Мания – подземная хтоническая богиня, считавшаяся матерью Манов — злых духов, а иногда Ларов (Лазов, Ларвов). Мания была одной из самых ужасных богинь этрусков – насылала на людей безумие.
Греческие и римские источники донесли до нас сведения о культе этрусской Мании, имеющий тайный, сакральный характер. Этрусская богиня Мания появилась и в греческой мифологии, как персонификация безумия, которое она насылала на людей преступивших закон и древние обычаи. Греческий храм Мании находился между Аркадией и Мессенией, где по преданию Орест был лишен ума за убийство матери.
Римляне заимствовали у этрусков почти всех богов и богинь, в том числе и этрусскую Манию, но она казалась им слишком мрачной и жестокой. Из римских источников известно, что Мания – богиня мрака и безумия.
В Риме изображения богини Мании, подобные греческой Медузе Горгоне, голова которой считались оберегом для дома, охраняла вход в жилище и в город. Аналогичные изображения, делались по фризу зданий на домах и храмах этрусков. Изображение Медузы Горгоны было оберегом (эгидой) на щите греческой богини-воительницы Афины Паллады, этрусской богини Менрвы, и на щитах этрусских воинов для устрашения врагов и магического превосходства в сражениях. Афина считала змееногую богиню своей Протоматерью (Великой Матерью Богов), порождающей стихией, покровительницей и защитницей.
Скифы называли своей Великой Матерью змееногую богиню Апи, а отцом скифского рода считали Геракла, также, как и этруски, считавшие свои праотцом бога ХЕРЪркле (Геракла)
Основной жертвенной пищей богини древнейшей этрусской богини Мании считалась бобовая каша, но этруски приносили ей первородных младенцев, мальчиков, используя ножи, смоченные в крови жертвенного козла, и другие человеческие жертвоприношения, путём отсечения головы. По этрусским представлениям, именно, в голове находилась душа человека.
Страх перед Манией – не просто страх перед смертью, это страх перед безумием – гибелью души, после которого гибнет сама внутренняя сущность человека и невозможно его посмертное перерождение. Принесение в жертву головы указывает на древнейшее верование в могущество Мании, хозяйки Протоокеана, где безвозвратно растворяется душа человека.
Позднее, в римские времена, вместо человеческих жертвоприношений, этруски, а затем и римляне, приносили в жертву Мании головку лука или чеснока.
Почитаемой в Древнем Риме этрусской богине безумия Мании, посвящался римский праздник окончания года — февраль (Februārius mēnsis), который считался месяцем ритуального очищения кровью жертвенных животных, и подготовка к встрече весны.
Празднество в честь Манов – Фебруариус (Februarius, от februare — «совершать очистительные обряды, очищать») приходилось на последний месяц года — февраль, когда происходило культовое очищение в праздник Фебрууса, этрусского бога подземного царства. Жрецы в это время выходили на улицы и хлестали прохожих фебралиями — ремнями из козлиных шкур, смоченными в крови жертвенных животных. Праздники этрусского Фебрууса длились девять дней (13 – 21 февраля). Кульминация Фебралий приходилась на последний день – 21 февраля, и сопровождалась торжественной трапезой в честь предков.
28 февраля – последний день года в этрусском календаре. Относились к нему очень серьёзно, и подготовка к переходу в новый год была связана, в первую очередь, с очищением, а не только с приготовлением пиршества, и весёлого застолья. Возле многих этрусских храмов были священные пруды, озёра, водоёмы, которые были предназначены именно для ритуального омовения, очищения тела и души от всякой скверны, грехов и пороков. Этрусские ритуалы очищения представляли собой священнодействие, привлекающее божью благодать к очищенному человеку и обеспечивающим успешную жизнь в новом году.
Этрусские Маны, в отличие от их более поздних римских аналогов, были богами, а представление о них только как о душах предков имело поздний характер. Маны считались гарантами этрусских законов и благополучия, символом которых являлся негасимый огонь как в доме каждой семьи, так и Священный Огонь города. В древнейшие времена хранительницей священного очага была женщина, со временем эта функция перешла к мужчине, а на уровне города – к Лукумонам (этрусским царям).
Демоны Маны, в поздние этрусские и ранние римские времена, представлялись, по римским источникам, как добрые боги, которых просили даровать блаженство усопшему за его добродетельную жизнь. Маны считались покровителями каждого рода, местности и города, хранителями гробниц. Маны в поздние римские времена слились с Ларами и Гениями, как души умерших. Доброту Манов нужно понимать с известными оговорками, так как их боялись и нарушения обрядов, связанных с культом Манов могло повлечь за собой серьезные последствия. Марциан Капелла указывает на существование добрых и злых Манов (Mart. Cap., II, 165). В небесном каталоге этого автора Маны занимают два места в зависимости от своих характеристик.
