Пятница , 25 Июнь 2021
Домой / Античный Русский мир. / Нарци еже суть словене

Нарци еже суть словене

НОРИК в римской империи 117 г. н.э. (ныне Штирия) выделена жёлтым

Нарци еже суть словене* — знаменитая фраза первых страниц популярных русских летописей, указывающая на участии пращуров славян в строительстве Вавилонской башни в числе первых единых по языку 72 народов на земле. От нарцев (племени Афета) времён строительства башни (по христианской хронологии около 2650 г. до н.э.), по мнению летописцев, происходил язык славян. Эта версия — одна из самых популярных в славяноведении (П.Й. Шафарик, Любор Нидерле, О.Н. Трубачев и др.).
Контекст летописной версии таков (перевод Д.С. Лихачева):

«(После потопа) Сим же, Хам и Афет разделили землю, бросив жребий, и решили не вступать никому в долю брата, и жили каждый в своей части. И был язык (у всех) един. И когда умножились люди на земле, замыслили они создать столп до неба,- в дни Нектана и Фалека. И собрались на месте поля Сенаар строить столп до неба и около него город Вавилон; и строили столп тот сорок лет, и не свершили его. И сошел господь бог видеть город и столп, и сказал: «Это род един и народ един ?!». И запутал бог языки, и разделил на семьдесят два языка, и рассеял по всей земле. По разделению же языков (и народов) бог ветром великим разрушил столп; и находятся остатки его между Ассирией и Вавилоном, и имеют в высоту и в ширину 5433 локтя, и много лет сохраняются… По разрушении же столпа и по разделении языков приняли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама — южные страны. Афетовы же взяли запад и северные (полунощные) страны. От этих же семидесяти двух произошёл и язык «словенеск, от племени Афетова, нарци, еже суть словене». Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели... (Повести Древней Руси. Л.,1983. — С.25, 125, 525).

Иафет (Афет, Яфет) — сын Ноя, которому после потопа (по христианской хронологии обычно указывается 3266 г. до н.э.) перешли земли Европы и ближайшей к ней округи. Жил якобы несколько сотен лет, как и другие ранние библейские герои. Сыновьями Иафета Библия считает Гомера (киммерийца), Магога (Гога, князя Роша), Мадая, Иована, Фувала, Мешеха (по средневековым версиям, основателя Москвы), Фираса (Тираса — античное название Днестра). Сыны Гомера и внуки Яфета: Ашкеназ (скиф), Рифат (житель округи гор Риф-Рип), Фогарма (армянин или перс-арий; Библия. Бытие. 10, 1-3).
По русским летописям, именно на землях Иафета сразу после потопа расселились «русь, чюдь и вси языци…« (предки-земляки народов с такими средневековыми этнонимами). Пращуры славян вскоре после потопа селились в округе Иллирии, что лингвистически доказывают О. Н. Трубачев и другие видные языковеды.
Яфетическая теория Н. Я. Марра, по сути, была одним из вариантов развивающейся ныне ностратической теории языков.
Иафет  — один из базовых образов библейского представления о началах цивилизационной истории, окончательно оформившийся в средние века.

РЕЗИЯ — 117 г. н.э. — провинция Римской империи

Римские провинции Реция (Ругия) и Норик у Дуная известны со времён античности. Близость нарцев и славян осознавалась в начале средневековья. В эпитафии, посвященной Мартину (он был сначала аббатом Думийского, Dumiensis, монастыря, находившегося близ впадения Соны в Рону, затем — епископом города Бракара в северо-западной Испании), говорится, что он приобщил к христианству представителей множества племен:

«Ты привлёк к союзу с Христом разные свирепые племена«. Далее следует их перечисление: Alamannus, Saxo, Toringus, Pannonius, Rugus, Sclavus, Nara, Sarmata, Datus, Ostrogotus, Francus, Burgundio, Dacus, Alanus, Те duce nosse Deum gaudent; tua sugna Svevus admirans ducit… (MGH Auct. antiquiss., t. Vl2, 1883, р. 195, N XXII, Versus Martini Dumiensis in basilica). Мартин умер в 580 г. (MGH Auct. antiquiss., t. VI2, p. 195), эпитафию ему иногда связывали с Авитом (умер около 524 г.), но даже это ошибочное мнение не устраняет смысла самой эпитафии — «руги, склавы (славяне), нара и сарматы» представали в начале средневековья близкими народами.

