Вторник , 4 Август 2020
Домой / Мир средневековья / Как скифский монах Дионисий вычислил дату Пасхи

Как скифский монах Дионисий вычислил дату Пасхи

В позднеримский период в астрономических и астрологических текстах получила широкое распространение «эра Диоклетиана» (лат. Anno Diocletiani) от начала царствования императора Диоклетиана — от 29 августа 284 года н. э. Начало «эры Диоклетиана» — это начало «эры мучеников» — христиан, подвергшихся гонениям со стороны римских властей. От начала «эры мучеников» составлялись пасхальные таблицы и устанавливались даты христианской Пасхи.

К первой четверти II века сложились две традиции празднования христианской Пасхи. Согласно «Церковной Истории» Евсевия Кесарийского, церкви Малой Азии «всегда праздновали Пасху в тот день, когда народ (иудейский) отлагал квасный хлеб», а именно иудейский праздник Опресноков в 14 день лунного месяца нисана в любой день недели. Остальная часть христианского мира придерживалась обычая всегда праздновать Пасху только в Воскресенье. К середине III века эти две традиции празднования Пасхи вносили беспорядок в христианский календарь праздников и привели к конфликту, известному как спор между римским епископом Виктором и Поликратом Эфесским (др.-греч. Πολυκράτης Εφέσου; ранее 131—196 г.г.). 

Суть спора заключалась в том, что Эфесская и Римская поместные церкви праздновали Пасху, руководствуясь двумя разными церковными преданиями, полученными от разных апостолов. Эфесская церковь праздновала Пасху в один день иудеями — всегда 14 нисана, согласно преданию, полученному от апостола Иоанна Богослова и апостола Филиппа. Римская церковь праздновала Пасху всегда после иудейской Пасхи, после 14 нисана, и только в воскресение, согласно преданию, полученному от апостолов Петра и Павла. Римский епископ требовал от остальных поместных церквей прекратить общение с Эфесской поместной церковью и объявлял членов Эфесской церкви отлученными.

Епископ Александрийский в середине III века писал, «что Пасху следует праздновать не иначе, как после весеннего равноденствия» — после 21 марта.

Первый Вселенский Собор в Никее в 325 г. пришёл к согласию, что христиане должны использовать единый метод для определения даты Пасхи, и что пасхальный месяц надо выбирать так, чтобы Пасха праздновалась после дня весеннего равноденствия.

Это побудило христианскую церковь искать собственные пути определения даты Пасхи, которые были бы свободны от использования еврейского календаря.

Самым признанным стал метод исчисления даты Пасхи, разработанный в Александрии, основанный на расчёте лунных епакт согласно 19-летнему циклу. Такой цикл был впервые предложен Анатолием Лаодикийским около 277 года. Александрийские пасхальные таблицы были составлены епископом Феофилом Александрийским на 380—479 гг. и Кириллом Александрийским на 437—531 гг.

Статуя Ипполита с пасхальным календарем 222 года н.э.

В Риме была разработана собственная пасхалия, отличавшаяся от александрийской. Самые ранние известные римские таблицы, основанные на 8-летнем цикле, были составлены в 222 году Ипполитом Римским. В конце III века в Риме были введены 84-летние таблицы.

Очередные римские пасхальные таблицы подходили к концу и в 525 году Папа Римский Иоанн I поручил составить новые пасхальные таблицы на основе александрийских расчётов, объединив  восточный и западный способы расчёта дня Пасхи.

Пасхальный календарь Ипполита 222 года н.э.

Скифский монах Дионисий, принявший монашеское прозвище Exiguus — «малый», «смиренный», был отправлен в Рим. 

Дионисий Эксигус (Dionysius Exiguus; ок. 470 — ок. 544) был одним из «скифских монахов», по происхождению фракийский скиф или гето-дак, родился в городе Томисе (сегодня Констанца, в Румынии), важном религиозном центре Малой Скифии. Праславянские корни культуры древних фракийцев. Язык гето-даков относится к индоевропейской семье языков Фракийские скифы или гето-даки был среднего роста, крепкого телосложения, светловолосый с голубыми глазами. Мужчины носили подпоясанные длинные рубашки и не очень длинные брюки, длинные волосы, подстриженные спереди и на висках, носили бороды.Ходили без головного убора, зимой и в дождливое время укрывшись капюшонами

Дионисий прекрасно знал греческий и латинский язык, и став римским аббатом, он переводил тексты о жизни многих христианских святых, записывал дебаты о ереси и был известен своей работой с каноническим правом.

Дионисий Малый также известен как собиратель и переводчик на латынь церковно-правовых документов (до Халкидонского собора в 451 г.), в том числе христологических документов, ранее неизвестных на Западе: «Послания к армянам о вере» Прокла Константинопольского и «Двенадцати анафематизмов» Кирилла Александрийского.

Разделяя взгляды скифских монахов, Дионисий писал о них: «Скифия, ужасная своим холодом и варварами, породила четырёх человек, всегда горящих жаром своих сердец и чудесных спокойствием своих манер». Видимо он имел ввиду «скифских монахов» — Ахилла, Иоанна, Леонтия и Маврикия.

