы, как «Цирк» и «Весёлые ребята» Григория Александрова, «Подкидыш» Татьяны Лукашевич и «Трактористы» Ивана Пырьева, «Высота» Александра Зархи и «Калина красная» Василия Шукшина и много-много других достойных кинофильмов.

На «Мосфильме», одной из крупнейших киностудий Европы, в разное время работали и теперь работают тысячи — талантливых и самобытных классиков мирового кинематографа — Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Александр Довженко, Константин Юдин, Михаил Ромм, Григорий Александров, Юлий Райзман, Александр Птушко, Григорий Чухрай, Михаил Калатозов, Марлен Хуциев, Владимир Алов и Александр Наумов, Андрей Тарковский, Сергей Бондарчук, Леонид Гайдай, Василий Шукшин, Владимир Меньшов, Эльдар Рязанов, Вадим Абдрашитов, Сергей Соловьев, Андрей Кончаловский, Георгий Данелия, Карен Шахназаров, Александр Митта…

За 100 лет своего существования на киностудии «Мосфильм» сменились 23 руководителя, и в 1937 году, хотя и недолго, ею управляла Софья Соколовская — единственная женщина на посту директора за все время.

Сегодня Генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», кинорежиссер Карен Шахназаров, снявший на киностудии более 20 кинофильмов — «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца», «Всадник по имени Смерть», «Анна Каренина. История Вронского», «Хитровка. Знак четырёх».

Сегодня киноконцерн «Мосфильм» на Воробьевых горах — это целый киногород с натурными декорациями, павильонами для монтажа, озвучивания и обработки пленки. Около главного входа расположен музей киностудии «Мосфильм».

Такого серьезного строительства на «Мосфильме» не велось с середины 1950 годов. К 100-летию «Мосфильма» построен новый киноконцертный зал, Дом костюма и реквизита,
два новых павильона, теперь на «Мосфильме» 17 павильонов. На сегодняшний день павильоны на «Мосфильме» одни из лучших в мире, может быть, самые лучшие — натурная площадка «Старая Москва»

«К 100-летию мы имеем новый «Мосфильм», совсем не тот, каким он был, когда я на него пришёл. Студия не может быть застывшей, поскольку постоянно меняются технологии, и их надо совершенствовать. Каждый проект требует своего подхода. Это творческая работа. Так и будем продолжать. У нас большая программа по реставрации старых картин. Будем её и дальше развивать.» — считает Карен Шахназаров.

Наибольшее количество фильмов (50) на киностудии «Мосфильм» сняли в 1982 году, наименьшее — в первые послевоенные годы. Лучшие киноленты, снятые на «Мосфильме» :

«Сорок первый», 1956 год.Режиссер Григорий Чухрай.
«Война и мир», 1964–1966 годы. Режиссер Сергей Бондарчук.
«Андрей Рублев» (первое название «Страсти по Андрею»), 1966 год. Режиссер Андрей Тарковский.
«Берегись автомобиля», 1966 год. Режиссер Эльдар Рязанов.
«Июльский дождь», 1968 год. Режиссер Марлен Хуциев.
«Экипаж», 1979 год. Режиссер Александр Митта.
«Иди и смотри», 1985 год. Режиссер Элем Климов.
«Курьер», 1986 год. Режиссер Карен Шахназаров.
«Кин-дза-дза», 1986 год. Режиссер Георгий Данелия.
«Асса», 1987 год. Режиссер Сергей Соловьев.

Фильм «Джентльмены удачи« (1971 год) Леонида Гайдая — гения эксцентричной комедии, признан экспертами лучшим за всю 100-летнюю историю киностудии «Мосфильма».
В пятерку лучших кинолент также вошли и другие фильмы Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968 год), «Операция Ы и другие приключения Шурика» (1965),
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
и «Москва слезам не верит» (1979 год), режиссера Владимира Меньшова.

19 января на телеканале «Россия» в Первом павильоне киностудии прошла трансляция концерта «Первые 100 лет. Юбилей киностудии «Мосфильм».

Почему Лев Толстой не хотел получать Нобелевскую премию?
Застолье с Чеховым

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*