Суббота , 20 Апрель 2024
Домой / Античный Русский мир. / Самая древняя кириллическая надпись Руси

Самая древняя кириллическая надпись Руси

Житие Константина -Кирилла-философа о русских письменах -Паннонские жития

Как известно, письменность распространилась на Руси после крещения, то есть примерно после 988 года. Однако первая зафиксированная наукой надпись на кириллице, найденная на территории Древней Руси, относится к более раннему времени.

В житии святого Кирилла, в списке, хранящемся в Рыльском монастыре, сказано, что Кирилл прежде, чем отправиться в Моравию был в Херсоне (Херсонес Таврический) и: «Обреть тоу Евангелие и псалтырь Роушкими писмены писано и человека обреть глаголюща тою беседою, и беседовав с ним и силоу рече прием, своей беседе прикладае и вскоре начеть чисти и сказовати и дивляхуся емоу Бога хваляще», — из этого явствует, что Руссы имели не только письмена до Кирилла и Мефодия, но были уже и христиане до пришествия Кирилла в Моравию; ибо имели уже на своем языке святое Евангелие.

Это обстоятельство согласно и с церковной историей, говорящей, что Руссы Черноморские имели уже свою церковь в 4-м веке. Азовско-Черноморская Русь.

В Херсонесе Таврическом проповедовал четвёртый Папа римский Климента I, сосланный в 98 году римским императором Трояном в каменоломни Инкермана. По преданию, в Херсонесе Таврическом к тому времени уже существовала христианская община около 2000 человек, основанная Андреем Первозванным, имеющие своё «Евангелие и псалтырь Роушкими писмены писано…». Этнос с именем ‘Рос’ в античной Таврии.

Гнездово — торговый центр славян на правом берегу Днепра

В районе Гнездова находится свыше 10 курганных могильников и около 6 тысяч насыпей. Раскопки там ведутся с 1874 года, даже в период оккупации исследования вёл немецкий профессор археологии Клаус Раддатц. После Великой Отечественной войны вплоть до 1993 года археологическую экспедицию возглавлял Даниил Антонович Авдусин.

Во многих курганах погребены древние русские дружинники. Предметы, найденные в раскопанных 700 курганах, относятся в основном к X веку. К началу этого века учёные относят и глиняный сосуд, с его древнейшей, по их мнению, русской надписью, дающей основание считать началом русской письменности не XI век, как раньше думали, а начало X века.

Гнёздовская надпись выполнена кириллицей на глиняном корчаге (кувшине), обнаруженном археологической экспедицией под руководством выдающегося археолога Д.А. Авдусина в 1949 году в ходе раскопок кургана, расположенного возле знаменитого селения Гнёздово под Смоленском.

На шейке глиняного сосуда, найденного археологической экспедицией Московского Государственного университета у деревни Гнездово под Смоленском в 1949 году, была обнаружена нацарапанная чем-то острым надпись – «Гороухща».

Гнёздовская надпись датируется 925 – 950 годами. То есть за несколько десятилетий до крещения Князя Владимира в Херсонесе Таврическом и прихода христианства на Русь и распространения письменности.

Сама Гнёздовская надпись является доказательством того, что ещё до крещения Руси существовала русская письменность, и были грамотные люди, умеющие читать и писать, используя до-кирилическое письмо, как христиане, так и язычники. 

Как указывал начальник гнездовской экспедиции Д. А. Авдусин, надпись на найденном археологами сосуде, наносит ещё один удар по пресловутой норманнской теории, по которой русская государственность и культура якобы созданы скандинавами, а само Гнездово было колонией скандинавских дружинников. Славянская надпись на гнездовском сосуде, так же, как и другие находки, говорит о том, что Гнездово не было скандинавской колонией, что в русской дружине не преобладали варяги, что русскую культуру создали сами русские.

На глиняной корчаге из Гнездовского кургана было вычерчено всего лишь одно слово: «Гороухша». Лингвисты до сих пор затрудняются ответить, что именно означает эта надпись. Существует две самые распространённые версии толкования этой надписи. Одни лингвисты считают, что в этом кувшине хранилась горчица («гороушна»), тогда надпись на корчаге означает название приправы, хранившейся в нём. Другие лингвисты считают, что на корчаге написано имя владельца кувшина (Гороххша, Гороухша, Горох).

Скорее всего на кувшине написано имя владельца, на это указывают косвенные факты. Дело в том, что на многих других глиняных амфорах-корчагах в древности писали либо имя владельца, либо буквы имени гончара, или тамга,  обозначающие принадлежность сосуда определённому лицу.

Особенно примечательна, в гнездовской надписи буква «щ». Она представляет собой небольшое, косо поставленное над строкой «ш», от которого идёт длинный хвостик, прямо продолжающий среднюю палочку буквы. Это древнейшее начертание буквы, которая представляла собой «ш», поставленное на «т» (шт). Буква «щ» употреблялась только в славянском алфавите, и это самое лучшее доказательство того, что гнездовская надпись воспроизводит славянское слово, а не какое-либо иное.