В Риме этрусский праздник Фебрууса стал проводиться каждый год 15 февраля в гроте Луперкал (лат. Lupercal) у подножия Палатинского холма, поэтому римляне называли праздник Луперкалии. Римский праздник Луперкалий, начинался, как и у этрусков, с ритуального убийства козла для плодородия, и собаки – для духовного очищения. Кровью убитых животных ритуально орошали посевы. Молодые жрецы-луперки нарезали содранные с козла и собаки шкуры полосками, окунали их в священную кровь и, раздевшись донага, начинали ритуальный бег вокруг Палатинского холма, шлепая окровавленными кожаными ремнями женщин. Праздник плодородия Луперкалий сопровождался безумным лихорадочным сексом, и случайным выбором сексуального партнёра сроком на один год без дальнейших обязательств. Сейчас этот праздник называется днём святого Валентина — 14 февраля — Гимн лихорадочной любви.
В римской мифологии бог Фавн отождествлялся с греческим богом Паном. Пан покровительствовал стадам и мог наслать на врагов безумие или панику. Римское божество Пан (Фавн) мог быть мужской ипостасью всё той же Мании.
Хтоническая природа этрусской Мании сближает её с Фавном (Паном, Луперком) и рядом других божеств растительности и плодородия, которые имеют хтоническую природу в римской, греческой мифологии.
Поклонение праматери всех богов, носящее у этрусков кровавый характер, связанный с плодородием и войной, с циклами «жизни – смерти».
Обычай наносить на себя красную краску во время обрядов, сохранился у многих народов. Не случайно одежда этрусского царя имела красный цвет, затем этот обычай переняли у этрусков и римские императоры. Пурпурный цвет мантии символизировал древнейшую функцию царей как жрецов, приносящих кровавые жертвы хтоническим (земным) богам ради процветания своего народа, и как носителей сакральной плодородной силы народа.
Этрусская богиня Мания имела праздник в один день с богом подземного огня и извержения вулканов Велхансом/Вулканом, что подчеркивает её хтоническую природу и разрушительную силу.
Римский учёный-энциклопедист и писатель I века до н. э. Варрон (116 — 27 гг. до
Этрусская богиня Мания схожа по этимологии имени и функционально близка ведической Майе – богиня иллюзии, обмана и в конечном смысле безумия и гибели.
С богиней колдовской луны Манией связан ещё один этрусский бог – Мантус. Боги Подземного мира Мантус и Мания упоминаются Сервием. На модели печени из Пьяченцы бога Мантуса, вероятно, представляет Ветисл.
Имеются гравюры на этрусских зеркалах, где Мания (Медуза) изображена мужеподобной, с бородой и высунутым языком. Мужеподобность Медузы может быть ипостасью богини Подземного мира – Мании, а её сыновей Мантусов, которые тоже связаны с лунной символикой, культом луны и месяца, культом первопредка и мужским началом. Зажженный факел — один из символов Манов (Мантусов), как проводников в Загробный мир.
Сама Медуза олицетворяла первозданные хтонические силы. Она связана с Прото-морем, океаном Тэтис, в котором может утонуть, раствориться душа и тело человека. Медуза очерчивает «самый ужасный круг Ада», откуда нет и не может быть возврата для души. Этот круг обнесён полосой из треугольников. Число 3 у этрусков соотносилось с тремя мирами, составляющими Космос.
Круг из треугольников, в таком случае должен символизировать власть богини смерти во всех трёх мирах. Отметим также, что Медуза – одна из ипостасей богини Менрвы, которая властвует на небе, на земле и в Загробном мире.
Овидий пишет, что жертвы Манам обычно приносят на перекрестках дорог, где совершались самые действенные и мрачные колдовские обряды. До XX века в России сохранялся обычай хоронить великих грешников и страшных колдунов на перекрестках дорог. Также во многих колдовских традициях других народов обряды по вызову нечистой силы происходили именно на перекрестках дорог.
С культом Луны связаны не только этрусские Маны и их мать Мания, но и лунная богиня Аритими.
Мания считалась богиней ритуального безумия, под воздействием лунных фаз, оказывающих особое влияние на протекание психических заболеваний. Достаточно вспомнить явление лунатизма или обострение маниакальных депрессий в полнолуние.
В древнейших жреческих представлениях этрусков существовал мрачный культ «тёмной луны», который по своей природе был близок к кровавым обрядам богини Мании.
У древних греков была известна трёхликая богиня Геката, имеющая малоазийское происхождение, что сближает её появление с прародиной пеласгов и этруссков. Древнегреческая Геката объединяет в себе характеристики этрусских богинь Аритими, Мании и Медузы Гаргоны.
