Среда , 13 Декабрь 2017
Домой / Античное Средиземноморье / Белые люди стран Магриба

Белые люди стран Магриба

История берберов в странах Магриба начинается примерно во II тыс. до н. э. , они пережили финикийскую и древнеримскую цивилизации, следы которых сохранились на территории стран Магриба до настоящего времени. Эль-Магриб — «там, где закат», так называли страны Африки к западу от Египта. Несколько египетских фараонов и «Римских Пап» были из берберских народов. Берберы стали основателями империи Альморавидов, одной из самых могущественных мусульманских империй.

До прихода в страны Магриба — Северную Африку арабов в VII—VIII вв. берберы были безраздельными хозяевами всей территории к западу от Египта (страны Магриба), а сегодня этот многострадальный народ, искусственно разделён границами стран Северной Африки.

Название «берберы» неизвестно большей части самих берберских народностей, так как было дано им европейцами по аналогии с «варварами» из-за непонятности их языка. Самоназвание берберов: амазиг, амахаг, амазир и даже амазай, что означает «свободный человек».
Существует теория о происхождении самоназвания «амазиги» от «амазонки» — воинственных женщин из скифских племён. Отец «Истории» Геродот в 5 веке до нашей эры описывал завоевания амазонками севера Ливии.

Известно, что в битвах против арабов наравне с мужчинами-амазигами (берберами) сражались воинственные женщины -амазиги. Царица амазигов Кахина, возглавляла войско и наводила такой ужас на арабов, что арабы собрали войско численностью в сто раз больше войска противника, чтобы победить амазигов. Царица Кахина приказала разрушить и сжечь все города и поселения в Оресе, чтоб арабам ничего не досталось, и отступить. Подобная тактика ведения войны – отступать, лишая противника продовольствия – сродни скифской. В переводе с древнего берберского языка «Кахина» означает «Любимая», «кохана»!

Самоназвание одного из берберских племён – матмата, от слова «мать-мати», прародительница. У амазигов и сейчас сохраняется почтительное отношение к женщине-жене, к женщине-матери и тёще! Берберы никогда себя не называли берберами. Самым страшным позором рода во всех племенах берберов считалось оскорбление женщины, матери, прародительницы.
Древние египтяне называли берберов «Машуеш» — это название осталось и сегодня за одним из ливийских племен — Масилы в Нумидии в Алжире и Тунисе и Масасилы – на западе Алжира и Марокко. Корень слова «ма» — «мать», «Макош», Геродот называл их Максиес , а страну Мазиес (Ливия).

Приставка «масс — маз, мес – мез» добавлялась к именам нумидийских царей (Массинис), и сегодня встречается в фамилиях жителей стран Магриба: Мазари, Мазуни, Мазали, Мзали, Месали, Месис , и в названиях поселений и деревень Amagaz ( а-Магесс, в восточной Кавилия).

Традиции и культ почитания матери более всего выражен у берберского племени «туареги», они ведут свою родословную по матери. Предки туарегов ушли от арабских завоевателей в самые жаркие района пустыни Сахары и вырыли там глубокие пещеры скальных породах, и поселились в прохладных домах-землянках. Берберов-туарегов называли «троглодитами» — «подземными жителями». Из-за особой привязанности туарегов к синему цвету- индиго во всех деталях одежды, их часто называют «Синими Людьми».

У берберов-туарегов до сих пор главная в роду – женщина. Мать вождя могла и сейчас может накладывать вето на любое решение сына, если оно ей не нравилось.
Отношения между женщинами и мужчинами берберов более свободны, чем среди арабов. Берберы терпимо относятся к невесте, потерявшей девственность до свадьбы, в то время как у арабов это недопустимо. Женщина туарегов выбирает себе мужа, а не наоборот, и мужчина в отличие от других исламских обществ, имеет только одну жену. До недавнего времени, жених-туарег после свадьбы, длящейся 7 дней, переходил в дом невесты. Алкогольные напитки во время свадьбы полностью исключены.

Женщины туарегов не закрывают своего лица покрывалом, и играют важную роль в обществе. Особое внимание уделяется образованию девочек, их учат грамоте с раннего детства, так как, именно, женщины являются хранительницами традиций, древней письменности берберов-туарегов. Алфавит на берберском ковре – «тифинаг».

Кабилы народ, группы берберов на севере Алжира и составляют в этой стране довольно таки многочисленное сообщество — около 40% от всего населения, считаются коренными жителями Алжира. Говорят они на кабильском языке северной ветви берберо-ливийских языков, по традиции занимаются земледелием, их внешность, национальная одежда, символика вышивки поразительно напоминает славянскую.

