Суббота , 20 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Стаффордширский клад

Стаффордширский клад

Один из самых богатых золотых кладов был найден в Англии, в Стаффордшире, и сразу получил название «Стаффордширский клад» 7-8 века — крупнейшая по количеству золота и интереснейшая археологическая находка в Великобритании. Сначала археологи нашли 1500 тысяч мелких деталей и крупных вещей из драгоценных металлов, а потом они обнаружили вторую часть клада, увеличившую число находок до 3000 артефактов. Все золотые и серебряные изделия выполнены в сложнейшей технике филиграни.

«Стаффордширский клад» ( Staffordshire Hoard), пролежавший в земле около 1300 лет, был найден в поле недалеко от деревни Хаммервич (Hammerwich) близ Личфилда, 5 июля 2009 года фермером Терри Гербертом на территории соседней фермы Фреда Джонса.

Эта область Стаффордшира находилась в самом сердце англосаксонского королевства Мерсия.

Возможно, клад был собран после сражений между армиями королевства Мерсии, Нортумбрии и Восточной Англии (древнеанглийский: Engast Engla Rīce — было небольшим независимым англосаксонским королевством, на территории современного Норфолка и Саффолка (South folk).

Саксы получили своё наименование по короткому мечу, который у них назывался сакс (от PIE корня *sek- СЕКУ, сечь; Slavic: *sekyra — “топор” — СЕКИРА; Latin: secō — секу;  *skéy-ti; *sék-no-m; Celtic: *seket-; Germanic: *sagō ;  *hen-sek— кинжал; Latin: secūris; Old Norse: sigg ; *sok-éh;  Celtic: *sexskā, *sexskis — камыш, осока; Middle Irish: seise;  *séks-u-s; Latin: sexus ; *soks-ó-m; Germanic: *sahsą — короткий кинжал; Italic: *saxom; Latin: saxum — камень.

При окончательном подсчёте всех находок оказалось, что клад содержит около 3500 (!) мелких фрагментов и сотни целых предметов из золота и серебра.  Общий вес золотых предметов клада составил 5 килограммов, а серебряных — 2,5 килограмма. 

Серебряный шлем украшен золотыми пластинками с чеканным оттиском, на котором изображены по три вооружённых копьями воина в шлемах и доспехах.

Назначенная министром культуры независимая комиссия определила стоимость всех золотых находок клада в 3 миллиона 285 тысяч фунтов стерлингов. Счастливый кладоискатель Терри Герберт и владелец участка Фред Джонс получили свои 50 % от стоимости золотого клада, что вызвало в стране невиданный интерес народа и спрос на металлоискатели.

По мнению специалистов, найденные украшения, перстни, кубки, детали оружия могли принадлежать англо-саксонской знати, высокопоставленным англо-саксонским воинам 7 века,  среди сокровищ клада не было обнаружено ни одного предмета принадлежащего женщине.

Среди сокровищ клада найдено большое количество фурнитуры для рукояти мечей, кинжалов, ножей. Рукоятки холодного оружия украшены полосками золота со вставками грана, выполненного в ювелирной технике перегородчатой эмали, золотые детали были установлены на оружии или доспехах.

Интересно отметить, что многие объекты были преднамеренно повреждены, прежде чем они были похоронены в земле. Возможно, это было сделано, чтобы сделать их бесполезными или как-то уничтожить их символическую силу.

Учёные исследовали более 300 накладок на рукояти мечей, 92 навершия рукояток меча и ножны отделаны золотыми накладками, 10 подвесок на ножны, принадлежащие воинам целой дружины, но самих клинков меча среди сокровищ клада не было.

Все навершия рукояток короткого меча саксов, лезвие которого было заточено с одной стороны, это видно по форме гарды — прорези на щитке меча для защиты кисти.

У кельтов, викингов, норманнов, и саксов существовал обычай утопление меча в озере или реке после смерти воина, едва ли не половину самых ценных мечей археологи извлекли именно со дна Темзы.

Мастерство кузнецов VI века проявлялось в искусной обработке железа. Известно, что кузнецы перекручивали стальные и железные пруты и многократно их проковывали. В результате длительной ковки на отполированном клинке проступал волнообразный узор, или ёлочка.

Иноземец, получивший в дар меч в VI веке, писал, что его поверхность «кажется узорчатой, и столько теней играет на нём, что можно подумать, будто в металле переплелись струйки разных цветов металла»

Три предмета из «Стаффордширского клада» не имели никакого отношения к военному делу — два золотых креста и тонкая золотая пластина с цитатой из Библии, По мнению учёные, именно эти три предмета и являются ключом к разгадки тайны всего клада.

