Воскресенье , 3 Ноябрь 2024
Домой / Русский след в мире / Живописное искусство Константина Маковского

Живописное искусство Константина Маковского

В известном дореволюционном журнале «Нива» (№2, 1911 год), в статье по случаю пятидесятилетия художественной деятельности Константина Маковского, известного художника назвали «последний из могикан великого поколения» — так современники оценивали его творческий путь. Выдержки из этой статьи журнала использовались более века тому назад ещё при жизни художника:

Имя Константина Маковского принадлежит к числу таких имён, которые как бы светятся собственным блеском. У нас было немного таких имен в среде художников даже тогда, когда русское живописное искусство переживало эпоху своего наивысшего расцвета. Теперь же Константин. Маковский остается одним из самых последних могикан великого поколения и, пережив Перова, Крамского и Верещагина и других своих знаменитых современников, продолжает и поддерживает славу русского искусства в его будничную эпоху.

Портрет Егора Маковского, отца художника, Константина Маковского, 1856.

Константин Егорович Маковский (1839 — 1915) родился в Москве. Его отец Егора Иванович — скромный чиновник московской дворцовой конторы, был искренним знатоком и любителем искусства… В семье Маковских было четверо детей, все они с раннего возраста учились рисовать под руководством отца. Свою любовь к изобразительному искусству отец передал и сыновьям, и деятельно развивал их врожденный талант Константина и Владимира, ставших известными художниками . Константина отец брал с собою каждое воскресенье на «художественную охоту» — на поиски редкостей у московских букинистов и старьевщиков и заставлял его всякий раз брать с собой альбом и по дороге зарисовывать все, что ни встречалось типичного и интересного…

Егор Маковский был одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества​, членом Московского художественного общества, коллекционером живописи​. Константин Маковский писал о нём:

«Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу».

Мать будущего портретиста, певица Любовь Молленгауэр преподавала в Московской консерватории​

В доме Маковских часто бывали известные художники того времени: Карл Брюллов​, Василий Тропинин​, Сергей Зарянко. Первыми художественными работами Константина Маковского стали копии гравюр. Любовь Молленгауэр занималась с детьми музыкой. Будущий художник умел играть на фортепиано и петь.

Отец Маковского основал «Школу живописи, ваяния и зодчества» и Константин стал одним из первых учеников этой школы. Когда Константину Маковскому было 12 лет, он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там он учился у Михаила Скотти, Сергея Зарянко и Аполлона Мокрицкого.

Именно «Школа живописи, ваяния и зодчества» впоследствии была преобразована в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в которой учились многие из великих русских живописцев. Образование шло так успешно, что работы 14-летнего художника стали появляться на выставках, а к семнадцати годам Константин получил все награды и медали, какие были установлены в училище .

В 1858 году Константин Маковский окончил училище и поступил в натурный класс Императорской Академии художеств​
в Санкт-Петербурге​.

Молодой Константин Маковский удивил и профессоров, и товарищей небывалым новшеством: стал писать этюды в натуральную величину. Уже тогда сказалось стремление К.Е. Маковского к громадным полотнам, к широкой и могучей распланировке сюжета.

К 1863 году Маковский вошел в список лучших студентов Академии художеств. Среди них ежегодно устраивали конкурс на большую золотую медаль. Выпускнику Академии, который получал эту награду, государство назначало денежное пособие и в течение шести лет оплачивало жизнь и работу в Италии​.

С первых лет учебы Константин Маковский участвовал в выставках с картинами на исторические и библейские темы: «Исцеление слепых»:

Некоторый неуспех постиг молодого художника, когда он конкурировал на малую золотую медаль. Ему отказали в медали не потому, что его картина «Исцеление слепых» была неудачна (наоборот, она была признана превосходною), но по его «крайней молодости»…

О картине  «Агенты Димитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова», представленной на выставке, писали:

Неудачен был и второй конкурс — и опять-таки по «посторонней причине»: из-за личного столкновения с ректором. И только в третий раз К.Е. Маковский добился своей цели и получил медаль за композицию«Смерть детей Бориса Годунова«.

