Вторник , 7 Декабрь 2021
Домой / Античное Средиземноморье / Война готов-федератов с римлянами-стратиотами

Война готов-федератов с римлянами-стратиотами

готы-федератов и римляне-стратиоты

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ДЕЯНИЯХ ГЕТОВ«Getica».

Война готов-федератов с римлянами-стратиотами  

{101} После его (Острогота) смерти Книва 319, разделив войско320 на две части, многих направил на опустошение Мезии, зная, что и императоры ею пренебрегают, и защитников она лишена; сам же он с 70 тысячами пошёл к Евсции, иначе — к Новам321.

Оттесненный оттуда военачальником Галлом 322, Книва подошёл к Никополю 323, замечательному [городу], лежащему близ реки Ятра324. Этот город построил Траян 325 после победы над сарматами, дав ему имя города Победы. Когда там вдруг появился император Деций 326, то Книва отошел, наконец, в области Гема 327, которые были неподалеку; {102} оттуда, построив свои войска, он поспешил к Филиппополю 328. Узнав об его отступлении, император Деций перевалил через горный хребет Гема и, чтобы оказать помощь тому городу, подошел к Берое 329.

Пока он расположил на отдых утомленных лошадей и войско, обрушился на него, как молния, Книва со своими готами и, уничтожив римское войско, погнал императора с немногими [спутниками], пытавшимися бежать обратно через Альпы 330 в Мизию, к Евсции, где военачальник Галл стоял тогда с большим отрядом на границах. Со6рав войско как отсюда, так и [с реки] Уска 331, Галл стал готовиться к предстоящей войне.

{103} Книва же после долгой осады ворвался в Филиппополь и, завладев добычей, заключил союз с бывшим там военачальником Приском будто бы для борьбы с Децием. Вступив в сражение, [готы] пронзают стрелой сына Деция, жестоко ранив его насмерть. Увидев это, отец, как рассказывают, произнес для укрепления духа воинов: «Пусть никто не печалится; потеря одного воина не есть ущерб для государства». Однако, не будучи в состоянии перенести горе отца, он нападает на врагов, ища либо смерти, либо отмщения. Под Абриттом 332, городом в Мезии, он был окружен готами и убит, достигнув, таким образом, конца своего правления и предела жизни. Это место до сих пор называется «Алтарём Деция«, потому что здесь перед битвой он совершил пышные жертвоприношения идолам.

{104} После кончины Деция римским государством овладели Галл и Волузиан 333. Тогда заразный мор, подобный тому бедствию, которое испытали и мы девять лет назад 334, обезобразил лицо всего [земного] круга; особенно он опустошил Александрию и другие города по всему Египту. Историк Дионисий 335 до слез жалостно повествовал об этом несчастье, которое описал и наш почитаемый Христов мученик и епископ Киприан 336 в книге под заглавием «О смертности».

{105} Тогда-то некий Эмилиан 337, из-за того что по причине небрежения императоров готы нередко разоряли Мизию, усмотрел, что возможно отнять её без большого убытка для государства, а также сообразил, что тут-то и может случиться ему удача. Поэтому он захватил тираническую власть в Мезии и, перетянув к себе все военные отряды, начал разорять города и население. В течение немногих месяцев, пока вырастало нужное для борьбы с ним множество военного снаряжения, он причинил государству немалый вред. Однако, пустившись на это {106} нечестивое дело, он в самом начале его и погиб, потеряв и жизнь, и власть, которой так домогался.

Вышеупомянутые же императоры Галл и Волузиан, хотя и пробыли у власти всего какие-нибудь два года, после чего покинули сей мир, тем не менее за это двухлетие, что они здесь находились, повсюду водворили мир, повсюду правили милостиво. Одно только ставилось в упрек их фортуне, а именно — всеобщий мор, но и то лишь со стороны непонимающих и клеветников, привыкших рвать злобным клыком чужую жизнь.

Эти императоры, лишь только достигли власти, заключили союз с готским племенем. Спустя недолгое время, после того как пали оба правителя, Галлиен захватил принципат 338.