Многие слова в берберских диалектах амазигов и кабилов совпадают со старославянскими словами.

Выступление берберок на фестивале в Кавелии (Kabylie – местность в Северной Африке на стыке Ливии, Алжира и Туниса)
Внешний облик «чистых» берберов, орнамент, символика, традиционная одежда и мелодика древнейших песнопений мало чем отличаются от южнорусской и среднерусской одежды, символики вышивок и песен.

Берберские девушки очень красивы, они имеют правильные черты лица, выразительные глаза, прямой нос и властный взгляд, напоминающий взгляд хищной птицы. На переносицу, щёки и подбородок берберские женщины наносят ритуальные знаки-обереги. Прекрасное телосложение, длинные ноги и чувственные пальцы придают их движениям особую грациозность и силу.

Берберы не демонстрируют на людях свои интимные отношения. Сильные чувства, бушующие в их душах, они целомудренно скрываются с непринужденным видом и спокойным достоинством — такое поведение принято их нравственными устоями. Заботу и любовь к детям и родителям берберы проявляют открыто.

Во всех народностях берберов только женщины, хранительницы традиций, вечером поют берберские колыбельные и рассказывают волшебные сказки детям, днём запрещено рассказывать сказки. Центральный герой сказок о животных — Шакал (волк). Сказки берберов Магриба повествуют о разбойниках, о простаках и плутах, об отгадывании таинственных загадок, которые помогали герою сказки победить, о неверных жёнах и глупых мужьях.
Среди сюжетов волшебных сказок Магриба истории о сироте, сказки о знаменитом берберском плуте и обманщике доке — Си Джохе в Марокко и Алжире, близком среднеазиатскому Ходже Насреддину.

Берберские девочки и мальчики довольно свободно и мирно общаются без шума, гама и драк, они послушны и почтительны к своим родителям, никогда не грубят им, слушают не перебивая.

У берберов существует множество народных пословиц и поговорок, и сохраняются традиции музыкально-поэтических состязаний.

атрибут Макоши

атрибут Макоши

По праздникам на местных деревенских площадях распевают короткие шутливые песенки, очень похожие на наши частушки, подначивая своих слушателей к участию в пении и танце, мужской и женский хоры танцуют в сопровождении бубна. Приветствуется импровизация, и сочинительство на ходу, так же при этом веселятся и смеются. Музыка всех берберо-язычных групп опирается на диатонические звукоряды.
Интересно, что у многих народностей берберов ( у туарегов) часто можно встретить изображение креста — древнейшего символа солнца, принятого у племён и народов-солнцепоклонников. За много тысяч лет до христианства крест означал, что Солнце обогревает земной мир на все четыре стороны.

Женщины многих народностей береберов украшали свои лица таинственными (сакральными) святыми знаками солнца, а на ладонях своих рук рисовали узоры хной.

После принятия берберами мусульманства, новая арабская власть запретила им носить сакральные родовые знаки на лице и на теле. Для того чтобы сохранить святые родовые знаки, женщины перенесли сакральные знаки на традиционные орнаменты в одежде, на украшения и на ковровые узоры. Женщины были в старину хранителями древней письменности и тайн ковровых узоров.

Священные обереги все народы берберов делали из дерева или из серебра, именно серебро предки берберов считали благородным металлом. Берберки очень любят белый цвет одежды, которая подчёркивает белизну их кожи. В отличие от арабов, берберы не считали золото драгоценным металлом, они ненавидели его, считая дьявольским металлом, причиняющим вред здоровью человека.

Золото у берберов предназначалось только для украшения мёртвых, как у скифов, так и у египтян.

Берберские крестьяне, как и славянские, очень гостеприимны и накрывают для гостя стол богатый  угощениями, выпечкой, сладостями, фруктами и овощами.
В их рационе много фруктов, овощей, оливок, мяса, сладостей. Гостю обязательно предложат берберский суп, заправленный лимоном, кус-кус, схожий с казахским бешбармаком и узбекским пловом, брик — блинчики с творогом. Если Тунисе вам предлагают «выпить чего-нибудь», это значит Вам предложили чашку кофе или очень крепкого, похожего на «чефир», берберского чая, который пьют из небольших рюмок. Чёрный и зелёный чай берберы выращивают высоко в Атласских горах. К национальным напиткам беребров относится особый напиток из молока с кедровыми орешками, который тоже называют чаем.

Берберская национальная вышивка

А это украинка из Закарпатья — украинская мадонна в нарядах, украшенных «берберскими узорами»

 

 

Самый загадочный народ
Копты - потомки фараонов и древних Египтян.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*