Вторник , 23 Июль 2019
Домой / Древнерусские обычаи и верования / День Семьи, Любви и Верности — 8 июля

День Семьи, Любви и Верности — 8 июля

8 июня — День памяти Святого благоверного князя Муромского Петра (в иночестве Давида) и и княгини Февронии, во Святом крещении Евфросиния, как образец православной семьи, проживших жизнь праведную в любви и семейном счастье и умершим в один день в 1228 году, и похоронены в одном гробе, согласно их завещанию.

История муромского князя Петра и Февроньи.

В 1203 году на Муромский престол вступил Благоверный князь Пётр, второй сын Муромского князя Юрия Владимировича. Говорят, что князь Пётр заболел проказой и никто не мог его излечить. Во сне ему открылось, что излечить его может дочь крестьянина бортника, добывавшего дикий мёд, Феврония, из деревне Ласковой в Рязанской земле.

Благочестивая и добрая девушка Феврония была умна и красива, знала свойства лечебных трав и умела лечить людей. Князь пообещал жениться на ней, если она исцелит его. Феврония исцелила князя и вышла за него замуж, но бояре не захотели иметь княгиню, простолюдинку и князь отрёкся от княжеского престола, сел в лодку с Февроньей и уплыл по Оке. Они жили простолюдинами и радовались, что вместе и Бог помогал им.

В Муроме началась смута и борьба за власть и княжеский престол, начались убийства. Опомнились бояре, собрали совет и решили позвать князя Петра обратно в Муром. Князь и княгиня вернулись, и Феврония заслужила любовь горожан. Святые супруги Петр и Феврония были образцом супружеской любви и верности, жили долго и счастливо и умерли в один день 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года.

 История любви этой семейной пары «предоброй и пречистой двоицы «трогательна и романтична, и может послужить примером молодым людям, создающим свою семью.

30

В жизни своей они были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе, символом которого стало обручальное кольцо и белая голубка. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка.

Супружеский союз этой пары, жившей в XIII веке в городе Муроме, считается образцом христианского брака.

8-июля-пётр и фев

 В 1547 году они были канонизированы Русской православной церковью и до 1917 года день Петра и Февронии — 8 июля широко отмечался как день семьи и любви – этот день считается счастливым для заключения брака. Все православные христиане почитают память святых Петра и Февронии, как покровителей семейного счастья, любви и верности. 

 «Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания над ним обладать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью — только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась…»
Митрополит Антоний Сурожский

8 июля — день Петра и Февроньи — День Семьи, Любви и Верности.

А.С. Фаминцын в книге «Божества древних славян.» (гл. IV. Система славянской мифологии. 3. Олицетворения солнца у восточных славян. Купало — бог плодов земных.) пишет: « Аполлон Соранский сочетается с Феронией – Геруньей – Яруньей, относящейся к Ерылу (Ярилу – Яруну), как Лада к Ладу, как Купала и Марена – к Купалу.

О точном, многостороннем совпадении Феронии с Ладой – Купалой, я имею в виду только определение значения и характера солнечного бога Ярила – Лада – Купала. Связь Феронии – Еруньи с Ярилом – Ерилом (Erilus, Herilus) выражается в том, что, по древнему преданию, сообщенному Вергилием, Ерил был сыном Феронии.

Святилище на горе Соракта в Италии

В южной части Этрурии, на живописной горе, носившей название Soracte, ныне Monte di San-Silvestro, другая гора того же имени называлась Sauracte, отправлялся культ Аполлона Соранского (Apollo Soranus). Связь между словом Soracte или Sauracte с латинским Sol или Saul, готическим Savil, литовским Saule, признана филологами, которые производят все эти слова от санскритского: svar —  светить, блестеть.

Имя горы Соракте (Соратте, Савракте, Сваракте) происходит от однозначного со словом vark слова svar = блестеть, СВЕРкать. От того же корня свар или савр происходит русское слово саврасый = светло-гнедой, рыже-чалый.

Окончание имени  Saur+acte может быть приравнено к славянскому окончанию -аг или -ог: Свараг или Сварог. Ретрский солнечный бог у Титмара и Брунона называется Сваражичем, русский бог огня – Сварожичем.

Гора Соракте упомянута Горацием (Horace): «vides ut alta stet nive candidum Soracte?» (Carm. i. 9) «Вы видели, как сияет гора Соракта белым снегом?»

Вот что пишет о Сорактском святилище Аполлон Соранского Страбон:

«У подножья горы Соракты лежит город Ферония, носящий название местной, высоко почитаемой окрестными жителями, богини; в посвященной ей роще отправляется священнодействие; вдохновленные богиней шествуют невредимо босыми ногами по кучам пылающих огней и пепла, и сюда стекаются многочисленные толпы народа, как ради этого ежегодного народного торжества, так и ради упомянутого зрелища». [Strabo. V, 226].

Праздник народов сабинского племени у подножья горы Соракты  (Сварогова гора — ср. Saurachberg, Saureggen, Soroga) происходил в честь солнечного бога Аполлона, это подтверждает и Плиний:

«Недалеко от Рима, – пишет он, – в области фалискв, проживают несколько семейств, носящих название гирпинов. Они, во время ежегодного жертвоприношения в честь Аполлона на горе Соракте, ходят, не обжигаясь, по зажжённым кострам».

Эти древние свидетельства о почитании возжжением костров и прочими обрядами Аполлона Соранского и сочетавшейся с ним богини Феронии, совпадают со свидетельствами о нашем Купальском торжестве, что непосредственно за Ивановым днём— 24 июня (25 июня, по новому стилю — 8 июля)

«Высший из богов, – восклицает Аррунс в Энеиде, – Аполлон, страж священной Соракты,ты, которого мы прежде всех призываем, которому возжигаем костры из соснового дерева, ради которого твердо ступаем через огонь, по пылающим угольям». [Virglllus. Aen. XI, 785 и сл.]. На праздник в честь Аполлона Соранского, к горе Соракт, по свидетельству Страбона, стекались массы народа. [Strabo. V, 226].

Зажигание костров в честь Аполлона Соранского, хождение по кострам или скакание через огни костров ещё более сближает культ названного бога с культом божества солнца — славянского Сварожича, в честь которого во время высшего солнцестояния почти повсеместно в Европе, в том числе и в большинстве славянских земель, возжигали и во многих местах до сего времени ещё возжигают костры, при соблюдении известных, унаследованных из глубокой древности обрядов, к которым прежде всего принадлежит обычай скакать через огни костров и проводить через них скот, с целью предохранения и людей, и скота от болезней и вообще вредного влияния злых демонов.

Как на горе Соракте соединилось в одно торжество чествование Аполлона Соранского и Феронии, так и во всех главнейших солнечных празднествах славян повсеместно чествуются одновременно и солнце, и вода, как физические явления, а равно и в лице божественных их представителей.

Почему русская баня пугала чужеземцев?
Народный праздник Ивана Купала

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*