Пятница , 26 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / «Великое разделение» Западной и Восточной Церквей

«Великое разделение» Западной и Восточной Церквей


В июле 1054 года, католики и православные предали друг друга анафеме, так началось «Великое разделение» Западной и Восточной Церквей.
Что это за ереси, которые привели западных и восточных православных христиан к Великому расколу, повлёкшему за собой многие войны и другие трагические события, а также ставшему основой существующего и по сей день цивилизационного разделения европейских стран и народов? Попробуем разобраться.

Папизм: ключевой «камень преткновения»

Основа для впадения в ересь вызревала по вине Римских пап, которые в первом тысячелетии были самыми настоящими, законными епископами Ветхого Рима, наследниками первоверховного апостола Петра.
И эта основа — тот самый «папский примат», который практически возводит Римских пап в нечеловеческое (божественное) достоинство. Это учение сводится к тому, что Римские папы как «наследники» первоверховного апостола Петра являются не «первыми среди равных» епископов, каждый из которых имеет апостольское преемство, но «наместниками Христа» и должны возглавлять всю Вселенскую Церковь.

Именно эта папская непомерная жажда власти, основанная на одном из самых известных смертных грехов — гордыне, — ещё до откровенного уклонения западных христиан в ересь привела к первому значимому расколу Западной (Римской) и Восточной (Константинопольской православной) Церквей. Так называемой «Фотиевой схизме» 863-867 годов от Рождества Христова. В те годы произошёл серьёзный конфликт между Римским папой Николаем I (с 24 апреля 858 года по 13 ноября 867 года) главного идеолога папо-цезаризма и Константинопольским Патриархом Фотием византийский богослов, патриарх Константинопольский (858—867 и 877—886 годы), автор «Окружного послания против латинских заблуждений».

Формально оба Предстоятеля были равными Первоиерархами двух Поместных Церквей: Римской и Константинопольской. Но Папа Николай II (с 24 января 1059 года по 27 июля 1061 года) стремился распространить свою власть на Восток — на епархии Балканского полуострова. В итоге произошёл конфликт, завершившийся взаимным отлучением друг друга от Церкви и впервые прозвучало обвинение римско-католической церкви в ересях. В первую очередь речь шла о… филиокве.

Filioque: первая догматическая ересь латинян.

Латинский термин «филиокве» (Filioque — «и от Сына») был внесён в западный вариант Символа веры ещё до разделения Западной и Восточной Церквей, что нарушило незыблемый принцип неизменяемости этого важнейшего молитвенного текста, заключающего в себе основы христианской веры.

В «Символе веры», утверждённом ещё на IV Вселенском соборе в 451 году от Рождества Христова учении о Духе Святом, говорилось, что он исходит только от Бога Отца (в церковнославянском переводе «иже от Отца исходящаго»). Латиняне же своевольно добавили «и от Сына», что противоречило православному учению о Пресвятой Троице.

По-церковнославянски: «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.»
По-русски: «И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.»

И уже в конце IX века на Константинопольском Поместном Соборе 879-880 годов по этому поводу было сказано предельно чётко:

Если кто-либо составит другую формулировку или прибавит к этому «Символу Веры» слова, которые он, вероятно, выдумал, если он затем представит это как правило веры неверным или новообращённым, как вестготам в Испании, или если он таким образом дерзнёт исказить древний и почитаемый Символ словами, или добавлениями, или опущениями, исходящими от него самого, если лицо духовное, таковой подлежит извержению из сана, а мирянин, дерзающий это сделать, подлежит анафеме.

Окончательно же еретический термин Filioque утвердился в латинском Символе веры только в 1014 году.
На Христианском Востоке это категорически не приняли, справедливо обвинив римо-католиков в еретическом новшестве. Конечно, в Риме пытались богословски обосновать изменение Символа веры, но в итоге всё сводилось к тем же самым горделиво-папистским разъяснениям в духе «Имеем право!» и даже «Да кто вы такие, чтобы спорить с наместником Самого Христа?!», что и привело к окончательному разделению 1054 года.

