Суббота , 27 Апрель 2024
Домой / Новое время в истории / Исаакий – дерзкий монах

Исаакий – дерзкий монах

12 июня (30 мая по ст. стилю), – один из главных символических дней нашей Северной столицы, связанный с именем Исаакий, и хорошо знакомым с детства Исаакиевским собором (официальное название — собор преподо́бного Исаа́кия Далма́тского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Сразу же возникает вопрос: почему из массы святых выделен именно Исаакий, малоизвестный монах IV века, никак не связанный с территорий будущей Руси-России, как апостол Андрей? Случайность? Быть может, не все задавались этим вопросом… Обратимся к описанию одного трагического эпизода неспокойной жизни Римской империи в конце IV века.

Церковный историк Феодорит Кирский сохранил рассказ о дерзновенной проповеди Исаакия, обращенной к римскому императору Валенту, гонителю православных и стороннику еретического направления в христианстве, – т. н. «арианства», отрицавшего равенство природы Бога Отца и Бога Сына, их «единосущие».

Император Валент, шёл с войском во Фракию воевать против готов. По пути во Фракию Валент остановился в Константинополе (378 г.), где жил в то время монах-исповедник Исаакий.

«Говорят, что Исаакий, имевший там монашескую келью, увидев проходившего с войском царя, так восклицал к нему:

«Куда идёшь, царь, воюющий против Бога и не пользующийся его помощью? Ведь Он-то и подвиг против тебя варваров – за то, что ты изощрил много языков на богохульство, а славословящих Бога изгнал из святых храмов. Перестань воевать против Него – и Он оставит эту войну; возврати паствам превосходных пастырей – и ты легко получишь победу. Если же предпримешь войну, не сделав ничего этого, то на опыте узнаешь, как бедственно идти против рожна, потому что и сам не воротишься, и потеряешь войско!» Раздраженный царь сказал ему: «Ворочусь и убью тебя, будешь мне отвечать за ложные предсказания». А Исаакий, нисколько не убоявшись угрозы, воззвал: «Убей, если откроется лживость моих слов!»« [1].

Сдержать обещание злосчастный император не смог: «дерзкий монах» оказался прав. Император Валент потерпел сокрушительное поражение от вестготов и пал на поле битвы 9 августа 378 г. под Адрианополем — крупное событие эпохи, в которой готы разгромили войска императора Валента — это была решающая победа варваров над Римской империей.

Можно утверждать, что об этом знают лишь историки, а слово «Исаакий» – один из символов города Санкт-Петербурга – известно во всем мире! Почему же знаменитый собор – один из величайших в мире! [2] – посвящен константинопольскому монаху-исповеднику Иасаакию († 383), жившему задолго до крещения Руси (988 г.) и никак с её позднейшей территорией не связанному?

Действительно, имя преподобного Исаакия исповедника [3], игумена небольшого Далматского монастыря в окрестностях Константинополя, мелким шрифтом значится в нашем календаре 30 мая по юлианскому календарю (сейчас 12 июня по н. ст.), а между тем – оно у всех на устах! Причиной тому – знаменательное историческое совпадение.

Дело в том, что 30 мая 1672 года, то есть в день памяти Исаакия Далматского, у царя Алексея Михайловича Романова и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной родился наследник, чьим небесным покровителем определили апостола Петра, назвав его именем, – будущий император Пётр Великий. В этот же день родились царь Феодор Алексеевич и, по преданию, благоверный Великий князь Александр Невский.

Православные на Руси раньше в основном праздновали день своего Ангела (именины), это воплотилось и в названии города: «Санкт-Петербург» – «Город Святого Петра»! Но день рождения царя«помазанника Божия» – все же особый день. Известно, что «европеец» Пётр Великий охотно вводил западноевропейские обычаи, а праздновать день рождения (лат. dies natalis ) императора – традиция Римской империи.

Первая Исаакиевская церковь (1710 г.) «на лугу» напротив входа в Адмиралтейство

В 1710 году на лугу против Адмиралтейских ворот в Санкт-Петербурге появилась первая деревянная Исаакиевская церковь. Именно в ней 19 февраля 1712 года царь Пётр обвенчался со своей Екатериной Алексеевной.

Вскоре деревянную церковь разобрали, и в 1717 году построили вторую, на месте будущего Медного всадника. В 1735 году храм пострадал от удара молнии, к тому же грунт дал осадку, и строение разобрали. Через 27 лет Екатерина II приказала построить третий храм, на месте современного,  по проекту Антонио Ринальди.

Архитектор Антонио Ринальди построил великолепное мраморное основание храма, но после кончины императрицы Екатерины II к власти пришёл Павел I, назначивший на строительство храма нового архитектора В. Бренна и потребовал быстро достроить храм. С поспешностью завершаемый Павлом I, храм вызывал насмешки современников своей явной дисгармонией. Народ у нас остёр на язык, поэтому отреагировал незамедлительно:

«Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный».

«Двух царствований памятник приличный:
Низ каменный, а верх кирпичный».

А. Фолетти. Бюст архитектора Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, выполненный из всех материалов, использованных при оформлении интерьера собора. 1850 г.