Этот палеографический и смысловой анализ надписи, произвёл советский историк-славист член-корреспондент Академии наук СССР Михаил Николаевич Тихомиров.

Слово «гороухща» было известно в древних славянских языках, в том числе и в русском, в форме «горуха» и «горушица». Оно обозначало горчицу или горчичное семя, которые были хорошо известны в древней Руси. Однако, по мнению Тихомирова, можно предполагать, что под «гороухщей» в этой надписи понималось не обязательно горчичное семя, а вообще какая-то горькая пряность, приправа, возможно перец, который был одной из самых дорогих, ценившихся на вес золота пряностей средневековья.

Пряность эта к тому же была ещё и привозной. Отсюда был сделан вывод, что надпись на сосуде, в котором «гороухща» хранилась, доказывает, какую большую международную торговлю вели обитатели Смоленска в X веке. Вместе с тем, надпись эта – древнейший памятник письменности X века, который дошёл до современности в подлинном виде, и к тому же памятник единственный. Теперь уже можно вполне определённо сказать, что грамотность на Руси ведётся от начальных десятилетий X века и эта грамотность была славянской, а не какой-либо иной.

Невозможно оспорить свидетельства немецкого хрониста Титмаpа Мерзебургского (нем. Thietmar von Merseburg; 975—1018 г.г.), описавшего надписи на языческих идолах, выполненные «особыми», не геpманскими pyнами в славянском языческом хpаме Ретpы, расположенном в землях Лютичей (Редарей). Внутри храма Ретры стояли идолы и на каждом из них было написано его имя. 

«Наружные стены храма Ридигоста (Riedigost — Ретра)  украшены были чудесной резьбой, представлявшей изображения различных богов и богинь; внутри же храма стояли истуканы богов, страшные на вид, так как они были снабжены полным вооружением и одеты в шлемы и латы. На подножии каждого истукана было написано его имя. Главнейший из богов, по имени Сварожич (Zuarasici), пользовался, по словам летописца, между всеми язычниками особенным обожанием и уважением. Здесь же находились и знамена, которые выносились из храма только в крайнем случае, когда народ отправлялся в битву, — несли их пешие воины. На этих знаменах, по крайней мере в некоторых случаях, были написаны изображения богов. Так, по словам Титмара, на знаменах лютичей была изображена какая-то богиня(Chron. Vil, 47). В другом месте тот же автор говорит, что лютичи, идя войной, следовали за богами, им предшествовавшими (Chron. VI, 16.). Это, разумеется, следует понимать в том смысле, что впереди войска несли военные знамёна или значки с изображениями на них богов.»

В отдельных же славянских землях особо почитались местные божества, например, Радигаст у редерян (лютичей) и бодричей, в земле Староградской (Aldenburg), Сива у полабских славян; но самым большим почётом пользовался Святовит в Арконе, на острове Руяне, славившийся своим оракулом. В сравнении со Святовитом, все прочие боги признавались лишь полубогами. Святовит же считался богом богов. В честь его ежегодно закапывался христианин; в пользу храма Святовита в Арконе на острове Руяне, ежегодно присылались дары и денежные приношения из всех славянских (балтийских) земель.

В 6-м веке Византийцы говорят уже о северных Славянах как о народе образованном, имеющем свои собственные письмена, называющиеся буквицею. Корень этого слова сохранился и сегодня в словах: буква, букварь, азбука, и даже во второй букве алфавита (буки — происходящей из санскрита bhaj — бук (дерево); отсюда БУКва, буки, буквица; Прото-ИЕ корень *bhago — бук, прото-герм. *bokjon, др.сканд. bok, голланд. beuk, флам. boek, др.верхне-нем. buohha, нем. Buche, ср.голланд. boeke — бук,и прото-герм. *bōk(ō)буква/ книга, от *bokiz = БУК (дерево), английское слово book — книга; нем. Buch; голланд. boek; дат. bog; исланд. bók; норв. bok; швед. boken — книга.

В скандинавских сагах славян — Винетов называют образованными людьми.  Вендская держава XI — XII веков н.э. Славянские жрецы и мудрецы писали народные законы на деревянных дощечкаху славян для предсказаний употреблялись руны.

Сведения о наличии у славян в до-«кирилловскую» эпоху своего письма содержатся во многих работах арабских авторов Ибн Фодлана и Эль Массуди, персидского историка Фахр ад Дина и других учёных и путешественников рассказывающих о том, что уже в 40-х годах IX века среди восточных славян были крещёные люди, именно для них священные книги, и были изложены русскими буквами. Известен диплом папы Льва IV (папа Римский с 847 по 855 гг.), написанный кириллицей ещё до миссии Кирилла и Мефодия.

Разведение домашних животных
Загадки истории. Синдика

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*