Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Античный Русский мир. / Савроматы и саки

Савроматы и саки

За Доном к востоку от скифов, охватывая степи Заволжья и Южного Приуралья, расселились родственные им по языку и культуре скотоводческие племена савроматов. Происхождение савроматских племён, как и скифов, восходит к глубокой древности и генетически связано с жившими на этой территории представителями Срубной и Андроновской археологической культуры. В культуре савроматов обозначены два больших периода: ранний — савроматский (VII—IV века до н. э.) и поздний — сарматский (III век до н. э.— II век н. э.).

Основными памятниками савроматского периода являются курганные погребения, поселения и кратковременные стоянки на берегах притоков Волги и по реке Маныч. Большинство памятников открыты и исследованы в послевоенные годы. Савроматские курганы представляют собой большие родовые усыпальницы, расположенные группами, иногда до сотни и более курганов вместе. Под насыпями находятся узкие прямоугольные ямы, в которых хоронили рядовых общинников. Встречаются и другие типы могил — обширные квадратные погребальные камеры. Вырытые в грунте ямы были специально оборудованы: на дно клали подстилку, а стены укрепляли деревом. Обычным для савроматов является вытянутое положение трупа, чаще всего головой на запад.

На территории обитания савроматов, в центре евразийских степей в междуречье Волги и Урала, открыты курганы сарматских вождей. Филипповские курганы расположены в степи, на левом берегу реки Урал, на юге Оренбургской области. По грандиозности сооружения и богатству погребения большой курган Филипповки не уступает «царским» курганам Скифии. Диаметр кургана 120 м, высота более 7 м. Вероятно, первоначально эта степная пирамида была высотой не менее 20 метров.

В огромном погребальном склепе, двух тайниках и коридорном входе в могилу обнаружены предметы культуры и искусства кочевников Приуральских степей, были найдены уникальные золотые изделия, датируемые  V — IV вв. до нашей эры, бронзовые котлы, сосуды из золота и серебра, золотые украшения ремней и сбруи, короткие и длинные железные мечи с золотой инкрустацией и золотые художественные украшения — подвески.

В кургане находились «зеркала» — диски, изображавшие солнце, серебряный ритон и целая серия деревянных сосудов, украшенных высокохудожественными золотыми накладками. На накладках, выполненных в скифском «зверином стиле», изображены архары, олени, кабаны, верблюды и хищники.

Особую ценность представляют найденные в коридоре и двух тайниках усыпальницы 26 скульптур оленей, достаточно крупных по сравнению с известными изображениями скифской эпохи, их высота около 50 см, размер рогов 20—25 см.

Скульптуры сделаны из дерева и покрыты золотыми и серебряными листами.

Скульптуры оленей статичные, они стоят в спокойной позе, туловище украшено спиральными завитками и изображениями, похожими на крылья и рога. Головы показаны условно. Рога оленей неестественны — состоят из ритмично повторяющихся завитков, образующих подобие орнамента, куста или дерева. Рога двух типов: изображенные в одной плоскости с оленем и поперечные туловищу. Предметы культа не случайны в погребальном сооружении савроматского вождя, они являются художественными символами мифологических сюжетов.

Однако самым массовым археологическим материалом савроматской культуры является керамика и многочисленные наконечники стрел. Выделяется несколько основных форм глиняной посуды. Наиболее распространенными были баночные сосуды с прямыми или немного выпуклыми боками, широко известные на этой территории ещё в эпоху бронзы. Наряду с ними существовали различной формы горшки — сосуды с шейкой и венчиком. Многие сосуды снабжены носиками-сливами и ручками.

В Приуралье наряду с вышеназванными применялись плоскодонные сосуды с шаровидным туловом и узким цилиндрическим горлом. Поверхность сосудов украшена узорами, которые ведут своё начало от орнамента Срубной археологической культуры: ряд ямок под венчиком, насечка ногтем, выдавленные изнутри бугорки. Вместе с глиняной посудой в ходу были и литые бронзовые котлы. Возможно, они имели ритуальный характер. В большинстве савроматских могил присутствуют кости животных; костей овец и лошадей больше, чем костей крупного рогатого скота.

