Вторник , 19 Март 2024
Домой / Мир средневековья / Снаряжение рыцаря 13 века

Снаряжение рыцаря 13 века

Читая о рыцарях, воинах тринадцатого века, мы часто сталкиваемся с упоминаниями об их доспехах и оружии. Как выглядели воинские доспехи 13 века, как воин надевал всё своё снаряжение, как он его использовал? Можно конечно обратиться к многочисленным справочным материалам, в которых содержится информация по этим вопросам, но ничто не сравнится с хорошей практической демонстрацией рыцарского снаряжения 13 века. 

Многочисленные военно-исторические клубы изучают военное снаряжение различных эпох. Были времена, когда одеждой война был «берсерк (англ. berserk, от ber — медведь, ‘серк’ — срака, срачица (сорочка, рубашка) — «медведь-рубашка»; воин-викинг, вступивший в битву, не надевал ничего, кроме шкуры медведя (др.сканд. berserkr). Однако в 13 веке снаряжение рыцаря было совсем другим. Участники военно-исторических клубов изготавливают рыцарские доспехи и оружие, и даже знают каким было нижнее бельё в 13 веке. Участники военно-исторических клубов знают, что гораздо интереснее увидеть всё своими глазами.  

Практика показала, что для надевания всего снаряжения и полной экипировки воина 13 века понадобится много времени и помощь, как минимум, одного слуги-оруженосца, но лучше взять двух помощников, которые знают что делать.

Для начала рыцарь должен облачиться в нижнее бельё тринадцатого века.

Поверх нижнего белья воин надевает не цельные брюки, а две простёганные брючины, которые крепятся специальными кожаными ремешками к поясу.

На ногах воина самодельная кожаная обувь, сшитая по старинным выкройкам.

Первый предмет кольчужного облачения рыцаря — это кольчужные поножи (англ. Chain Leggings), которые надевают «по ноге» поверх простёганных брючин.

Кольчужные поножи довольно трудно надеть, так как они должны достаточно плотно прилегать к ноге.

Если бы они были слишком свободными, рыцарю было бы трудно ходить, ноги цеплялись бы одна за другую.

Кольчужные поножи дают рыцарю возможность удобно сидеть на коне.

Крепятся кольчужные поножи специальными ремешками к поясу рыцаря.

Для того. чтобы предотвратить провисание кольчужных поножей, их поддерживают дополнительные кожаные ремешки, подвязанные  вокруг колена и лодыжки.

Затем рыцарь надевает толстую мягкую стёганку (англ. gambeson — комбинезон), состоящую из множества слоев материала, ткани, ваты и конского волоса, вся стёганка прошита прочными нитками, поэтому он твердая на ощупь, и в то же время мягкая броня, как одеяло.

Хорошая стёганка может стоять сама по себе! Простёганная плотная ткань, как ватник,  ослабляет силу любых ударов, которые могут поразить рыцаря, а также является смягчающим защитным слоем от жёсткого прикосновения железной кольчуги.

Стёганка очень тёплый и плохо «дышащий» материал, поэтому рыцарь становился очень горячим и потным во время движения или сражения в течение нескольких часов. Перед боем или перед походом воин должен был выпить достаточное количество воды, иначе он мог погибнуть от обезвоживания.

Затем рыцарь надевает мягкий простёганный подшлемник, скрывающий его волосы и служащий защитой головы от железной кольчуги.

Что характерно и для изготовления кольчуги этого периода?

Если вы внимательно посмотрите на крупный план, вы увидите, что он состоит из чередующихся рядов сплошных колец и заклёпанных звеньев.

Этот способ соединения колец немного быстрее, потому что не нужно клепать каждое кольцо, но это всё ещё очень трудоемкий процесс.

Сначала кузнец ковал сталь, делал отдельные звенья, правильно соединял их, выполняя клёпку.

Речь идёт о нескольких неделях работы квалифицированного мастера, а также о дорогих материалах. Именно поэтому кольчуга была очень дорогой, и заказать её мастеру было возможно только для состоятельных людей.

Кольчуга была изобретена приблизительно в середине I тысячелетия до н. э., но нельзя точно сказать, кто и где впервые изготовил её.

Слово «кольчуга» происходит от слова ведического санскрита «каньчука» – kañcuka – кольчуга,  доспехи из множества колец (с корнем «кол», «коло» -«круг, кольцо»); латы, плотно прилегающие к верхней части тела, панцирь из колец. Это производное слово от корня «каньк» — kañc — 1) ‘связывать’ , 2) «светить».

Надеть кольчугу воину самостоятельно тоже не просто. Хауберк довольно тяжёлый, но он также очень гибкий, поэтому рыцарь в нём может легко передвигаться.

С X века распространение кольчуг достигла своего максимума, когда были изобретены хауберки (англ. Hauberk), с капюшоном и рукавицами и рубахой (англ. mail shirt), покрывающей всё тело.

