Вторник , 26 Октябрь 2021
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Какие фамилии давали внебрачным детям?

Какие фамилии давали внебрачным детям?

На Руси дети, рожденные вне брака, были самыми несчастными. Казалось бы, задача церкви защищать сирых и слабых, но на самом деле всё было наоборот. Церковь осуждала внебрачные связи, как языческий, греховный блуд и именно с подачи церкви незаконнорожденные малыши подвергались унижениям и обидам. Ненависть общества к невинному ребёнку порой доходила до того, что его убийство не наказывалось.

Кандидат юридических наук Наталья Черкашина посвятила данной теме статью «Законодательная хроника о правовом положении незаконнорожденных детей», которая вышла в журнале «Проблемы экономики и юридической практики» (№ 3 за 2013 г.). Исследовательница отметила, что в языческие времена жители Руси не делали явных различий между законными и незаконными детьми, тем более, что многоженство являлось делом обыденным. Но под влиянием православия ситуация начала постепенно меняться.

«Принятие православного христианства на Руси должно было  разграничить права законных и незаконнорожденных детей, так как последние происходили от союза преступного и допускаемого только языческой религией», – написала Н.В. Черкашина.

Впрочем, этот процесс происходил постепенно, ведь изначально русским не было свойственно делить детей на незаконнорожденных и законных детей. Даже княжеские титулы наследовали сыновья местных правителей, рожденные наложницами. Например, великий князь Владимир Святославич был сыном рабыни Малуши, и это никак не помешало ему в 978 году занять Киевский престол. А князем Галицким в 1187 году стал Олег Ярославич, матерью которого была наложница Настасья.

Однако постепенно, под влиянием христианской морали, отношение общества к незаконнорожденным детям начало меняться в отрицательную сторону. Уже в первом сборнике правовых норм «Русская правда», который датирован XI веком, содержится положение, что дети свободного человека, рожденные рабыней, не могут претендовать на наследство отца, они лишь вместе с матерью должны получить волю.

Ещё одна исследовательница, обратившая пристальное внимание на данную проблему, Ирина Войнилова считает, что изначально негативное отношение к внебрачным детям не было свойственно русским людям. Об этом она пишет в статье «Правовая сущность категории «незаконнорожденное лицо» в истории права России», которая опубликована сборнике материалов XV Международной научно-практической конференции «Законность и правопорядок в современном обществе» (Новосибирск, 2013 г.).

По мнению И.Г. Войниловой, сам термин «незаконнорожденное лицо» был позаимствован византийцами из римского права, вместе с распространением христианства термин перешёл сначала в церковное законодательство Руси, а затем и в светские нормативные акты.

Влияние христианской морали в обществе

Буквально за два-три века господства православной веры на Руси ситуация резко изменилась. Церковным деятелям удалось убедить население, что сексуальные отношения допустимы лишь между супругами, обвенчанными по всем правилам. А дети, появившиеся на свет вне брака, являются результатом греха, и на них не распространяется божественное благословение. Поэтому таких ребятишек и их матерей-прелюбодеек на Руси стали открыто притеснять, лишая всяких прав. Малышам от рождения давали непристойные, позорные клички, а согрешивших дочерей родители часто выгоняли из дома. Так общество вынуждало молодых женщин заниматься проституцией, поскольку других источников пропитания у них уже не было.

Соборное уложение 1649 года – официальный государственный документ – прямо называет незаконнорожденных детей «выблядками». Это слово и в те времена, и сегодня одинаково оскорбительно, ведь за его необоснованное употребление с жителей Руси взимался солидный штраф.

Правовое положение незаконнорожденных детей было таким, что порой даже о их выживании никто не заботился. Об этом известный специалист в области биоэтики, доктор медицинских наук Галина Микиртичан написала в своей статье «Отношение к детям, их праву на жизнь и развитие в России (X – начало XVIII века)», которая вышла в журнале «Педиатр» (том 5, № 1 за 2014 г.).

«Внебрачные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей, нищенствующие входили в группу риска по отношению к их праву на жизнь. Существовало резкое отличие в правовом статусе ребёнка, рожденного в браке и вне брака, понятие незаконнорожденности несло на себе печать позора», – отметила Г.Л. Микиртичан.

И всё же, нельзя упрекать всех представителей православной церкви в жестокости по отношению к детям, несмотря на то, что внебрачных малышей некоторые батюшки иногда даже отказывались крестить. Цель православных деятелей была благой: они надеялись, что девушки увидят, какому позору и осмеянию подвергаются незаконнорожденные, и это остановит молодых красавиц от прелюбодеяния. А сам факт материнства церковь поддерживала, но считала главным, чтобы ребёнок родился в освященном брачном союзе.

Зазорные клички

Разумеется, по мнению христианских деятелей, ни один незаконнорожденный ребёнок не должен был иметь возможности скрыть свое позорное происхождение, поэтому в церковно-приходских метрических книгах рядом с именами таких малышей обязательно записывались унизительные клички, заменявшие фамилии их родителей. Некоторые из таких оскорбительных слов, которыми «награждались» дети, появившиеся на свет вне брака, перечислила в своей вышеупомянутой статье И.Г. Войнилова.

