Воскресенье , 18 Август 2019
Домой / Античный Русский мир. / Курганы Алтая в долине реки Каракол

Курганы Алтая в долине реки Каракол

Курганы в долине реки Каракол (Чёрное озеро) относятся к Каракольской археологической культуре, существовавшей на Алтае в эпоху бронзы с середины III до середины II тысячелетия до н.э. На Алтае в эпоху бронзы обитали народы, которых археологи называют носителями Афанасьевской и Каракольской культур.

Курганы с долине Каракола

Первое погребение Каракольской культуры на Алтае было исследовано в селе Озерном (Погожева, Кадиков, 1979). Это открытие осталось незамеченным, так как могильник оказался почти полностью разрушенным.
Летом 1985 года в центре села Каракол на холме было начато строительство монумента Славы в честь воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Но строительство на холме пришлось остановить: рабочие случайно вскрыли не разграбленный древний каменный курган эпохи бронзы – один из цепи курганов, которые проходят по краю села, почти параллельно Чуйскому тракту.

В погребальном кургане археологи обнаружили четыре нетронутых погребения.  Отличительной особенностью является то, что погребённые были уложены в прямоугольные каменные ящики, сложенные из обтесанных каменных плит, на внутренней стороне многих плит были нанесены рисунки разноцветными минеральными красками.

На многих каменных плитах погребений вне этого кургана, найдены рисунки с изображениями фигур зверей, птиц и людей с лучами-перьями вокруг голов, с  длинными «лосиными мордами». Найденные на камне рисунки полихромные, что ранее не встречалось среди наскальных росписей Сибири. Тела погребенных были покрыты красной охрой, на черепе ниже глазниц были обнаружены пятна красной охры.

Любопытно, что рисунки на погребальных плитах были сделаны в разное время. К самым ранним из них учёные относят выбитые в камне гравировки с изображениями лосей и горных козлов, а также бегущих людей с круговыми рогами на голове. Гравировку на камне частично перекрывают более поздние рисунки, сделанные минеральными красками и гравировкой – 11 антропоморфных фигур.

Особенно поражает необычайная сочность полихромных росписей, хотя в росписях присутствует всего три цвета — красный, чёрный и белый. Основой служили краски минерального происхождения. Вероятно, для большинства рисунков использовались охристые глины и древесный уголь, которые вначале растирались, затем смешивались с каким-то связующим раствором. Неизвестным остается состав блестящей чёрной краски, которой к тому же были раскрашены и лица погребенных людей.

Учёные НИЦ «Курчатовский институт» и ИА РАН исследовали образцы красок методом рентгенового фазового анализа на синхротроне «КИСИ-Курчатов» и обнаружили, что красный цвет в росписи был получен из термически изменённых минералов, то есть чтобы получить нужные оттенки цвета, древние художники нагревали минералы.

Для получения красного цвета древние художники использовали охру, для чёрного – сажу, а чтобы получить белый цвет, каракольцы выскабливали камень, и на поверхности образовывались мелкие кристаллы породы, отражавшие свет. Учёные впервые датировали возраст останков из погребений Каракола: 3350—245о год до н.э. Полные результаты исследования будут представлены на 43 Международном симпозиуме по археометрии в мае 2020 года в Лиссабоне.

Позже были исследованы несколько групп курганов, наиболее крупные из которых расположены в районе сёл Озёрное, Беш-Озек и Кулада. Особенностью этих захоронений следует считать открытие при раскопках каменной ограды, места ритуальных кострищ и установку каменных стел вокруг погребений Каракольской культуры. Эти, несомненно важные, элементы погребальных обрядов дают основание утверждать, что население Каракольской культуры имело свои кладбища, за пределами поселений.

Пока трудно сказать, каким был похоронный обряд у древних жителей Алтая. Антропоморфные фигуры в масках с лосиными мордами, изображённые на каменных плитах гробницы, найденной в центре села Каракол, образуют единую композицию, которую замыкает непрерывная красная линия, проведенная  по внутреннему контуру камня. Возможно, эти фигуры представляют собой единое повествование и единый погребальный ритуал, который всё ещё ждёт исследователя, способного его прочитать.

Мы не знаем, какими были верования у древних жителей Каракольской археологической, но, судя по изображениям, покрывающим внутреннюю поверхность гробницы, мы видим весь мир, каким его представляли древние жители Сибири.

Пермский звериный стиль. Жрец и две лосихи-рожаницы

Центральную, верхнюю часть мира занимает фигура лосихи, подобные изображениям лосей на петроглифах Ангары и Томи – известно, что образ «небесной лосихи» был очень важен для народов Сибири.

На каракольских каменных ящиках лосихи изображены вполне правдоподобно. То, что фигуры лосей на погребальных плитах перекрывают более поздние антропоморфные фигуры, вероятно, связано со следующим этапом развития верований, когда на смену поклонению небесной лосихе приходят вера в богов или мифических предков, причём и жрецы в масках лосей и сами боги ещё антропоморфные, на это указывают рога, крылья и хвосты изображённых существ.

 

При внимательном рассмотрении рисунков видно, что все фигуры, окружающие погребенного с четырёх сторон, изображены в масках.

Тогда становится понятным необычное сочетание звериных и человеческих черт в изображениях фантастических существ, исполняющих ритуальные обряды.

К звериным маскам, перчаткам и обуви с острыми когтями следует прибавить плотно облегающую тело одежду, сшитую, видимо, из целой звериной шкуры часто с хвостом.

Именно такая одежда с шерстью на спине и хвостом показана на двух фигурах, нарисованных чёрной краской.

Одна из фигур, нанесенная на внутренней стороне плиты каракольского погребения, изображает человека с собачьей головой. Примечательно, что примерно в это же самое время в далеком древнем Египте на внутренних стенах пирамид изображались сцены с собакоголовым богом Анубисом сопровождавшим душу умершего фараона в загробный мир. Это божество, по-видимому, также имело прямое отношение к миру мёртвых и его изображение на каменной плите погребального склепа неслучайно. Этот удивительный факт свидетельствует, что в древности примерно в одно и то же время на Алтае и в древнем Египте существовали схожие черты мировоззрения и погребального обряда.

Менгиры у кургана в долине Каракола


Природные особенности, окружающие Каракольскую долину. 

Посещая Каракольскую долину смерти, буквально за пару десятков километров природа меняется от въезда в долину в селе Каракол до курганов, несколько раз. Сперва ничем не отличающийся от обычного для Онгудайского района пейзаж резко меняется. Дорога прижимается к скале, а долина сильно заболоченна. Затем долина расширятся, и в районе села Боочы по обе стороны дороги появляются древние каменные стелы. Но не они приковывают взгляд, а посеребренные снегом склоны священной горы Уч-Энмек.

Многих посетителей даже поражает тяжёлая «чёрная» аура этих курганов вблизи села Кулада, их леденящая, мертвецкая энергетика. Существует гипотеза, что эти курганы являются не местами захоронений, а так называемыми «курганами смерти», представляющих собой типичные для Алтая места жертвоприношений: вырытые неглубокие ямы, где происходили ритуальные убийства, и сожжения в ямах, которые потом закапывались, а в центре ритуального зольника ставился вертикальный камень — менгир.

Загадки истории. Геты, готы, даки.
История христианства в Крыму

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*