Прекрасная история любви расцвела на барельефе египетской гробницы, найденной в Саккаре (анл. Saqqara). Влюблённая древнеегипетская пара влюблённых изображена в нежной сцене на стене гробницы, принадлежащей им, их детям, и, возможно, даже их внукам. Исследователям изображения удалось прочесть имена владельцев гробницы изображённых на барельефе — это египетская жрица по имени Меретитис (Meretites) и её муж, певец по имени Кахай (Kahai).
Сама гробница в Саккаре была найдена в 1966 году, иллюстрации барельефов гробницы в чёрно-белых фотографиях были опубликованы в книге в 1971 году. Цветные изображения барельефов египетской гробницы появлялись в СМИ в 2013 году.
Мираль Лашиен (Miral Lashien) исследователь египетской гробницы из Австралийского центра египтологии Университета Маккуори, предположил, что прекрасно оформленная гробница указывает на высокий социальный статус египетской жрицы и певца при дворе фараона, живших около 4400 лет назад.
Гробница жрицы Меретитис и певца Кахая принадлежит времени существования Древнего царства Египта (III—VI династии) — 2778—2263 гг. до н. э., периода длящегося 515 лет. Эпоха Древнего царства Египта связана с восхождением на трон первого египетского фараона III династии Джосера около 2780 г. до н. э. Эпоха Древнего царства ознаменовалась необычайно быстрым развитием архитектуры. Это был период стабильности, благоденствия и могущества древнего Египта.
Если провести параллели между именем Меретитис с расшифровкой имени царицы «Нефер-Неферу-Атон Неферт-ити» (др.-егип. Nfr-nfr.w-Jtn-Nfr.t-jty), что означает — «Прекраснейшая из красавиц Атона. Красавица пришла», где слово «Ити» — «пришла», свидетельствует о том, что царица Нефертити была чужестранкой, достигшей вершин власти. Нефертити родилась примерно в 1370 году до н. э. в Митаннийском царстве и пришла в Египет, где получила имя «Красавица пришла» — «Неферт-ити».
Возможно, что и имя жрицы «Мерет-ити-с» указывает на то, что она, так же, как «Неферт-ити» пришла из другой страны. А имя её возлюбленного певца Кахая на древнеберберском языке означает «любимый».
Самоназвание берберов: амазиг, амахаг, амазир и даже амазай, что означает «свободный человек».
Существует теория о происхождении самоназвания «амазиги» от «амазонки» — воинственных женщин из скифских племён. Отец «Истории» Геродот в 5 веке до нашей эры описывал завоевания амазонками севера Ливии. Царица амазигов Кахина, возглавляла войско и наводила ужас на арабов, чтоб арабам ничего не досталось, она разрушала и сожгла все города и поселения в Оресе, и отступила. Подобная тактика ведения войны – отступать, лишая противника продовольствия – сродни скифской. В переводе с древнеберберского языка имя царицы «Кахина» означает «Любимая», «кохана»!
Стены египетской гробницы жрицы Меретитис и певца Кахая украшены сценами повседневной жизни египетского общества, изображены поющие и танцующие люди, музыканты, играющие на музыкальных инструментах, можно рассмотреть древние египетские арфы и флейты.
В центре всего этого великолепия находится изображение супружеской пары, с любовью глядящих в глаза друг другу, жрица Меретитис нежно обнимает супруга, положив правую руку на плечо певца Кахая. Для современного мира изображения нежных объятий не является чем-то особенным, но не для древнего Египта, где даже супружеские пары изображались отстранёно, без особых эмоций, указывающих на особую близость и нежность отношений, это изображение на барельефе большая редкость.
Исследователь египетской гробницы Мираль Лашиен считает, что гробница является одним из самых ярких примеров искусства Древнего царства Египта и, безусловно, заслуживает иллюстраций в полном цвете, научных публикаций и дальнейшего изучения.
Помимо привлекательных фресок, в египетской гробнице есть пять «ложных дверей» с изображениями покойных. Древние египтяне считали каменную гробницу особым каналом между миром живых и мёртвых. Близкие родственники умерших в дни поминовения усопших должны были совершать жертвоприношения и оставлять свои дары и жертвенную еду перед этими «дверями» для усопших, чтобы умилостивить их и уберечь живых от гнева умерших.
Типичная ложная дверь в египетскую гробницу древнеегипетской пары — жрицы Меретитис и певца Кахая, установлена над центральной нишей перед таблицей древнеегипетских надписей в честь умерших, вырезанных на боковых панелях. (По материалам статьи )
Тексты древнеегипетских Пирамид — это слова единого заупокойного ритуала, которые произносились во время той части погребальной церемонии, которая происходила внутри пирамиды. Исследователь С. Мерсер выделяет среди Текстов Пирамид сюжеты единого заупокойного ритуала.
Погребальный ритуал с приношением даров, связан с представлениями о воссоединении частей распавшегося тела, его оживлением и воскресением покойного царя.
1. Магические формулы в защиту от бед и несчастий.
2. Ритуал поклонения.
3. Религиозные гимны.
4. Мифические формулы, отождествляющие покойного царя с тем или иным божеством.
5. Молитвы и мольбы от имени покойного царя.
6. Прославления величия и могущества покойного царя на небесах (славословия).
Археологи из французского Института востоковедения (IFAO) нашли в Саккаре ещё две хорошо сохранившихся гробницы жрецов, периода правления VI династии фараона Пиопи II, взошедшего на египетский престол в 2254 до н. э. В месте упокоения находятся мумии и несколько ценных предметов из погребальной коллекции. Первого жреца звали Анхти, а второго Саби.
Министр древностей Мамдух Эль-Дамати рассказал, что стены гробниц жрецов Анхти и Саби богато украшены картинами с изображением религиозных ритуалов. Все они сохранили яркие цвета, как будто были написаны вчера. Цветные барельефы гробниц древнего Египта датируются 3200 г. до н.э.
«Захоронения в Саккаре доказывает, что город Мемфис сохранил свою значимость как административный и военный центр, когда столицу Древнего царства перенесли в южный Луксор», — заявил глава министерства Мухаммед Ибрахим.
В населенном пункте Саккара, в 20 км от египетской столицы, археологи обнаружили две гробницы приближенных фараона— казначея и военнослужащего. Гробница возрастом 3 тысячи лет в Саккаре, служащем некрополем столицы Древнего царства города Мемфиса, украшена барельефами, с изображениями сюжетов из загробной жизни. Барельефы гробницы были ярко раскрашены, и до наших дней сохранили красный, голубой и жёлтый цвета. На одном из барельефов изображён древнеегипетский бог мёртвых Осирис, на другом изображён сам глава казначейства Пасер, служащий при фараоне Сети I, умершем в 1290 г. до н. э., его рыдающая жена и дети, подносящие дары богам.
Вторая гробница в Саккаре сооружена из глинобитного кирпича и принадлежит египтянину по имени Птамес, командовавшему армией, при фараоне Рамсесе II Великом, умершем 1224 г. до н. э.
Обе гробницы казначея и военнослужащего, найденные в Саккаре сконструированы в виде храма, что было своеобразной модой для погребения знати во времена периода Нового царства.