В страну, населенную савроматами, попадала привозная стеклянная посуда из Ирана, Передней Азии, а возможно, и из Греции. Значительную роль играла деревянная посуда местного изготовления: миски, блюда, лотки и корыта. Из культовых предметов известны бронзовые зеркала, глиняные курильницы и каменные блюда. Каменные блюда, будучи своеобразными переносными алтарями, использовались для разжигания в них священного огня и жертвоприношений.

Религиозный, символический характер носило и савроматское искусство. Навершия мечей, различные бляшки, ручки ножей и зеркал украшают стилизованные образы животных или сцены борьбы. Излюбленными были образы грифонов и свернувшихся в пружину или зловеще вытянувшихся хищников с оскаленной пастью и сильными лапами, отдаленно напоминающие барсов.

Среди археологических материалов много оружия. Основным вооружением был короткий сложный лук скифского типа. Практически не отличались от скифских и ранние савроматские трехгранные и трехлопастные бронзовые втульчатые и черешковые наконечники стрел. Уже в ранний период истории у савроматов самым распространенным типом наступательного оружия были длинные мечи.

В I тысячелетии до н. э. население на территории Средней Азии и Казахстана по хозяйственному укладу делилось на оседлых земледельцев и полукочевых скотоводов. То мирные, то враждебные отношения этих категорий населения являлись одним из факторов исторического развития на этой территории.

Скотоводческое население Средней Азии и Казахстана в персидских ахеменидских источниках известно под названием саков. В надписи на знаменитой Бехистунской скале говорится о походе персидского царя Дария I в страну саков. На этом памятнике высечены фигуры саков в характерных одеждах скотоводов.

Более подробные сведения о среднеазиатских кочевниках середины I тысячелетия до н. э. содержатся в «Истории» Геродота. Он называл их азиатскими скифами и описывал поход прославленного персидского царя Кира I в страну массагетов, в котором персидская армия потерпела поражение. Сведения древних авторов довольно запутаны: то они всех называют саками, то выделяют племена саков, массагетов, дахов, исседонов. Название «саки» было, вероятно, собирательным и распространялось на родственные племена.

Археологические памятники скотоводов встречаются на огромной территории — от Сырдарьи до Памира и Тянь-Шаня, включая Южный Казахстан и Кыргызстан. Хорошо изучены в Приаралье несколько поселений и могильники Тигискен и Уйгарак. В погребениях скифского времени найдены богатейшая коллекция оружия, предметы конской сбруи, украшения в «зверином стиле». Эти материалы близки к савроматским памятникам Приуралья.

В районе Средней Азии — на Памире — исследованы десятки сакских могильников: Акбеит, Аличур, Харгуш и др. Курганы представляют собой небольшие насыпи из камней или плоские овальные и четырехугольные выкладки. В грунтовых ямах обнаружены скелеты в скорченном положении. С погребенными клали бронзовые прямые ножи, кинжалы, стрелы, похожие по форме на скифские, и слепленные без использования гончарного круга, а просто руками неорнаментированные сосуды, в большинстве выпуклодонные, а также шаровидной и грушевидной формы.

Особой пышностью и богатством выделяются курганы Семиречья — на юго-востоке Казахстана и севере Кыргызстана. В этом районе исследованы как «царские» курганы, так и рядовые могильники. Среди них большую ценность представляют Чиликтинские курганы (Восточный Казахстан), могильник Бесшатар в долине реки Или к востоку от Алма-Аты. Диаметр отдельных курганов доходил до 100 м, а высота — до 20 м. Под насыпью больших курганов находились бревенчатые склепы с коридором. Сверху они были закрыты бревнами и камышовыми матами. Под землей прорывались проходы, общая длина которых под Бесшатарским курганом составляла 55 метров. Почти все курганы знати ограблены. По сохранившимся предметам можно составить представление о погребальном инвентаре. Вместе со знатными мужчинами погребали жён или рабынь.