Позднее к этой догматической ереси у римо-католиков добавятся и многие другие: догмат о «Непорочном Зачатии Девы Марии», догмат о «чистилище», о непогрешимости (безошибочности) Римского папы в вопросах веры (продолживший логику «папского примата») и ряд других вероучительных, а также многочисленные богослужебно-обрядовые новшества. Все они только усугубили разделение между Римско-католической и Православной Церквами, фактически состоявшееся на рубеже тысячелетий и лишь официально утвердившееся в 1054 году от Рождества Христова.

Поводом к разрыву стала богословская дискуссия 1053 года, известная как «Спор об опресноках».

О главном Таинстве — Евхаристии, Причастии. Как известно, в этом Таинстве совершается с превращением богослужебного хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, после чего в Причащении подготовившиеся к их принятию верующие соединяются с Самим Господом.

В Православии Таинство Евхаристии (греч. εὐχαριστία – благодарение) во время Божественной литургии совершается на квасном хлебе (просфорах), а у латинян — на опресноках (небольших круглых «облатках» или, иначе, «гостиях», немного напоминающих иудейскую мацу). Для православных последнее категорически недопустимо не только по причине разных традиций, но и из-за важного богословского смысла квасного хлеба, восходящего к евангельской Тайной Вечере.

К первой четверти II века сложились две традиции празднования христианской Пасхи. Согласно «Церковной Истории» Евсевия Кесарийского, церкви Малой Азии «всегда праздновали Пасху в тот день, когда народ (иудейский) отлагал квасный хлеб», а именно иудейский праздник Опресноков в 14 день лунного месяца нисана в любой день недели. Остальная часть христианского мира придерживалась обычая всегда праздновать Пасху только в Воскресенье. К середине III века эти две традиции празднования Пасхи вносили беспорядок в христианский календарь праздников и привели к конфликту, известному как спор между римским епископом Виктором и Поликратом Эфесским (131—196 г.г.). 

Позднее на одном из греческих Поместных Соборов будет указано:

Тот, кто говорит, что Господь наш Иисус Христос на Тайной Вечере имел пресный хлеб (без дрожжей), как и у евреев; а не имел квасной хлеб, то есть хлеб с дрожжами; пусть он далеко отстоит от нас и пусть будет ему анафема; как имеющему еврейские взгляды.

Римская православная церковь праздновала Пасху всегда после иудейской Пасхи, после 14 нисана, и только в воскресение, согласно преданию, полученному от апостолов Петра и Павла. Первый Вселенский Собор в Никее в 325 г.  побудил христианскую церковь искать собственные пути определения даты Пасхи, которые были бы свободны от использования еврейского календаря.

Княгиня Ольга в храме св. Софии в Константинополе

16 июля 1054 года в константинопольский собор Святой Софии прибыли папские легаты и объявили о низложении Константинопольского Патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля 1054 года Патриарх предал анафеме легатов (сам Римский папа Лев IX к тому времени скончался).

Де-юре эти личные анафемы (отлучения от Церкви) ещё не означали Великого раскола самих Церквей, однако де-факто он свершился. По некоторой инерции первого тысячелетия западные и восточные христиане ещё сохраняли видимое единство.

27 ноября 1095 года папа римский Урбан II (с 12 марта 1088 года по 29 июля 1099 года) на Клермонском соборе во Франции провозгласил первый крестовый поход.

В 1204 году, когда римско-католические «крестоносцы» захватили и разорили православный Константинополь, станет ясно: западная цивилизация окончательно отпала от ПРАВОСЛАВИЯ.

27 февраля 380 года император Феодосий Великий провозгласил Христианство официальной религией Римской империи.

«Последователям этого учения мы повелеваем именоваться ПРАВОСЛАВНЫМИ Христианами, остальных же присуждаем нести бесславие еретического учения» — говорится в Эдикте последнего императора Единой Римской империи Феодосия Великого (347—395 гг.)

Борьба Олега Святославича с детьми Мономаха.
450 лет назад произошла битва при Молодях.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*