«В народе сформировалось отрицательное отношение к незаконнорожденным детям, выразившееся в их названии – «выблядки», «выгонки», «выпоротки», «половинкины-сыны», «сколотные», «семибатьковичи», «ублюдени», «гулевые», «зазорные», «пригульные», что подчеркивало перенесение вины родителей за незаконное сожительство и рождение на детей, а также бытовое, негативное представление о данных лицах», – написала исследовательница.

Древнерусская былина повествует о том, что Илья Муромец побывал в степях, прижил там с местной женщиной-богатыршей сына и возвратился на Русь. Выросшего без отца юношу мать называла Сокольником, а сверстники дразнили «сколотным».   (28 Пропп В. Я. Русский героический эпос, с. 251.)

Сокольник (сколотный) едет на Русь мстить отцу Илье Муромцу за покинутую мать. Происходит бой Сокольника с отцом, не знающим, что степной богатырь – его сын.

Тысячелетний ход истории Руси на юге, где жили некогда памятные летописцам скифы («Великая Скифь»). Кочевникам-скифам противопоставлены жители лесостепного Среднего Поднепровья — земледельцы, вывозящие хлеб в Ольвию, язычники, празднующие ежегодно весной праздник священного плуга, подаренного людям богом неба. По отношению к этим «скифам-пахарям», «днепровцам-борисфенитам» Геродот делает драгоценное примечание, говоря о том, что греки их ошибочно причисляют к скифам, однако у них есть самоназвание — «сколоты». Три царства сколотов на Среднем Днепре и в соседней лесостепи это славяне, все они живут в границах древней славянской прародины. Любор Недерле считал «скифов-пахарей», живущих на Борисфене (Днепре), несомненно, славянами.

В церковно-приходских метрических книгах внебрачных малышей записывали под такими обидными фамилиями как Байстрюк, Бастрюков, Беспуток, Безбатьковщина, Выблюнок, Выгунок, Выстирок, Выплыш, Закрапивник, Зауголок, Замарыш, Капустник, Курвач, Курвёнок, Марыш,  Нагульнов, Нечаев, Нежданов, Подзаборник, Половинкин — все эти фамилии для аристократической среды редкие.

Иногда священник мог дать ребёнку в назидание какую-нибудь фамилию с негативной окраской. Например, Безбожный, Грешной, Иродов, Иудин, Иезавелин…

Если женщине с ребёнком, рожденным вне брака, всёже удавалось выйти замуж, и её чадо росло под опекой отчима, то таких мальчиков и девочек обычно называли «половинкины», тоо есть, в семье они являлись родными лишь наполовину. Этим детям могли дать фамилии с указанием на имя матери: Полумашин, Полунастаськин, Полуверин, Полуматренин и т.п. Фамилии, образованные от женского имени часто означают безотцовщину.

Иногда в церковно-приходской книге записывали фамилию приёмного или крестного отца с приставкой «полу-». Вот почему достаточно часто в современной России встречаются Полупьяновы, Полустроевы, Полугостевы, Полукаровы, Полупановы…

Когда нравы смягчились, в Российской империи незаконнорожденным детям начали давать фамилии, основанные только на материнском имени. Так появились Татьянины, Анютины, Матренкины, Феклушины, Домнины …. Но некий оттенок безотцовщины, свойственный таким фамилиям, заставлял многих людей скрывать своё происхождение. Не случайно дед Владимира Ленина – Николай Васильевич Ульянин, перебравшись из Нижегородской губернии в Астрахань, слегка изменил свою фамилию, образованную от женского имени Ульяна, и стал Ульяновым.

Какие фамилии давали аристократы своим незаконнорождённым детям?

Фамилии детей русских аристократов и членов императорской фамилии иногда образовывались усечением фамилии отца или же от названия географического места рождения и времени. Часто ребёнок получал фамилию нового мужа матери (отчима) или приёмного или крёстного отца, иногда фамилия или отчество образовывались от личного имени родного или крёстного отца.

Фамилия отца для незаконнорождённого ребёнка была под запретом, поэтому они часто получали в качестве фамилий усеченные или измененные варианты родовых имён и фамилий отца-дворянина. Например, сын Голицына записывался как Лицын, сын Трубецкого – как Бецкой, сын Репнина – как Пнин, сын Долгорукого – как Рукин.

Александров, Павел Константинович — сын великого князя Константина Павловича; фамилия в честь крестного отца, его брата императора Александра
Алексеевы — «воспитанницы» Г. Г. Орлова
Андреевские — дети Андрея Карамзина
Андро Ф. А. — сын Александра Ланжерона
Агин от Елагин
Бецкой, И. И. — сын И. Ю. Трубецкого
Ладомирские: Василий и другие — дети И. Н. Римского-Корсакова и Е. П. Строгановой: от Лады (славянского божества любви).
Июнева, Н. М. — дочь великого князя Михаила Павловича, была подкинута в июне.