{107} Дав волю своему буйству, Респа, Ведук и Тарвар, предводители готов, взяли корабли и, переправившись через пролив Геллеспонтский 339, перешли в Азию 340; в этой провинции они разграбили много городов, а в Эфесе 341 сожгли славнейший храм Дианы, который, как мы раньше уже рассказали, был основан амазонками 342. Перейдя в область Вифинии, они разрушили Халкедон 343; впоследствии частично восстановленный Корнелием Абитом 344; и до сегодня 345, несмотря на то, что Халкедон имеет счастье быть в соседстве со столицей, он тем не менее сохраняет некоторые знаки своего разрушения как указание потомству.

{108} При такой удаче готы, вторгшиеся в области Азии, забрав добычу и награбленное, снова переплывают Геллеспонтский пролив; по пути они разоряют Трою 346 и Илион, которые, едва успев лишь немного восстановиться после Агамемноновой войны 347, снова оказались разрушенными вражеским мечом.

После такого разорения Азии испытала их зверство Фракия. Там они приблизились и подступили к городу Анхиалу 348, у подножия горы Эма, близ моря. Этот город некогда поставил между морским {109} побережьем и подножием Эма Сарданафал, царь парфянский.

Рассказывают, что [готы] оставались там много дней, восхищенные банями на горячих водах, расположенными на двенадцатой миле от города Анхиала, где из глубины пробиваются огненные источники; среди всех остальных неисчислимых в мире мест с [горячими] термами это, несомненно, главные и наиболее действенные для здоровья страждущих.

Комментарии (319- 348)

319 Правление Книвы предположительно относится к 251-283 гг.

320 Слова «разделив войско на две части» означают, что разделено было не войско, а племя, часто называемое именно этим словом, в смысле совокупности боеспособных мужчин, вслед за которыми двигались старики, женщины, дети, а также имущество.

321 Евсция (Euscia) или Новы (Novae), нын. Свиштов * [* Новы — совр. Стъклен ок. Свиштова, а не сам Свиштов (по рец. В. Велкова в «Исторически Преглед», No 5, 1961, стр. 108)] — город в Нижней Мезии на правом берегу Дуная, ниже впадения в него р. Олта.

322 Галл был военачальником при императоре Деции, а после гибели Деция (в 251 г. в сражении с готами) стал императором (251-253 г.г.).

323 Никополь (Nicopolis) — название многих городов, основанных в память какой-либо победы. В данном случае имеется в виду древний Никополь (в Нижней Мезии) на берегу реки Россицы, впадающей в Янтру, правый приток Дуная, у подножия северных склонов горной цепи Гема (Балкан). Аммиан Марцеллин записал об этом Никополе: «город, который — как знак победы над даками — основал император Траян» (Amm. Marc., XXXI, 5, 16). Кроме древнего Никополя (на Янтре), был Никополь средневековый, основанный императором Ираклием (610-641 г.г.) на правом берегу Дуная, на месте древней Секуриски, несколько ниже впадения в Дунай рек Олта — слева и Осмы — справа.

324 Река Ятр (Iaterus) — ныне река Янтра, правый приток Дуная; впадает в него несколько ниже города Свиштова.

325 Траян (98-117 г.г.) вёл войны с даками в 101-105 г.г. и в 105-107 гг. и присоединил к Римской империи провинцию Дакию, которую обычно называют Траяновой Дакией в отличие от возникших позднее двух Дакий на правом берегу Дуная (ср. прим. 241 Иордан о древней Дакии.).

326 Император Деций (249-251 г.г.).

327 Горный хребет Гем (Haemus, у Иордана Hemus и Emus) с окружающими областями иногда назывался Гемимонтом (Haemimontium, у Иордана Emimontium). Ср. прим. 672.

328 Филиппополь (ныне Пловдив) — город во Фракии, на верхнем течении реки Гебра (нын. Марица). Иордан дважды (Rom., 221 и 283) сообщил, что Филиппополь в древности назывался Пульпудева. Это название упомянуто только Иорданом; Аммиан Марцеллин записал, что Филиппополь назывался Евмольпиадой (Amm. Marc., XXII, 2, 2; XXVI, 10, 4; XXVII, 4, 12).

