Вторник , 19 Март 2024
Домой / Язык – душа народа / Азбука детям в память о войне 1812 года

Азбука детям в память о войне 1812 года

Особую ценность для искусствоведов представляют азбуки, созданные прославленными русскими художниками. Великолепным подарком русским детям стала азбука Ивана Теребенёва, созданная в память о войне 1812 года с карикатурами наполеоновских солдат.

В январе 1815 года в петербургской книжной лавке книготорговца, издателя и типографа В.А. Плавильщикова (1768-1823) появилась новинка — разрезная азбука «Подарокъ дѣтямъ въ память 1812-го. года». Азбука представляла собой уменьшенные копии известных карикатур на Наполеона и его армию, созданных в 1812 — 1814 годах. Азбука содержала тридцать четыре  гравированные офортом на меди и раскрашенные от руки акварелью карточки-картинки, по числу букв русской азбука. Картинки с карикатурами были заключены в картонный футляр-титул с виньетками и датой цензурного разрешения: «Печатать позволено. С. Петерб.: 1814-го года Декабря 30-го дня. Цензор Статский Советник и Кавалер И. Тимковский». За исключением двух сюжетов, взятых у художников А.Г. Венецианова и И.А. Иванова, «Подарок детям» составили графические работы скульптора и художника Ивана Ивановича Теребенёва (1780-1815), поэтому за новым изданием прочно закрепилось название «Азбука Теребенёва».

«Азбука» состояла из 34 карикатур, выполненных технике офорта и раскрашенных акварелью. Все изображения были гравированы на трёх больших досках и впоследствии разрезаны. Каждый лист содержал двустишие, начинавшееся или заканчивающееся на определенную букву алфавита. Оригиналами для «азбуки» послужили гравюры на события войны 1812 года И.И. Теребенева, А.Г. Венецианова, И.А. Иванова; автором гравюр азбуки и стихотворных посвящений стал иван Теребенёв. Полные экземпляры Азбуки первого издания чрезвычайно редки.

«Я подписавшийся отдаю добровольно в воспитательное при Императорской Академии Художеств училище, на основании академического устава, сына моего Ивана с тем, что до истечения предписанных в уставе урочных лет обратно, инеже на время, для каких бы то причин требовать не буду». — писал 2 июня 1785 года малоизвестный художник и скульптор Иван Теребенёв, помещая своего шестилетнего сына в Академию Художеств.

В 1800 году одаренный блестящими способностями юноша закончил Петербургскую Академию художеств по классу скульптуры с аттестатом Первой степени, и золотой медалью за лепку барельефов и тремя серебряными медалями за лепку с натуры и композицию. Вместе с ним из академии были выпущены будущие известные гравёры С.Ф. Галактионов, Н.И. Уткин и А.Г. Ухтомский, скульптор В.И. Демут-Малиновский.

Иван Теребенёв был оставлен при Академии Художеств, как пансионер, что сулило ему путешествие за границу за казенный счёт для совершенствования художественного мастерства, и в перспективе обеспечивало ему профессорское место. Казалось бы отечественное искусство должно было обогатиться произведениями нового талантливого скульптора, но этим ожиданиям и надеждам не суждено было сбыться. Отличаясь крайне независимым характером, Теребенёв отказался от предложения стать пенсионером Академии художеств и предпочёл не обеспеченную, но свободную творческую жизнь. В течение двух лет (1805-1807) он преподавал рисование водной из гимназий Твери, затем снова вернулся в Петербург, чтобы иметь возможность заниматься скульптурой. Одним из самых значительных его произведений явились горельефы и барельефы на фронтонах и фризах Адмиралтейства.

Слава и громкое имя ожидали Ивана Теребенёва на поприще художественной сатиры на французов в Отечественной войне 1812 года. Ко времени возвращения Теребенёва в столицу относится начало его увлечения карикатурой. В русском искусстве карикатура занимала тогда немаловажное место.  В этом жанре работали А.О. Орловский, И.А. Иванов, А.Г. Ухтомский, А.Е. Егоров. В 1808 году художник А.Г. Венецианов издавал в Петербурге «Журнал карикатур», впрочем, запрещённый после нескольких номеров.