По этрусским верованиям богиня Мания — олицетворение первородных сил природы, она породила бога Велханса — царя вулканов, огня, центра земли, бога подземной природы, и диких разрушительных сил, не подвластных больше никому. Умилостивить бога Велханса можно только человеческими жертвоприношениями младенцев. Не случайно праздники Велханса и Мании проводили в один день 1 мая, когда был максимальный разгул нечистой и подземной (хтонической) силы. По средневековым поверьям накануне 1 мая наступает праздник ведьм — Вальпургиева ночь, что, видимо, дошло до нашего времени от этрусков.
Каждый из 12 городов Этрусского Союза обязательно должен был иметь свой мистический центр, в виде ямы — Мундус для общения с Подземным миром.
Известно, что изначальный Рим был заложен по обряду этрусков. Закладка города являлась действием сакральным. Основанный город ограждался от внешнего мира городской чертой, производилось опахивание города ритуальной бороздой. Согласно этрусскому ритуалу борозда должна была очертить вокруг будущего города окружность, что соответствует представлениям этрусков о Небесном мире – Темплум (лат. templum).
Священные стены города на этрусском назывались ТУЛАр Спулар (этрус.: Тулар = «граница»; лат. tular spular, или иначе на латыни – померий). Интересно описание закладки Рима у Плутарха в «Ромуле»:
«Там, где сейчас находится Комиций – место народного собрания, вырыли круглую яму, куда положили начатки всего, что по закону считается чистым, по своим свойствам необходимым. Потом каждый бросил туда горсть земли, принесённой из тех краёв, откуда пришёл, и землю эту перемешали. Яму эту по-латыни называют так же, как и небо – Мундус. Она должна была служить центром круга, отмечающего границу будущего города. Основатель города вложил в плуг медный сошник, впряг белого быка и корову и, погоняя их, провел глубокую борозду по намеченной линии границы города. Шедшие за ним откидывали поднятый плугом пласт внутрь, по направлению к городу, следя за тем, чтобы ни один комок не лег по другую сторону борозды… На месте предполагаемых ворот сошник вытаскивали, а плуг приподнимали над землей так, что борозда прерывалась. Поэтому вся стена, кроме ворот, считается священной». (Plut. Rom. 11)
Белый цвет быка и коровы связан с цветом, угодным небесным богам, сами бык и корова символизировали Небесную пару верховного этрусского бога Тина (греч. Зевс) и его супругу — юную богиню материнства Уни (рим. Юнона), которые как бы сами основывали город и определяли его границы.
Бросание в общую яму горсти земли, принесенной с родины – важнейший обряд при закладки города, так как этруски и италики верили, что в родной земле заключены души предков. Поэтому, заложенный по такому обряду город становился их истинной родиной, куда переселялись души предков.
Мундус в Риме находился на Палатинском холме (Palatino). Он открывался 3 раза в год. Во время открытия ямы — Мундуса этруски приносили жертвы Манам – молоко, вода, вино, кровь чёрных баранов, овец, свиней. Во время жертвоприношения Манам все храмы были закрыты, а свадьбы запрещались. Овидий в «Фастах» описывает обряд поклонения Манам:
«Честь и могилам дана. Ублажайте отчие души.
И небольшие дары ставьте на пепел костров!
Маны не многого ждут: они ценят почтение выше
Пышных даров. Боги Стикса отнюдь не жадны.
Рады они черепкам, увитым скромным веночком,
Горстке малой зерна, соли крупинке одной,
Хлеба кусочку в вине, лепесткам цветущих фиалок:
Всё это брось в черепке посередине дорог.
Можно и большее дать, но и этим ты тени умолишь.
И помолись ты ещё у погребальных костров».
(Пер. Ф.Петровского)
В праздник Паранталии открывался, закрытый «камнем Манов» (лат. lapis manalis), вход в подземелье – Мундус, считавшийся входом в мир мертвых, и духи предков выпускались на свободу для общения со своими потомками. (Ovid. Fast., IV, 821 сл.) Историк Древнего Рима Ж.Бейе описывает священную процессию, которая несла камень Манов по улицам Рима, выпуская из Загробного мира не только предков Манов, но и дождь, так как считалось, что Маны имеют власть над подземными водами.
Древнее смысловое значение слова «Ман» восходит к наименованию месяца.