20 февраля 1818 года император Александр I избрал кандидатуру французского архитектора Огюста Монферрана  для работы по перестройке Исаакиевского собора. Императору Александру I  понравились рисунки архитектора, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Одновременно Монферрану поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора.

Во время строительства собора Монферан познакомился с русскими строителями, о них он писал:

Их одежда состоит из простой туники, открытой слева у плеча; это одеяние из хлопчатобумажной ткани с небольшими полосками почти всегда красного или синего цвета. Короткие широкие брюки с поясом, который они повязывают вокруг поясницы, и сандалии завершают их костюм, который является одновременно практичным и элегантным. … Нет ничего более привлекательного, чем этот головной убор, а также их костюм, который можно найти среди прекрасных скульптур колонны Траяна. У российского рабочего пять выходных в месяц, включая воскресенье; он работает по двенадцать часов в день; по субботам он уходит с работы на час раньше, чтобы сходить в баню. В целом, они трудолюбивы, трезвы и бережливы; как только работа прекращается, они возвращаются в свои дома, чтобы отложить плоды своего труда, на которые они всегда в конечном итоге покупают дом и участок земли, достаточный для того, чтобы обеспечить им и их семьям счастливое существование.

Строительство Исаакиевского собора велось 40 лет и было завершено уже во время правления Александра II.

Освящение Исаакиевского собора 30 мая 1858 года (литография)

Исаакиевский собор был освящён в свой престольный день, 30 мая 1858 года. Построенный архитектором католиком, этот храм стал воплощением открытого и вселенского (греч. экуменического) характера Православия в нашем европейском городе.

Несколько слов о размерах Исаакиевского собора. Площадь собора 10 862 кв. м, высота 101,5 м (внутренняя высота 93 м), длина 111,3 м, ширина 97,6 м. Исаакиевский собор вмещает от 7 до 12 тысяч человек. Размах крыльев укрепленного под куполом парящего голубя – 2 метра. При строительстве использовано 400 кг золота, причём на купол – 300 кг, и 14 сортов мрамора. Храм окружают и поддерживают в общей сложности 112 колонн (верхних и нижних).

Легко догадаться, какой оказалась судьба последнего Исаакия в революционном ХХ веке. Будучи главным кафедральным храмом России, собор претерпел судьбу большинства церквей нашего многострадального Отечества: богослужения в нем прекратились в 1928 году и возобновились лишь через 62 года. С 1931 по 1986 годы здесь назойливо раскачивался пресловутый маятник Фукό, убеждавший в том, что земля вращается, в чём нормального человека убеждать не нужно!

Исторический день возобновления богослужений в Исаакиевском соборе — 17 июня 1990 года, в Неделю Всех Святых, в земле Российской просиявших! Божественную Литургию в нем совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это было зримым символом переломного этапа церковно-государственного возрождения России и единения всех здравомыслящих россиян. Все пребывали в состоянии эйфории и не предполагали, чтό ещё ждёт нас впереди! Через год, 6 ноября 1991 года, Патриарх Алексий II служил в Исаакиевском соборе Великую вечерню и благодарственный молебен в связи с недавним – 6 сентября – возвращением нашему городу его исторического названия — Санкт-Петербург.

В настоящее время в Исаакиевский собор сохранил музейный статус и принадлежность городу. По договоренности с Санкт-Петербургской епархией ежедневно (кроме среды – выходного дня) в Исаакиевском соборе совершаются утренние и вечерние богослужения (рядовые службы – в Александро-Невском приделе).

Правда, исторический день рождения Петра I не совпадает ныне с днём церковной памяти Исаакия. Царь Пётр родился 30 мая (1672 года) по юлианскому календарю, что соответствует 9 июня по григорианскому (фиксирующему астрономическое время). А память Исаакия Далматского празднуется у нас ныне 12 июня по н. ст. Это связано с тем, что разница между юлианским (постоянно отстающим от истинного времени) и григорианским календарем составляла в XVI–XVII веках 10 дней, а в XX и XXI возросла уже до 13 дней. Отсюда и разрыв в три дня. Почему православная церковь использует Юлианский календарь?

Думается, эту драматическую историю Исаакия-человека и Исаакия-собора нелишне помнить каждому петербуржцу и «гостю нашего города».

Исаакиевский собор (вид с воздуха) на фоне Александровского сада, Невы, Дворцового моста, Академии наук.

Примечания

[1] Феодорит Кирский. Церковная история, IV, 34.

[2] До 1990 года самым большим христианским храмом на планете был собор св. Петра в Риме, на втором месте – собор Св. Павла в Лондоне, на третьем Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, наш Исаакиевский собор – на четвертом месте. Затем появилась католическая церковь Пресвятой Девы в Ямусукро (Кот Д’Ивуар, Африка), построенная в 1989 году, и ставшая на первое место по высоте купола — 158 метров ; был восстановлен Храм Христа Спасителя (высота 103 м).

*«Преподобный» принадлежит к разряду святых, подвиг которых заключается в их монашеском аскетическом делании. «Исповедниками» называют тех святых, которые за открытое оглашение своей веры претерпели гонения и муки, но не погибли во время гонений, как «мученики», а остались живы и скончались поздне́е естественной смертью.

24 июня 1812 года — вторжение Наполеона в Россию
День рождения Петра Великого

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*