С началом Отечественной войны 1812 года широкое распространение получила политическая карикатура, высмеивавшая французов и их императора и побуждавшая к всенародному сопротивлению оккупантам. Традиция народного лубка, развивавшаяся в подобных графических памфлетах, позволяет называть их «народными картинками», а оперативность карикатурных откликов на те или иные события закрепила за ними определение «летучие листы». Основным источником сюжетов для них служил еженедельный журнал «Сын Отечества», где печатались военные сводки и сообщения о военных событиях, патриотические воззвания, рассказы о подвигах русских солдат и гражданского населения. Всего за годы войны разными художниками было создано почти двести подобных карикатур; около сорока из них подготовил художник Иван Теребенёв.

Вторжение Наполеона в Россию поставило перед русским обществом огромные проблемы. В ходе первых боёв становилось ясно, что отстоять независимость русского государства невозможно одними военными силами, борьбой армий, но необходимо было противостоять и информационной войне. Для сдерживания натиска наполеоновских войск необходимы были усилия всех слоёв общества, самоотверженное участие в войне не только солдат и офицеров русской армии, но и всего народа России. С самого начала вторжения в Россию армии Наполеона война против французов стала всенародной. Идея всенародной войны тесно связана с именем главнокомандующего русской армией талантливого полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Походная типография, основанная при штабе Кутузова в первые месяцы войны,  популяризировала идею народного характера войны. Эта идея была подхвачена передовой журнальной и газетной публицистикой. Быстро и оперативно откликнулись на события войны русские художники, сумев найти форму одновременно и очень выразительную, и понятную самым широким слоям общества. Такой формой стала политическая «карикатура 1812 года»,  или как их называли в народе «летучие листы». Создателями этих «летучих листов» были самые разные художники, профессионалы и любители. В целом было создано около 200 карикатур. Далеко не все из них были подписными, сегодня уже трудно установить имена их создателей. Однако авторы лучших «летучих листов» хорошо известны. Это живописец Алексей Гаврилович Венецианов, график Иван Алексеевич Иванов и, пожалуй, самый известный и деятельный из авторов «летучих листов» русский скульптор и график Иван Иванович Теребёнев (1780—1815 г.г.).

В июне 1813 года в петербургской книжной лавке И. Глазунова продавалась «Коллекция карикатур, состоящая из 25 картинок разного содержания, гравированных Иваном Теребенёвым и другими художниками и раскрашенных».

В азбуку «Подарок детям» , созданную Иваном Теребенёвым вошли его самые интересные и исторически значимые карикатуры, представлявшие бегство наполеоновской армии из Москвы, бесславное возвращение Наполеона в Париж, картинки стремительных в боевых действий русских казаков, простых крестьян, принимавших активное участие в партизанской войне против французских оккупантов.

Маленькие карточки «Азбуки» раскрывали перед глазами ребёнка картину только что миновавшей войны с Наполеоновской армией. Из картинок азбуки дети узнавали о мужестве и находчивости простых русских людей, видел разгром французской армии ещё недавно победоносно прошедшей по всей Европе, видел и трусость, мародёрство, постыдное бегство наполеоновских солдат, учился презирать захватчиков, посягнувших на независимость России. Отличаясь от работ других авторов лаконичностью сюжета и сатирической заострённостью, летучие листы Теребенёва пользовались необыкновенной популярностью. Они воспроизводились на страницах периодических изданий, их можно было купить отдельными оттисками и тематическими подборками.

Каждую картинку в азбуке сопровождал краткий текст, сочинённый самим Иваном Теребенёвым. Известно, что интерес к поэзии и сочинительству у художника Теребенёва проявился ещё в юности, а в феврале 1803 года он был принят в члены Вольного общества любителей словесности, наук и художеств «по части художеств», а в мае 1803 года — «по литературной части».