329 Берея (Beroea, у Иордана Beroa, ныне Стара-Загора) — город во Фракии, у южных склонов Балкан, к северо-востоку от Филиппополя (ныне Пловдив). Другая, более известная, Берея (Berrhoea, у Иордана Bereu, ныне Верия или Веррия) — в Македонии. Ср. прим. 732.

330 Альпы названы здесь в значении гор, в данном случае применительно к Балканам. Война между императором Децием и готским вождем Книвою развертывалась, по Иордану, следующим образом: Книва появился около города Новы на правом берегу Дуная, затем продвинулся к городу Никополю на р. Россице, притоке Янтры. Избегая встречи с Децием, он отошёл еще более к югу, перешёл Балканы, спустился в долину Марицы и приблизился к Филиппополю. Вслед за ним Деций также перешёл Балканы и оказался, как и его противник, в пределах Фракии. Однако он двинулся несколько восточнее и стал у южного склона Балкан близ города Береи (ныне Стара-Загора). Здесь и напал на него Книва с готами и разбил императорское войско. Деций отступил обратно в Мезию, опять перейдя Балканы («Альпы»).

331 У Иордана Uscus то же, что Oescus — река в Нижней Мезии (ныне Искыр), правый приток Дуная, впадающий в него выше Олта. Кроме того был римский город Oescus при устье р. Искыр, около села Гиген.

Абритт вырос на месте древнеримского города Абритус (лат. Abritus, Abrittus)

332 Абритт (ныне г. Разград) — город в Нижней Мезии, находился, по-видимому, в районе Никополя близ Янтры и Нов (Novae) на Дунае. В Абритте был убит император Деций (249—251 г.г.) и его сына Геренний Этруск.

333 По мнению Орозия, правление императоров Требониана Галла (251- 253г.г.) и сына его Волузиана (252-253 г.г.) не ознаменовалось ничем, кроме страшной эпидемии чумы (Oros., VII, 21, 5-6). По словам автора, чума — «pestis», распространившаяся по империи, не пощадила «почти ни одной римской провинции, ни одного города, ни одного дома», — все было заражено и опустошено повсеместной общей болезнью («generali pestilentia»). Иордан (Get., 106) не согласен с отрицательной оценкой правления Галла и Волузиана.

334 Здесь Иордан сделал несомненно самостоятельную вставку о чуме («pestilens morbus»), которая свирепствовала за девять лет до написания им «Getica» и которую, по-видимому, он сам наблюдал. Не был ли он тогда, в 542 г., в Константинополе? Чума начала 40-х годов VI века ярко и подробно засвидетельствована Прокопием, очевидцем эпидемии в Константинополе. Она началась в Египте, перекинулась в Палестину и на второй год после этого, не утихая, поразила столицу империи, где продолжалась с особенной силой в течение четырёх месяцев (Bell. Pers., II, 22-23). Дату — 542 г. — указал Евагрий (Evagr. Hist. eccl., VI, 29). Об этой же эпидемии чумы писал сирийский историк Иоанн Эфесский в «Истории» (см. прим. 348). Обстоятельное описание чумы в 359 г., во время осады Амиды персами, дал Аммиан Марцеллин, бывший, как и Прокопий, очевидцем эпидемии (Amm. Marc., XIX, 4, 1-8).

335 Дионисий, епископ александрийский (ум. в 265 г.) Судя по тому, что те же указания на записи Дионисия и Киприана («De mortalitate») сделаны Иеронимом (под 269 г.), надо думать, что Иордан вообще пользовался его хроникой.

336 Киприан, епископ карфагенский, был казнен в 258 г. во время преследований христиан при императоре Валериане; один из популярнейших писателей своего времени, оставивший много сочинений.

337 Эмилиан (Emilianus) — Марк Эмилий Эмилиан, провозглашенный императором в 253 г. войсками в провинции Мезии. Спустя несколько месяцев на него двинулся император Валериан, и Эмилиан был убит своими солдатами.

338 Император Галлиен (254-268 г.г).