Известно, что христианство в Британии появилось с приходом римлян, но с крахом Римской империи, ослабло и христианство, безуспешно боровшееся в то время с языческими обрядами кельтов-друидов. В V веке, во времена англосаксов, христианство вновь окрепло, благодаря усилиям миссионеров из Европы и Ирландии (Святой Патрик, крестивший Ирландию).

Исследователи клада предполагают, что золотой крест и полоска золота, явно снятая с какого-то креста с его внушительной надписью, были намеренно  согнуты. Это может указывать на то, что кресты и мечи принадлежали воинам христианам, вступившим в бой с язычниками, но потерпевшими поражение. Язычники одержали победу и завладели всем военным снаряжением христиан, и по-своему расправились с ним.

Кресты украшены филигранью и потрясающим гранатом в центре, вполне могли быть украшением церковного алтаря, они могли принадлежать высокопоставленному воину, дворянину или священнослужителю. Многие драгоценные камни были вытащены из крестов, перед тем, как закопать их в землю — это говорит в пользу предположения о некоем «ритуальном убийстве» этой христианской святыни.

В борьбе за души верующих крест был могущественным символом, и, видимо, те, кто зарывал клад, считали грозным «оружием» именно крест . Возможно, кресты погнули специально, чтобы «убить» боевую мощь и магическую силу христианского креста.

Археологи связывают прямо с кельтами наблюдаемый в погребениях Пшеворской культуры (II века до н. э. — IV век) обычай сгибания загробных даров и прежде всего — оружия, мечей. Невольно при этом вспоминается лексическая группа слав. *gybnoti, *gybĕlь — «гибнуть», «гибель» из первоначального «сгибать», «сгибание».

Версия представляется достаточно убедительной, особенно если рассмотреть намеренно изогнутую золотую пластину, на которой выгравирована цитата из Библии, из Книги Чисел Ветхого Завета: «Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!»

Специалист по народной религии англосаксов К. Джолли пишет: «Обращение в веру воспринималось как духовная битва». Где война, там, значит, и битва за души. Кресты для воинов имели большое значение и выступали в качестве важных оберегов, боевых символов, перед сражением крестом осеняли воинов, как бы защищая их от гибели в бою.

В ранние века христианства в народе ещё были сильны языческие верования, воины-христиане верили в помощь и защиту христианских символов веры, но и продолжали носить языческие обереги, и украшать своё оружие и доспехи языческими символами в виде змеевика. Период двоеверия в Британии длился несколько веков.

  Интересно, что сам клад был зарыт не глубоко на границе между королевством Мерсия и Уэльсом, видимо, в большой спешке. Возможно, это была военная добыча валлийского воина, который пожертвовал золотые трофеи своим языческим богам, отказавшись от презренного золота ради того, чтобы обеспечить новые победы своему «железному клинку».

Клад является свидетельством воинской мощи и богатства Мерсии в 7 веке: многие из его предметов были пронизаны христианской символикой, и они опирались на художественные тенденции и ювелирное мастерство, наблюдаемые в англосаксонских королевствах Британских островов.

В V — IX веках в Англии сложилась Гептархия (англ. Heptarchy —«семицарствие», от греч. ἑπτά — семь и ἀρχή  —  власть, царство), в 6 веке под верховной властью «бретвальда» Этельберта Кентского короля, который распространил свою власть на другие 7 королевств Англии.

В результате междоусобной войны количество королевств уменьшалось, благодаря усилению власти «бретвальда».

 Древнеанглийский термин «бретвальда» (др.англ. bretwalda — «Британия-володарьправитель», или «широкий правитель»)

Король Мерсии (626—655) и Уэссекса (645—648) Пенда (др.-англ. Penda; погиб 15 ноября 655) — совершал военные набеги на королевство Восточных англов с 640 года, воевал с ними и 650 — 654 годах и положил конец королю Восточных углов Анна (Anna). Пенда победил не менее пяти королей, двух из Нортумбрии и трёх королей из Восточных Углов (англов). Пенда основал династию, которая просуществовала пятьдесят лет после его смерти. Можно представить себе, что богатые выплаты подати, владыке Мерсий от подчиненных ему королей и народов, возможно, золотыми сокровищами, ценностями из королевских хранилищ, искусно сделанным оружием, могли быть проведены королевским казначеем.

В 653 году Пенда женился на христианке Эльфледе, дочери Освиу Берникийского, и сам крестился, хотя и остался язычником до самой смерти. Пенда создал буферное христианское государство, обезопасив Мерсию от возможной мести восточных англов-язычников. Пенда достаточно терпимо относился к христианству, разрешал проповедовать его и совершать религиозные обряды в своих владениях.