Слово хауберк происходит от старо-немецкого слова «Halsberge», которое первоначально означало Hals -«халс» — горло и berge- «береги». 

B XIII веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными и нагрудными пластинами.

Как видите, у хауберка есть встроенный капюшон, который должен быть зашнурован кожаным ремешком вокруг головы.

Кожаный ремешок удерживает капюшон на месте,  и служит для того,чтобы он не падал вперёд на глаза, а держался бы на лбу рыцаря, когда он скачет на коне или сражается в бою.

Капюшон снабжён воротником, который защищает горло.

Гибкий воротник капюшона может быть закреплён в двух положениях — вверх и вниз.

Важной деталью экипировки рыцаря является ремень на поясе, который помогает распределить вес тяжёлой кольчуги.

Когда рыцарь надевает хауберк, весь вес железной экипировки, свисая, давит на его плечи.

Если воин поднимет руки, а слуга-оруженосец плотно завяжет ремень вокруг талии, то снова опустив руки, воин почувствует, что большая часть веса кольчуги теперь удерживается ремнём.

Неотъемлемой частью снаряжения рыцаря 13 века являются рукавицы. 

Рукавицы имеют кольчужную защиту с тыльной стороны, но со стороны ладони они кожаные, чтобы рыцарю было легче держать поводья коня и оружие.

На ладони кожаной рукавицы есть прорезь, для того, чтобы рыцарь мог вынуть руку из рукавицы, когда это необходимо.

Если вы посмотрите на современные иллюстрации боя, то увидите, что на рыцарях всегда надеты рукавицы, и для этого есть причина.

Никто в здравом уме не пойдет в бой без рукавиц, прежде всего это защита  от повреждения рук, держащих оружие. Руки в рукавицах, окованных кольчужной защитой с тыльной стороны — это мощное оружие в ближнем бою.

Рукавицы прикреплены к хауберку (англ.hauberk), но расположены так, что вы можете их снять или надеть. У них также есть кожаная завязка вокруг запястья, чтобы они удерживались на месте.

Поверх хауберка рыцарь надевает сорочку (англ. sur+coat — «сюркоат», отсюда происходит слово «сюртук»). Мнения исследователь расходятся относительно первоначальной цели ношения сорочки. 

Исследователи воинского снаряжения считают, что верхняя сорочка защищала железную кольчугу от нагревания на солнце, ведь, кольчуга могла стать слишком горячей, или сорочка могла защитить кольчугу от дождя, ведь, железная кольчуга могла заржаветь. В любом случае, сорочка служила обеим целям.

Верхняя сорочка (Surcoat) использовалась для нанесения герба рыцаря, что было очень важно, так как очень трудно отличить одного воина от другого, когда на них надеты кольчужные шлемы и подняты воротники.

В начале 13 века геральдические символы были довольно простыми, в основном это геометрические рисунки или стилизованные изображения животных.

На щитах рыцарей 13 века ещё не было очень сложных геральдических эмблем и гербов, состоящих из четвертей и восьмых, указывающих родство с дальними предками рода. Эмблемы 13 века можно охарактеризовать , как «приукрашенный соболь (sable)» , то есть чёрно-белый цвет.

Поверх сорочки с гербом рыцарь надевал пояс с мечом. Меч в ножнах крепился с левой стороны, чтобы рыцарь мог быстро и легко схватить рукоять меча правой рукой.

Кстати, мечи 13 века гораздо менее тяжелые, чем многие считают, они весили около 3 фунтов или 1,5 кг, что всего лишь в три раза больше, чем у фехтовальной шпаги. Меч — это оружие баланса и мастерства, а не ударное оружие, как булава.

Рыцарь мог бы в левой руке держать булаву или топор, и наносить сокрушительные, смертельные удары по противнику. В зависимости от ситуации, рыцарь мог использовать свой щит, держа его в левой руке.

Затем на голову рыцаря надевается дополнительная мягкая защитный головной убор, с вшитым кругом, наподобие эгалема, какие носят на голове арабы. Этот круг помогает удерживать кольчужный шлем на месте, так же, как эгалем удерживает мужской головной платок — куфью.

Теперь шлем. Начало тринадцатого века было своего рода переходным временем для шлемов: если вы посмотрите на современные иллюстрации, вы увидите старомодные носовые шлемы рядом с более поздним типом шлема- «маски». Однако самой современной модой 13 века был шлем с плоской верхней частью, дизайн которого был явным шагом назад, не очень хорошая идея для шлема, так как он может сильно помяться при попадании, что приведёт к серьезной травме рыцаря. В конце тринадцатого века дизайн шлема изменился, и стал похож на «сахарную голову», в последующие века шлемы почти всегда имеют округлую форму, что хорошо защищает голову, но при этом могут пострадать плечи. Кольчуги укрепляли плечевыми латами, защищающими плечи воина.