Во Фригии бог месяца и смерти Мен умирал и нисходил в Подземный мир. Он изображался как безбородый юноша с серпом за плечами. Серп, возможно, был намеком на «ущербность» месяца и связь лунного календаря с сезонностью сельскохозяйственных работ, что подтверждается покровительством Мена растительности. Тот же смысл несут имена индоевропейского бога Менса – месяца, брата или мужа богини Солнца – Сау, балтийского месяца Менеса, мужа богини солнца Саулес, готское Мен – месяц, скандинавского мифологического бога месяца – Мани, брата Соль – Солнца, управляющего ходом звезд; греческой Луны-Мены (изМЕНщицы), и греческое selēnē — луна, лесбийское selanna, происходит от selas «свет, яркость (небесных тел)».
Одновременная семантическая связь имени Манов с Луной (месяцем, фазами Луны) и их же отношение к Подземному миру не должна удивлять. Хорошо известно представление древних египтян и ассиро-вавилонян о посмертном нахождении души и в Подземном мире, и на небе среди созвездий, куда попадают только достойные души.
Само имя Манов указывает на древность этрусского верования в них, и на его изначальный характер. По-видимому, Маны, или их прототип, были в глубокой древности связаны с лунной символикой, культом первопредка и мужским началом. На это указывает связь однокоренных с именем Манов понятий в различных космогонических системах с культом Луны и месяца.
На санскрите masah «месяц, луна»; авестийское ma, персидское mah, армянское mis «месяц; греч. mene «луна», men «месяц»; старославянское месяц (МЕНять, МЕра), лит. mėnesis -луна, месяц; лат. mensis месяц; др.ирл. mi, валлийское mis, бретонское miz «месяц», от корня *me- (2) «измерять» в отношении фаз луны как древней и универсальной меры времени.
от Прото-ИЕ корня *me(n)ses- «луна, месяц», прото-герм. *menon-, готск. mena «луна», др.саксон. mano, др.верх.-нем. mano, др.фриз. mona, др.сканд. mani, датск. maane, голланд. maan, нем. Mond, ср.английское mone, др.англ. mona, англ. moon «луна, месяц». Значение «месяц, период обращения луны вокруг земли» относится к концу 14 века.
Маны изображались этрусками и в женском, и в мужском обличье, например, изображения Мана – молодую женщину Ванф — бесстрастного ангела смерти. Слово «ман» семантически связывалось с месяцем и мужским началом, при этом Солнце являлось женским божеством, даже в санскрите Сурья — Surya — Солнце, отсюда в русском: ЗАРЯ. Такие представления господствовали ещё во времена матриархата.
При патриархальном правлении основному божественному началу – Солнцу стали присваивать мужские признаки, а сам правитель, зачастую отождествлялся с Солнцем. Луна и Солнце в мифологических системах всегда образовывали небесную пару, поэтому Луна была отнесена к женскому началу. Неустойчивость отнесения Солнца к женскому или мужскому началу видна на многих этрусских памятниках. Даже в русском фольклоре Солнце и Луна имеют неустойчивые половые признаки и рассматриваются то в мужской, то в женской ипостаси. Для обозначения одного и того же светила в русском языке имеется слово мужского рода «месяц» (молодой месяц) и слово женского рода «Луна» (старая луна).
В древнейших жреческих представлениях существовал мрачный культ «тёмной луны», который по своей природе был близок к кровавым обрядам богини Мании.
У древних греков была известна богиня Геката (др.-греч. Ἑκάτη), происходящая из Малой Азии, прародины пеласгов и этруссков. Древнейшее происхождение богини греческой богини Гекаты, объединившей в себе характеристики этрусских богинь Аритими, Мании и Медузы, может указывать на то, что Аритими, Мания и Медуза – ипостаси Гекаты, позднее получившие статус самостоятельных богинь.
Геката представляет собой ночную, демоническую ипостась лунной богини Артемиды/Аритими. Она отвечала за магию и колдовство, подобно богине Мании была связана с душами предков и карающими силами Преисподней. С Манией и Медузой богиню Гекату сближает её облик: наличие змей в руках и волосах. Её атрибутом считается зажжённый факел – один из символов Манов, как проводников в Загробный мир.
Известно, что Геката – древняя женская богиня, которая защищает и мстит за покинутых женщин и зажигает любовь в сердцах их избранников. Её изображения ставились на перекрестках дорог и так же, как Манам, ей приносились жертвы.
Ритуальные и мифологические функции богини Гекаты связывают её культ с культами таких богинь, как Аритими/Артемиды ипостасью которой она считалась, с хтоническими богинями Манией и Медузой, а также с демонами Манами. На индоевропейский прототип тёмной лунной богини Гекаты указывает её связь с Великой Матерью Богов — Змееногой богиней триединому божеству, покровительствующему Рождению (Коза-кормилица), Жизни (Лев) и Смерти (Змея).
потрясно. спасибо