Спорность и не ясность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки этрусской мифологии уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению, впервые высказанному Геродотом («История», I 94), прибыли предки этрусков — тиррены и пеласги (лелеги).
Восточными чертами этрусской мифологии являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты — двойной топор, трон, пурпурная царская одежда и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии.
В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.Вселенная представлялась этрускам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя — земной поверхности, нижняя — подземному царству. Воображаемые параллели между этими тремя структурами позволяли по расположению светил в небесной сфере предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума.
Нижняя невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную — добрых.
Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы.
В отличие от греческой мифологии, этрусская мифология не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии. К древнейшим религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний.
К их числу относился бог ТИН, отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым — пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим — самым страшным — карал, лишь получив согласие избранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царём богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств.
Богиня Туран, имя которой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой, её символ — бутон розы.
Богиня Туран, была подобна греческой Гере и римской Юноне соответствовала этрусская богиня Уни (Юни), почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти.
Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в конце 6 века до н.э.Капитолийском храме в Риме почиталась этрусская богиня Менрва (римская Минерва) , покровительница ремёсел и ремесленников. Эти три божества составили этрусскую триаду, которой соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва.
Этрусский бог Аплу, отождествлявшийся с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы.
Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших.
Греческому богу Гефесту — хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан).
Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества — трезубец, якорь.
Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс в Популонии начиная с 9 века до н.э., соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану в римской. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха.
В этрусской мифологии бог Сатре (бог Спаситель, бог Сеятель Жизни) почитался этрусками как «бог Небесной долины», божество изобилия и плодородия, бог посевов, покровитель земледелия. Бога Сатре этруски изображали с серпом в руке. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление этрусков о золотом веке — грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства, что соответствует представлению о римском Сатурне.
Сакральное объединение государств с центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна, римляне именовали его Вертумном(лат. Vertumnus).
Иногда его изображали злокозненным чудовищем, иногда в качестве божества растительности неопределённого пола, иногда в виде воина.
Изменение облика Вольтумна, возможно, отражало стадии преображения локального божества подземного царства мёртвых в «главного бога Этрурии», как его называет Варрон (Antiquitatum rerum… V 46).
Вертумн (Вертун; Вольтумн; лат. Vertumnus) — этрусский бог смены времён года, вошедший и римскую мифологию. Имя Vertumnus римляне возводили к латинскому глаголу «вертере» — vertere — поворачивать, вертеть. Вертун поворачивал КОЛЕСО Времени, которое никогда не останавливается, он вертел «стрелками» времени — днями и ночами, месяцами года, сменой сезонов года.В римской мифологии этрусский бог Вертумн появился в облике двуликого Януса — бог дверей, входов,
К числу богов «небесной долины» этруски относили бога Тина, который также, как бог САТРЕ, может поражать молниями.
Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой — войны.
Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус — хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван.
Владыками подземного царства были боги Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне).
Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определённые её функции — мудрость, искусство и др.В этрусской мифологии, как и в греческой, функции Триединого женского божества — Великой Матери Богов, которая бы повелевала Рождением (символ Коза-кормилица), Жизнью (символ Лев) и Смертью (символ Змея), по-видимому, разделились, но при этом каждая новая богиня, унаследовавшая одну из функций ТРИЕДИНОГО божества, оставила «змеиный атрибут», как наследственный знак своей Великой Праматери.
Образ Великой Матери (Змееногой богини) воплощённый в облике Медузы Гаргоны был демонизирован ещё в ранний период истории Эллады, в дни полисной Греции.
Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттеснённых на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов.
Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества. На более ранних памятниках Хару — зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии — проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса).
С демоном смерти Хару (Харун) имел много общего Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней.
Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары) выделилось демоническое существо Лаза — юная обнажённая женщина с крыльями за спиной и рогом изобилия в руках. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус — остаётся невыясненным. По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага.
Демоническим множеством этруссков были маны (римские маны) — добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф.
Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших.
Литература: Ельницкий Л.А., Элементы религии и духовной культуры этрусков, в кн.: Немировский А.И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Иванов В.В., Заметки о типологии и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 4, Тарту, 1969; Немировский А.И., Этрусская религия, в кн.: Немировский А.И., Харсекин А.И., Этруски, Воронеж, 1969; Тимофеева Н.К., Религиозно-мифологическое мировоззрение этрусков, Воронеж, 1975 (дисс.); Шенгелия И.Г., Этрусская версия теогамии Минервы и Геракла, в кн.: Проблемы античной культуры, Тб., 1975; Bayet J., Herclé, P., 1926; Clemen C., Die Religion der Etrusker, Bonn, 1936; Dumézil G., La religion des étrusques, в его кн.: La réligion romalne archaique, P., 1966; Enking R., Etruskische Geistigkeit, B., 1947; Grenier A., Les religions étrusque et romaine, P., 1948; Hampe R., Simon E., Griechische Sagen in der frühen etruskischen Kunst, Mainz, 1964; Herbig R., Götter und Dämonen der Etrusker, 2 Aufl., Mainz, 1965; Heurgon J., Influences grecques sur la religion étrusque, “Revue des études latines”, 1958, annee 35; Mühlestein H., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, B., 1969; Pettazzoni R., La divinita suprema della religione etrusca, Roma, 1929. (Studi e materiali di storia delle religioni, IV); Piganiol A., Oriental characteristics of the Etruscan religion, в сб.: CIBA foundation symposium on medical biology and Etruscan origins, L., 1959; Stoltenberg H.L., Etruskische Götternamen, Levenkusen, 1957; Thylin C., Die etruskische Disciplin, t. 1—3, Göteborg, 1905-09.
А.И. Немировский
© Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.— М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 672—674.