Константинов, К. И. и Константинова, Констанция Ивановна — дети великого князя Константина Павловича
Львовы-Левицкие — дети Льва Яковлева
Лицын, де Лицын — дети А. М. Голицына
Ловин, Федор — «воспитанник» графа Головина
Луначарский — от фамилии Чарналуский

Никитины — внебрачные дети Никиты Всеволожского и балерины Авдотьи Овошниковой.
Николаевы— дети великого князя Николая Николаевича
Остенек, Востоков — барон фон Остен-Сакен дал своему сыну фамилию Остенек. Он же позже русифицировал её через перевод (osten — «восток») в «Востоков», а её обладатель стал филологом А. Х. Востоковым
Пасхин, А. А. — сын императора Николая1 и Нелидовай В.А., подброшен на Пасху.
Пнин сын Н.В. Репнина
Подчасский И. И. — сын графа Л. К. Разумовского; родился на диване «под часами».

Платонов В. П. — внебрачный сын светлейшего князя Платона Зубова.
Римдалв — анаграмма имени отца, В. М. Волконского
Ронцовы (Ранцовы) — дети Р. И. Воронцова
Ропет, И. П. — от фамилии Петров
Рукины — дети А. А. Долгорукова и купчихи Мырновой.
Реметевы — дети графа П. Б. Шереметева
Сабир, Иосиф Иосифович — внебрачный сын Иосифа де Рибаса
Тёмкин от Потёмкин
Умов от Наумов
Умский от Разумовский
Умянцев от Румянцев
Цынский Л. М. — сын актрисы Ветрецынской

Незаконнорожденным детям аристократов, всё же, жилось несравненно легче, чем ребятишкам из простонародья, «рождённым во грехе». Детей аристократов, рождённых вне брака, обычно не называли зазорными выблядками, а именовали, как в странах западной Европы, бастардами (исп. bastardo, от ст.франц. «ублюдок») или более деликатно – воспитанниками. Часто заботливые отцы-дворяне обеспечивали своим чадам, рожденным горничными или гувернантками, приличное образование.

И всё же, некий оттенок греховности происхождения преследовал таких людей всю жизнь. Начиная от насмешек исплетен дворни и благочестивых старушек и заканчивая серьезными правовыми и имущественными ограничениями. Незаконнорожденный сын не мог унаследовать родовое поместье, особенно если у его отца имелись дети от официальной супруги. Внебрачных дочерей не считали подходящими невестами. Бастарда никогда не приняли бы в ряды священнослужителей.

Известны случаи также фиктивного приписывания ребёнка к вымершему дворянскому роду с получением его фамилии и герба (например, С. А. Соболевский).

Захарьина — внебрачная дочь Александра Яковлева, из потомков бояр Захарьиных.
Гомбургцевы — подкидыши из Московского Воспитательного дома, воспитывавшиеся на пожертвования принцессы А. И. Гессен-Гомбургской.
Красинский, В. А. — сын Кшесинской, якобы потомка рода Красинских
Мусина-Юрьева — внебрачная дочь императора Павла Петровича. «Юрьевы» — одно из прозваний бояр Романовых-Захарьиных
Палей — незаконнорождённые дети Павла Александровича от Ольги Карнович (украинский род Палій, известный в истории Запорожской Сечи, находился в родстве с Карновичами).
Соломирскиие — дети Дмитрия Татищева Павел и Владимир. Им была определена фамилия, которую, как предполагалось, носили удельные князья Соломерецкие — предки Татищевых.
Шереметьевские — подкидыши из Воспитательного дома, выращенные на средства графа Шереметьева.
Юрьевские — внебрачные дети Александра II от Екатерины Долгоруковой и их потомки

По дворянским титулам

Великий, С. А. — сын великого князя Павла Петровича (царя Павла I)
Князевы — внебрачные дети великого князя Константина Николаевича.
Чесменский, А. А. — сын А. Г. Орлова-Чесменского

Географические фамилии, по названию места рождения

Белёвские-Жуковские: Алексей — потомство великого князя Алексея Александровича и А. В. Жуковской, дочери поэта Жуковского (по городу Белёв, который был родиной поэта).
Бобринские: Бобринский, А. Г. — сын Григория Орлова и Екатерины II (по имению Бобрики)
Волынские — дети великого князя Николая Константиновича (по его любимому полку).
Вревские — дети А. Б. Куракина (от вотчины Врев)
Даргомыжские — дети Василия Алексевича Ладыженского (от деревни Даргомыж)
Истровы — дети Н. П. Шереметева и его бывшей крепостной Е. С. Казаковой.
Колыванова, Е. А. — дочь князя Вяземского, по месту рождения (от города Колывань)

Лукаш, Н. Е.— внебрачный сын Александра I и Софьи Мещерской (по имению Лукаши).
Парижская, Мария Александровна —  дочь Александра I и француженки мадмуазель Жорж
Перовские — дети А. К. Разумовского (от вотчины Перово)
Рузские — от внебрачного сына дворянина Лермонтова (родившегося в Рузе).
Сердобины — от внебрачного сына князя А. Б. Куракина (от Сердобского уезда, в котором находились имения князя).
Терские — внебрачные дети И. А. Вревского

Почему русские женщины называют своих мужей Зая и зайчик?
Сакральный смысл бороды

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*