Имя Nara трудно с чем-либо сопоставить, кроме как со славянской провинцией Нориком, в Римской империи в 117 г. н.э. хотя для языковедов естественно было бы ожидать формы Norensis, Noricanus, Nora или Нарва на левом берегу реки Нарва (Нарова). На месте Нарвы ещё до нашей эры был славянский город Ругодив — «Дивный город ругов» — так называли славян-русов, живших на острове Руян в устье реки Наровы. Родственные славянские племена после переселения на север на Варяжское море (Балтийское море), снова оказались рядом как и в 117 г. н.э.  Римские провинции Реция (Ругия) и Норик у Дуная.

Епископ Адальберт, побывавший в Киевской Руси у княгини Ольги пишет о ней как о «королеве ругов» (regina Rugorum). Имя Ruteni, обозначавшее первоначально кельтское племя в Аквитании (юг Франции), в латинской литературе средневекового Запада употреблялось по отношению к Руси (XI век), и эта традиция просуществовала почти до середины ХХ века, ср. нем. Weiβ-ruthenien – о Белоруссии. [Der Kleine Pauly. Lexikon der Antike. Bd. 4. München, 1979, стб. 1468.]

Переносы имени народа с севера на юг нам неизвестны, да они и противоречили бы магистральному направлению исторического развития. Точно так же – с Юга на Север – была перенесена и расширено употреблена Русь северо-понтийская, таврическая, придонская, приазовская – на Русь славянскую, в том числе днепровскую, и так – вплоть до «Руси» варяжской.

В разночтении по рукописи  Московской духовной академии (Троицкой 1-й летописи) встречается «нарицаемии норци» (ПСРЛ, I, 1, 1926, столб. 5, вариант 19). В комментарии к «Повести временных лет» Д.С. Лихачев пишет:

«Нарци или норики — жители Норика… В VI веке здесь уже жили славяне». Поэтому очевидно, а может быть вследствие какого-либо предания, норики и были отождествлены на Руси со славянами. В перечислении 72 народов в русской «Толковой Палее» против наименования некоторых народов даны разъяснения: «авер — иже суть обези», «руми, иже зовутся греци», также и «норици, иже суть словени». По-видимому, «Повесть временных лет» и «Толковая Палея» в данном случае имели какой-то общий русский источник» («Повесть временных лет», под ред. В.П. Адриановой-Перетц, т. II, 1950, стр. 213, ср. стр. 341).

Таким образом, в эпитафии Мартину, составленной в год его смерти или несколько позднее, следовало бы читать «Sclavus — Nara», подразумевая под этими двумя словами представителя одного племени, а именно склава, склавена, который иначе мог быть назван «нарой» («нарцем», «норцем»). Так, Русская летопись и её источники способствуют пониманию раннесредневекового эпиграфического памятника, созданного где-то в Бургундии на берегах Роны, в местах вокруг Лугдуна и Вьенны — древних римских колоний в Галлии. При сопоставлении столь отдалённых друг от друга по времени и по месту возникновения исторических источников (эпитафии и летописи) несколько шире становится представление о тех материалах, которые легли в основу «Повести временных лет» и «Толковой Палеи», углубляется их литературная традиция. Едва ли эти русские памятники базировались только на «каком-то общем русском источнике», как думает Д.С. Лихачев, и едва ли фиксировали — в «реабилитированном сказании Нестора»«широкую эмиграцию нурско-неврских иллирийских племен на север и восток» (С.П. Толстов, «Нарцы» и «волхи» на Дунае, стр. 8), если уже в VI веке склавов называли нарами-нарцами, причём столь далеко на запад от берегов Днепра.

От нарцев-нервиев вели происхождение части гуннов. Нервии принимали участие в Каталаунской битве 451 г. С ними связывают невров времен Геродота. Ищут связи ононима с рекой Нарвой и Неревским концом (районом) средневекового Новгорода. На территории конца археологи нашли первую новгородскую (1951) и почти триста берестяных средневековых грамот.
Главной улицей района была прибрежная Великая, что соответствовала Великому Словенску (эпоса) и Великому Новгороду.

Великая Скифь
Россия с русскими

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*