Ношение шлема не даёт воину большого диапазона обзора, и при этом не учитывается легкость дыхания. Необходимо достичь баланса между большей безопасностью и меньшим зрительным диапазоном, что в основном означало бы, что голова рыцаря была полностью закрыта. При большем диапазоне обзора, у воина должно быть более открытое и уязвимое для ранения лицо. Таким образом, результатом дизайна шлема 13 века стали узкие глазные щели и маленькие дыхательные отверстия.

Щит надевают на левую руку рыцаря.

С тыльной стороны щита находятся два коротких ремня (англ. enarmes), сквозь которые воин продевает левую руку. Но есть на щите и более длинный ремень под названием гиге (англ. guige), то есть гигантский, чтобы повесить его через плечо, когда он им не пользуется для защиты. Щит 13 века сделан из дерева и покрыт несколькими слоями толстой кожи,  чтобы сформировать сильную, слоистую защиту. Как и на верхней сорочке, на щите изображали отличительный знак рыцаря, герб.

Основным оружием рыцаря 13 века был, конечно, не меч, а копьё. В начале тринадцатого века копье было не тупым полосатым деревянным шестом, а скорее настоящим боевым копьём, представляющим собой деревянный стержень длиной от десяти до двенадцати футов, с острым, обоюдоострым металлическим острием на конце.

В более ранние века копьё использовалось чаще во время боя, это видно на гобелене из Байе, где норманская конница Вильгельма сражается против англо-саксонской тяжеловооружённой пехоты Гарольда в битве при Гастингсе 14 октября 1066 года.  Ударная сила копья всадника была гораздо выше силы удара копья пешего тяжеловооружённого воина.

К началу 13 века рыцари использовали технику удара копья, крепко удерживаемого под правой рукой всадника. Учитывая то, что рыцарь достаточно крепко сидел в седле своего коня, и весь вес всадника в доспехах и скачущего коня был сосредоточен на острой режущей кромке копья, которое приобретало убойную силу снаряда. Существуют достоверные известия современников событий, рассказывающих о том, что копьё пронзило противника в доспехах насквозь.

Какими были кони в армии 13 века? Вопреки распространенным мифам, боевые кони не были массивными животными, однако они были очень сильными, чтобы нести весь этот вес вооружённого рыцаря в доспехах.

 Итак, рыцарь теперь вооружен и готов к бою.

Следует отметить несколько вещей, которые опровергают распространенные заблуждения, исходящие из голливудских фильмов или телевидения. Во-первых, для рыцаря физически невозможно самостоятельно надеть на себя всё необходимое воинское снаряжение и вооружиться. Как вы можете видеть на фотографиях, воин никак не мог бы надеть на себя снаряжение без посторонней помощи: ему нужен как минимум один, а лучше два помощника.

Во-вторых, на правильное вооружение рыцаря уходит довольно много времени. В современных условиях как минимум требуется около двадцати минут времени, при условии, если у вас есть два опытных помощника. При других условиях, понадобится, как минимум, полчаса, чтобы все надеть и завязать правильно и аккуратно, а не неряшливо и криво. В противном случае капюшон может спадать на глаза рыцаря, а рукава кольчуги съезжать на рукавицы, что было бы катастрофой для война во время сражения. Подготовка к бою должна быть основательной и тщательной, во время сражения это делать будет поздно.

И, наконец, вопросы веса и легкости передвижения. Да, броня тяжёлая — так и должно быть, иначе она вряд ли пригодится для защиты воина. Но давайте не будем забывать, что рыцарь тренировался, почти каждый день, с самого детства. Это означало, что он привык к доспехам и их весу, и вполне мог легко в них двигаться. Кольчуга достаточно гибкая, и у её владельца есть свобода движения.

Итак, вот он — бронированный рыцарь тринадцатого века.

Кольчуга на фото выполнена из металлического жгута, и является точной копией рыцарского снаряжения 13 века.

Вес различных деталей снаряжения рыцаря 13 века в современном исполнении:

Комбинезон (англ. Gambeson): 10 фунтов (4,5 кг)
Кольчуга (англ.Hauberk; Хауберк): 38 фунтов (17 кг)
Поножи (англ. Chausses — шоссес) : 18 фунтов (8 кг)
Шлем (англ.Helm)  : 6 фунтов (2,5 кг)
Щит (англ. Shield) : 4 фунта (2 кг)
Ножны и пояс меча (англ. Scabbard and sword belt): 2 фунта (1 кг)
Меч (англ. Sword) : 3 фунта (1,5 кг)
Топор (англ.Axe) : 4 фунта (2 кг)

 В общей сложности это 85 фунтов или 38,5 кг.

Рыцарь 13 века снаряжённый во все доспехи представлял собой «бронированный танк» своего времени — практически непобедимый и не убиваемый при всей железной защите. Очень немногие рыцари 13 века погибали во время сражения, гораздо больше погибало гражданского населения или легко вооружённых пеших воинов.

Большое спасибо рыцарю Колину Миддлтону (Colin Middleton) и его верному оруженосцу.

Хронология походов викингов
Стаффордширский клад

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*