Из картинок «Азбуки» дети узнавали о многочисленных примерах героизма и самоотверженности: о старике, притворившемся глухим, чтобы не выдать французам, где скрываются его односельчане, укрывшиеся от врага в лесу (буква «А»), о старостихе Василисе, которая, командуя своим крестьянским войском, вооружённая лишь косой, брала в плен французов (буква «И-I»). Особенно трогателен эпизод, запечатленный на листе с буквой «О». Он напоминает о том, что и в жестоких испытаниях войны русские люди не забывали о доброте и человечности — Возле палатки у котла с пищей двое русских солдат кормят трёх французов. Один из них уже ест, другой тянется за куском, третий благодарно целует в плечо русского солдата. Под листом полная достоинства надпись: «Один лишь Росс в врагах чтит кристианску кровь. Сколь месть его страшна, столь искренна любовь».

Один из самых известных сюжетов азбуки — «Русский Сцевола», где изображён крестьянин, готовящийся отсечь себе руку с поставленным французами клеймом «N» — «Наполеон». Под картинкой расположен текст: «Как чёрному царю на Руси не царить, Так имя на руке его мне не носить». Карикатура Теребенёва в данном случае иллюстрировала небольшую заметку, опубликованную в журнале «Сын Отечества»:

«В армии Наполеона, как у нас на конских заводах, клеймят солдат, волею или неволею вступающих в его службу. Следуя сему обыкновению, французы наложили клеймо на руку одного крестьянина, попавшего к ним в руки. С удивлением спросил он, для чего его клеймили. Ему отвечали: «Это знак вступления в службу Наполеона». Крестьянин схватил из-за пояса топор и отсёк себе клеймёную руку. Нужно ли сказывать, что сей легендарный римский герой, юноша-патриций Муций Сцевола был русский… Одна мысль служить орудием Наполеону или принадлежать к числу преступных исполнителей воли тирана подвигла его к сему геройскому поступку».

Хотя издатели журнала «Сын Отечества» утверждали, что подобное происшествие действительно имело место, современные исследователи считают, что приведённая история — не что иное, как один из агитационных текстов, целенаправленно публиковавшихся русскими изданиями в рамках  пропагандистской кампании против Наполеона. Во французской армии не было обычая клеймить своих солдат, слишком очевиден классический источник сюжета — история Муция Сцеволы, пожертвовавшего рукой для доказательства неустрашимости римлян и тем самым спасшего родной город.

Из журнала «Сын Отечества»Теребенёв позаимствовал и другой сюжет для своей карикатуры — «Французский вороний суп»:

«Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту стрелять ворон. И не могли нахвалиться своим soupe aux cor-beaux (вороньим супом). Теперь можно дать отставку старинной русской пословице: «Попал как кур во щи«, а лучше говорить: «Попал как ворона во французский суп»».

Оккупационная армия Наполеона несомненно бедствовала в сожжённой и опустевшей Москве, и отступающая по старой Смоленской дороге вдоль сожжённых и опустевших сёл, лишённая продовольственных обозов армия Наполеона, несомненно, голодала и солдаты были готовы есть всё, что поймают или подстрелят — ворон, голубей, зайцев.

«Подарок детям в память о войне 1812 года» поступил в продажу через несколько дней после смерти Теребенёва, скончавшегося от простуды 16 января 1815 года в возрасте тридцати пяти лет. Известный поэт А.Е. Измайлов написал о нём тогда:

«Его остроумные и единственные у нас в своём роде произведения дойдут, без сомнения, до потомков наших вместе с незабвенными происшествиями последней войны с Наполеоном».

Не смотря на то. что из-под резца скульптора и гравёра Ивана Теребенёва выходили прекрасные скульптуры и барельефы, в народной памяти художник остался, прежде всего, художником-карикатуристом, автором картинок к знаменитой детской азбуки, вошедшей в историю русской культуры с его именем. Издание «азбуки Теребенёва» напоминает о первом плодотворном опыте русской политической сатиры, вызванном к жизни «грозой двенадцатого года».

Языческий символ трикветр
Англосаксонское завоевание Британии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*