339 Только у Иордана приведены имена треё готских предводителей — Респы, Ведука и Тарвара (или Турвара), возглавлявших пиратские набеги готов на малоазийские города. К III веке в готской среде уже выделилась племенная аристократия — знатные роды готов, представители которых становились вождями племени как в набегах на земли империи, так и в межплеменных войнах. 50-е и 60-е годы III века были порой морских грабительских походов, в которые готы отправлялись из разных пунктов на побережье Северного Причерноморья. У Зосима (Zos., I, 31) есть интересное сообщение о том, что бораны, видимо, негерманцы, примеотийское племя (ср. L. Schmidt, S. 210, 212) примерно в 256 году для переправы к Пицунде и к Трапезунду взяли корабли у жителей Боспора. Готы отплывали с более западных берегов, вероятно, от устьев Днепра и Буга, Днестра и Дуная. В 257-258 гг. ими было совершено крупное нападение на города Вифинии (Zos., I, 34-35). Тогда были разграблены Халкедон (о его развалинах упоминает Иордан в 107), Никомедия, Никея, Кий (турецкий Гемлик), Апамея (турецкая Муданья), Пруса. Поход готов под предводительством Респы, Ведука и Турвара относится к 262 г. Готы переправились через Геллеспонт и дошли до Эфеса, в котором не пощадили знаменитого храма Артемиды. Вслед за этим был совершен поход вглубь Малой Азии: готы проникли в Каппадокию (в 264 г.), откуда они вывели деда епископа Вульфилы вместе с другими пленниками .

Морские походы готов совершались и к западу, достигая Греции, где нападениям подвергались Коринф, Спарта, Аргос и даже Афины (Zos., ?, 39). Во время осады Афин проявил себя патриотом и организатором защиты города историк Дексипп (Dexipp., fr. 28; прим. 359). Готы побывали у берегов Афона, на островах Крите, Родосе, Кипре и других, пробовали захватить Фессалонику, причем применяли осадные машины (Zos., ?, 43). По Орозию (Oros., VII, 22, 7), Греция, Македония, Понт, Азия были разрушены наводнявшими их готами («Gothorum inundatione»). Численность готских кораблей указана, например, Аммианом Марцеллином; он пишет, что толпы скифских племен прорвались через Босфор и прошли мимо берегов Пропонтиды на двух тысячах кораблей («duobus navium milibus», Amm. Marc., XXXI, 5, 15). И Аммиан, и Зосим называли нередко готов скифами («Scythicarum gentium catervae»), что было, как правило, понятно читателю. Впрочем, Дексипп объяснил (Dexipp., fr. 16 ?).

Недавно было высказано мнение, что организаторами морских походов в III века были не готы, а бораны (А. М. Ременников, Борьба племён Северного Причерноморья с Римом в III в., стр. 90 — 91). Автор, подобно предыдущим исследователям (см., например, L. Schmidt, S. 210), считает, что бораны были негерманским племенем, и определяет их как племя «…скифо-сармато-аланское или славянское». По поводу имён, приводимых Иорданом в 107 (Respa, Veduc, Tharvar), А. М. Ременников высказывает мнение, что они славянские «среди их вождей встречаются иногда чисто славянские имена». Присоединяясь к предположению, что племя боранов играло выдающуюся роль в морских походах середины III века и что оно не было германским, нельзя не подчеркнуть следующего: Зосим, трижды назвавший боранов в кн. I своего сочинения (Zos., I, 27, 1; 31, 1; 34, 1), соединяет их с готами, уругундами и карпами и указывает, что все эти племена обитают близ Истра. О более ранних местах расселения боранов и связанных с ними племён можно, вероятно, судить по записи Зонары, который сохранил сообщения исчезнувшей части труда Диона Кассия. У Зонары сказано, что часть скифских племен приблизилась к Боспору, перешла Меотиду и оказалась у Евксинского Понта (Zonar., 12, 21; ср. L. Schmidt, S. 210, Amn. 2). Л. Шмидт допускает, что эти скифы и включали в свой состав некоторые из племен, названных Зосимом, например боранов, бравших суда у боспорцев и плававших вдоль восточного побережья Чёрного моря (к Питиунту, к Трапезунду). Надо признать, что в морских грабительских набегах, описанных Зосимом, играли значительную роль не только бораны, но и готы. Весьма вероятно, что многие из подобных морских походов совершались отрядами, которые собирались из разных, живших по соседству друг от друга племён; предводителями отрядов являлись представители наиболее сильного племени. Однако трудно по имеющимся материалам источников допустить, что совместно с боранами и готами и славяне отправлялись в III веке в морские экспедиции .