Дионисий Малый обладал невероятными математическими способностями, и его будет помнить за создание  раннехристианского летосчисления от Рождества Христова или от начала нашей эры и системы исчисления даты христианской Пасхи.

По поручению Папы Римского Иоанна I монах Дионисий Малый принялся за составление новой пасхальной таблицы. Не желая вести отсчёт даты Пасхи по годам правления «нечестивого гонителя христиан Диоклетиана». 

Изображение 19-летия метонического цикла в виде колеса с юлианской датой Пасхального Новолуния из рукописи 9 века, сделанной в аббатстве Св. Эммерама

Дионисий хотел пересмотреть отправную точку нынешней эпохи, начав её с «Anno Domini nostri Jesu Christi»года рождения Иисуса Христа, от «воплощения Христа 532 г.» — он начал отсчёт Новой Эры (англ. Current Era)(н.э. = англ. CE), отказавшись от системы датирования, установленной Церковью на основе эпохи христианских мучеников, которая велась от «эпохи Диоклетиана» (Anno Diocletiani — 248 г.). 

Дионисий Малый исходил из того, что Иисусу, когда Он начинал Свою проповедническую деятельность, было около 30 лет (по Евангелию от Луки), что распят Он был в канун иудейской Пасхи при императоре Тиберии. Используя уже существовавшую методику исчислений дат Пасхи (с учётом солнечного и лунного календарей), он установил, что Воскресение Иисуса Христа приходится на 25 марта 31 года от Его рождества.

«Anno Domini nostri Jesu Christi»

Дионисий использовал таблицы александрийской церкви, в которых использовалась эра Диоклетиана. В таблице Дионисия 532 год «от воплощения Христа» («ab inscriptione») следовал за 247 годом «эры Диоклетиана».

В латинском языке существует форма Anno Domini, или A. D, сокращение, использующееся во многих западноевропейских языках. Буквально в переводе с лат. — «год века Господня».

В английском языке может употребляться христианская эра (англ. сhristian еra), как некорректная расшифровка английской же аббревиатуры СЕ (сommon еra — «общая эра»). Эра «до Рождества Христова» в английском языке обозначается сокращением ВС (англ. before Christ — до Христа).

Пасхальный цикл надпись Дионисия Эксигуса. Мрамор. Равенна, 6 век н.э.

Таблицы Дионисия были составлены на 95 лет, но впоследствии были продолжены на 532 года, получивший наименование Великий Индиктион  — великий пасхальный круг – период времени в 532 года. Это число получится, если солнечный круг, состоящий из 28 лет, помножить на лунный круг, состоящий из 19 летСоставление таблицы на 532 года фактически означает создание «вечной» пасхалии. Однако такая таблица является очень громоздкой. Более популярны были пасхалии, охватывавшие не весь Великий Индиктион, а лишь 95 лет (5-кратный 19-летний цикл).

Эта пасхальная таблица, будучи одобрена папским престолом и войдя во всеобщее употребление, ввела в употребление и Новую эру «от Рождества Христова». В официальных актах эра от Рождества Христова встречается уже в капитулярии Карломана от 21 апреля 742 года. В папских актах эра от Рождества Христова в ходу с X века от папы Иоанна XIII.

В календаре было принято, что 1 год до нашей эры непосредственно примыкает к 1 году нашей эры, а число лет до нашей эры возрастает по мере удаления в прошлое. Нулевой год н.э. или «нулевой год до н. э.» не существует ни в григорианском, ни в юлианском летосчислении.

По мнению большинства учёных, при вычислении года Рождества Христов  Дионисием Малым, была сделана ошибка в несколько лет.  В 725 г. Беда Достопочтенный адаптировал пасхалию Дионисия и эру от Рождества Христова к юлианскому календарю.

Пасхальный ручной календарь 12 века на пергаменте теперь в Библиотеке Бодлея

Начиная с VIII века, александрийская пасхалия Дионисия стала всеобщей и использовалась в Западной Европе вплоть до перехода к григорианской календарной реформы Папы Григория.

На территории русских княжеств были восприняты традиции Пасхалий Греко-Кафелического православия из Византии. Замечательным памятником расчётов дат Пасхи в средневековой Руси является трактат средневекового математика, церковного писателя и летописца Кирика Новгородца, написанный около 1136 года. Полное название трактата «Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет». «Учение о числах» считается древнейшим русским научным — математическим и астрономическим — трактатом, посвящённым проблемам летосчисления.

Древнія русскія пасхаліи на осьмую тысячу лѣтъ отъ сотворенія міра.

Кирик Новгородец систематизировал известные ему способы подсчёта лет, месяцев, дней и часов, привёл теоретические основы для календарного счёта. Он дал сведения о соотношении лунного и солнечного календарей, летосчисления и составления пасхальных таблиц.

 

В 1582 г. Римским Папой Григорием XIII был введён григорианский календарь и григорианская пасхалия, которая используется Римско-католической Церковью по сей день.

Кролик — символ католической Пасхи
Византийский монастырь 6 века раскопан в Негеве

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*