Монах Беда рассказывает нам о большом сокровище, которое Освиу (Oswiu) Берникийский подарил Пенде перед битвой на реке Винвайд (Winwaed) в 655 году в надежде купить мир (HE III, 24). Беда говорит и о выплате компенсации за убитого или за несколько убитых, в битве у реки Трент (Trent ) в 679 году (HE IV, 21).

Чума в 664 году в Эссексе отвратила людей от новой христианской религии, эпидемия чумы могла стать причиной жертвоприношения христианских символов в Мерсии, их поломку и захоронение в земле в конце седьмого века. Факт остается фактом, этот клад был ритуальным захоронением, обладающим особой магической силой.

Многие предметы Стаффордширского клада выполнены в одной ювелирной технике, что указывает на единое место и время их изготовления.   Ювелир разрезал гранаты, придав им определённую форму, которая вписалась в узорную работу, сплавляя золото и гранаты.

Из скрученной золотой проволоки создавались узоры золотой филиграни или переплетения, использовалась техника скани и зерни — из мелких золотых шариков, диаметром менее одного миллиметра, припаянных к золотой поверхности, составлялись узоры, стилизованные животные и птицы.

Подобную ювелирную технику можно увидеть в украшении на поясе меча и пряжке Саттона Ху (Sutton Hoo), хранящемся в Британском музее, или на подвеске Винфартинга, из музеев Норфолка (Norfolk Museums), которые ранее были обнаружены на бывшей территории королевства Восточной Англии (УЭЛЬСА).

Некоторые золотые узоры с инкрустацией из камня, найденные среди сокровищ Стаффордширского клада также имеют сходство с украшением книг островного Евангелия конца 7 и начале 8 веков. Особенно яркий пример такого ювелирного стиля украшения можно найти в (Echternach Gospels) Евангелие Эхтернах (современный Люксембург), предоставлены англо-саксонским королевствам выставкой Национальной Библиотеки Франции (Bibliothèque nationale de France).

Все сокровища «Стаффордширского клада» были выкуплены музеем искусства Бирмингема (Birmingham Museums Trust), музеем гончарного искусства (the Potteries Museum), художественной галереей (Art Gallery, Stoke-on-Trent), и Британской библиотекой, где сейчас можно увидеть коллекцию золотых и серебряных сокровищ из Стаффордширского клада.

Змеевик — языческий оберег

Ножны короткого меча (сакса) из Темзы

Серебряные позолоченные ножны короткого меча (сакса) с рунической надписью выставлены в экспозиции Британского музея. Эта деталь была найдена в реке Темзе (англ. Thames), через промежуточное слав. *tьm-išь «тёмная (река)», связанное с близким иноязычным индоевропейским названием древнее доанглосаксонское Tamesis и англ. Thames.

Куминг пишет, что находка с рунической надписью была «извлечена из гравийного дна Темзы недалеко от Вестминстерского моста в 1866 году».

По стилю напоминает произведения искусства, сделанные в Мерсии примерно в 700 — 1100 г.г.

Руны латинскими буквами: sbe — rædh — tȝb — cai — e rh — ad æbs

Навершие ножен меча украшено головой зверя с оскаленной пастью. Вдоль ножен, по телу зверя нанесена руническая надпись, которую пока никому не удалось прочесть.

Директор Британского музея (с 1977 по 1992 год ), археолог, историк искусства, специализирующийся на англосаксонском искусстве и эпохе викингов сэр Дэвид Маккензи Уилсон (David Mackenzie Wilson), считает, что надпись может быть заклинанием, что идеально подходит к образу зверя-оберега.

Линия рун передана буквами латинского алфавита:  sbe — rædh — tȝb — cai — e rh — ad æbs

sbe rædh сбережётtȝb тебя; caiцарь; e rh — есть рык (ЯРый); adот; æbs зверя. Общий смысл рунического оберега: «Сбережёт тебя царский рык зверя».

Попробуйте сами расшифровать эту надпись и прочесть текст оберега!

Среди англосаксонских металлоконструкций в Британском музее нет ничего похожего на этот поразительный образец, хотя самые близкие параллели с головой животного, как указывал Уилсон (Wilson 1973, стр. 138), — это головы зверя с острова Святого Ниниана в конце восьмого века. (Национальные музеи Шотландии, Эдинбург, инв. №№ FC 282 и FC 283), которые также демонстрируют аналогичное использование штриховки и ребристых лепных украшений на фурнитуре для ножен короткого меча (сакса).

Футарк — рунический алфавит

Снаряжение рыцаря 13 века
Главные боги Асгарда

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*