Иначе хоронили рядовых воинов: под небольшими насыпями в прямоугольных ямах, выложенных деревом или камнем. В яму с погребенным клали короткий меч-акинак и колчан с бронзовыми наконечниками стрел. В этих погребениях сохранились бронзовые зеркала и украшения, очень похожие на скифские, а также детали конской сбруи.

Многие бытовые и культовые предметы украшены фигурками животных. Кочевники Средней Азии отдавали предпочтение литым фигуркам горных козлов с гипертрофировано увеличенными рогами.

Уникальным памятником саков является могильник Иссык, состоящий из 45 больших царских курганов. Могильник расположен на берегу реки Иссык, в 50 км восточнее Алма-Аты. Это своего рода Долина царей. Особым богатством отличался один курган. Под его насыпью находились две погребальные камеры — центральная и боковая, сооруженные из брёвен.

В камере найдены останки погребенного с многочисленными золотыми нашивками на одежде, в высоком головном уборе и обуви, а также посуда.

Со скелетом лежали предметы вооружения: остатки железного меча и ножен, железный кинжал, предметы туалета и различная утварь. У южной и западной стен в определенном порядке была размещена глиняная и деревянная посуда: кувшины, миски, блюда и черпаки, бронзовые и серебряные сосуды.

 

В кургане Иссык обнаружено свыше четырех тысяч золотых предметов: многочисленные бляшки в виде барсов, лошадей, горных козлов, пластины, различные декоративные нашивки из листового золота, пронизки, серьги.

Рубашка с золотыми нашивками сакского «царя» из кургана Иссык.

Расположение предметов позволило реконструировать одежду и головной убор. По положению золотых бляшек установлено, что погребенный был одет в короткий кожаный кафтан и штаны, обшитые треугольными бляшками из золота. Обувь также украшали золотые нашивки. Кафтан был перетянут парадным наборным поясом, украшенным золотыми бляшками-накладками.

Обувь с золотыми нашивками сакского «царя» из кургана Иссык.

На территории Средней Азии найдено много уникальных художественных изделий саков, которые объединены общим названием Амударьинский клад. Его предметы хранятся в Британском музее. Среди них алтари, украшенные фигурами идущих друг за другом барсов, прямоугольные жертвенные столы на ножках и с ручками по бокам, золотые пластины с изображением саков, золотая модель колесницы с запряженными лошадьми, золотые браслеты, диадемы, перстни, объёмные золотые фигуры людей и животных, котлы, служившие для приготовления ритуальной пищи.

Эти предметы в разное время в XIX века были собраны в Средней Азии и контрабандой переправлены в Пешавар, где и были приобретены и переданы в Британский музей.

Материалы царских курганов позволяют сделать вывод о социальной дифференциации у семиреченских саков-скотоводов. Огромные размеры курганов, особая, украшенная золотом одежда погребённого свидетельствует о возвеличивании вождя, возведении его в ранг солнцеподобного божества.

Изображения крылатых коней, оленя, козла и архара подтверждают вывод о возвеличивании вождя. Конь и олень в религиозных представлениях скифов, саков, сарматов был символом солнца, солнечного божества.

Большое значение для решения вопроса о социальном строе саков имеют надписи на серебряной чаше, которые еще не расшифрованы, надпись на дне каменного сосуда и знаки письменности на трехгранном камне.

Пышные захоронения племенной знати, грандиозные сооружения, наличие надписей являются признаками, определяющими общество саков как раннегосударственное образование, где ещё сохраняется родоплеменная структура.

 

Источник: «Археология», учебник

Тагарская культура

Иосиф Беньяминович Брашинский
Славянские лица скифских курганов Герроса

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*