340 Римская провинция Азия распространялась на западную половину полуострова Малой Азии. По новому делению государственной территории, произведенному при императоре Константине, провинция Азия стала Азийским диоцезом (diocesis Asiana). В V веке «Азией» называлась лишь узкая западная прибрежная полоса Малой Азии с островами. 341 Эфес — главный город провинции Азии.

342 Об основании эфесского храма Дианы амазонками Иордан рассказывает в {51} Иордан об амазонках Скифии.

343 Халкедон (Chalcedona) — город в Вифинии, против Константинополя, у южной оконечности Босфора. При императоре Валериане (253-259 г.г.) Халкедон подвергся нападению готов с моря.

344 Корнелий Абит (Cornelius Abitus) — по-видимому, префект провинции Азии. Его имя известно лишь по Иордану.

345 Так мог сказать очевидец событий.

346 Иордан воспринимает Трою и Илион как разные города.

347 Агамемнонова война, т. е. Троянская война.

348 Удивительно, что Иордан путает два Анхиала: а) фракийский (ныне Поморие), на западном побережье Чёрного моря, на северной дуге Бургасского залива, и б) киликийский, на южном побережье Малой Азии, близ города Тарса. Относительно киликийского Анхиала Страбон (Geogr., XIV, 672) передал легенду об основании его ассирийским царем Сарданапалом, что, конечно, не имеет никакого отношения к Анхиалу фракийскому. По рассказу Иордана, готы разоряли Анхиал на Чёрном море, расположенный «у подножия Гемимонта» («ad radices Emimontis»), «близкий к морю» («mari vicinam»). Об этом Анхиале, совершенно точно определяя его, упомянул трижды Аммиан Марцеллин. Он сообщил, что по фракийскому побережью («litora Thraciarum») лежат города Истр, Томы, Аполлония, Анхиал, Одисс (Amm. Marc., XXII, 8, 43), в другом месте он указал, что во Фракии есть крупные города (amplae civitates): Филиппополь — древняя Евмолпиада и Берея, а в Гемимонте большие города (magnae civitates): Адрианополь, который прежде назывался Ускудама, и Анхиал (Ibid., XXVII, 4, 12). Попутно отметим, что только у Иордана сообщается ещё об одном названии Филиппополя — Пульпудева (Pulpudeva, — Rom., 221, 283). В третьем месте Аммиан Марцеллин записал, что готы, победив императора Деция (в 251 г.), убили его и его сына и захватили город Анхиал, а также основанный императором Траяном Никополь (Amm. Marc., XXXI, 5, 16). Ко второй половине VI века относятся сведения об Анхиале, записанные в «Истории» сирийского автора Иоанна Эфесского (ум. в 586 г.), но эта часть его труда (а именно конец книги VI из части III) не сохранилась и известна только по оглавлению, в котором и упоминалось об Анхиале: «Сорок девятая [глава] об опустошении города Анхиалоса и о его термах» (см.: Н. В. Пигулевская, Сирийские источники по истории народов СССР, стр. 118). Однако рассказ об Анхиале, о его тёплых источниках и о разорении города (в 585 г.) склавенами сохранился в «Хронике» Михаила Сирийца, составившего в середине XII века свой труд на основе труда Иоанна Эфесского (там же, стр. 103- 104). Позднее Иордана и Иоанна Эфесского об Анхиале несколько раз упомянул Феофилакт Симокатта (Theophyl. Sim., I, 4, 7 — о пребывании аварского кагана в Анхиале; 1, 4, 5 — о тёплых источниках в Анхиале; VI, 5, 2 — о храме Александра-мученика в Анхиале) в связи с войной между Византией и аварами.

«Getica» Иордана.

Далее… Иордан о военных походах готов-федератов {110 -117}

Иордан о военных походах готов-федератов
Острогота воюет с родственным племенем гепидов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*