Суд Париса

Шесть лет Константин Маковский учился в Италии. В это время появились работы художника на античные сюжеты, об этом писали в журнале «Нева»:

Праздничность с её яркими красками и ликующим колоритом, так близка кисти Константина Маковского и так неотделима от неё, что в иных из его произведений она вступает даже в некоторый компромисс с самою темою картины. Трагический сюжет картины «Смерть Петрония» почти тонет в ярком блеске окружающего пиршества.

Смерть Петрония

К сожалению, судьба картины «Смерть Петрония« не известна, её местонахождение не выяснено. В наличии есть только её чёрно-белая репродукция, по которой, конечно, «ликующий колорит» уж точно не оценить, но праздничная атмосфера во время трагедии явно присутствует, с этим сложно спорить.

Польский романист Генрик Сенкевич (1846–1916), дал описание легендарной смерти Петрония. В поэме Люций (Петроний) – это, прежде всего, аристократ, эпикуреец, с мужественным достоинством принимающий смерть. Люций (Петроний) устраивает роскошный пир на загородной вилле, пригласив туда помимо друзей и свою возлюбленную, красавицу Эвнику. В свой последний смертный час Петроний остаётся приверженцем своей философии наслаждений. Вот как передает Сенкевич заключительные моменты в жизни писателя, вскрывшего себе вены:

«По его знаку певцы затянули другую песнь Анакреонта, и кифары тихо сопровождали пенье, чтобы не заглушать слова. Петроний становился все бледнее и, когда умолкли последние звуки песни, еще раз обратился к своим гостям: – Друзья, признайтесь, что вместе с нами погибает…

Закончить он не смог – рука последним движением обняла Эвнику, потом голова откинулась на изголовье, и он скончался.

Однако гости, глядя на эти два мраморно-белые тела, подобные дивным статуям, поняли его мысль – да, с ними погибало то единственное, что ещё оставалось в их мире: Поэзия и Красота».

Поэзия

Маковский был одним из участников бунта четырнадцати, когда выпускники Академии отказались участвовать в конкурсе на заявленный сюжет, в результате которого возникнет впоследствии Товарищество передвижных художественных выставок или попросту передвижники.

Константин Маковский — «вдохновенный певец древнерусской и боярской эпох»

В 1880-х годах Маковский часто устраивал персональные выставки. Основной темой работ этого времени стали эпизоды из истории России. Художник изображал бояр XV—XVII веков, намеренно переодевал своих заказчиков в старинные костюмы. К этому периоду относятся картины «Боярыня у окна», «Боярышня», «Боярский свадебный пир».

Популярность Маковского обернулась тем, что «многие из его произведений переплыли океан и остались в руках американских любителей искусства, о чем, конечно, можно только пожалеть».


Известна история его картины «Боярский свадебный пир«, которую хотел приобрести Третьяков, но художник запросил за нее достаточно высокую цену даже для мецената — 20 тысяч рублей. Павел Михайлович Третьяков решил, что это слишком дорого, и отказался. В итоге картину «Боярский свадебный пир»  купил американский ювелир, коллекционер, заплативший за картину в три раза больше. Таким образом, картина «Боярский свадебный пир»  и оказалась в США, где находится и по сей день.

В 1880-х и 1890-годах Константин Маковский несколько раз бывал в США, там его картины хорошо продавались. Издатель Алексей Суворин вспоминал:

«За портрет ему заплатили 3000 долларов, угощали обедом. Верещагин, по его словам, не имел там успеха и продавал дешево. Айвазовский​ — тоже ничего не продал, остались картины на комиссию».

Увлечение художника русской историей отразилось и в других картинах Маковского: «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Поцелуйный обряд».

Критики отмечали в этих работах точность цветопередачи, внимание к деталям. Маковского называли «певцом древнерусской эпохи». Он прописывал даже мелкие детали на своих полотнах, элементы одежды и декора.

Под венец, К.Е. Маковский, 1890

На Всемирной выставке в 1889 году живописец получил золотую медаль за свои работы, а вскоре ему вручили кавалерский крест ордена Почётного Легиона — одну из главных наград Франции за особые заслуги.

«Маковский открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел её перед нами в бесчисленных картинах из древнерусской и боярской эпох. Он — вдохновенный певец эпохи, в которой так много своеобразной прелести и живой колоритности, позабытой и умершей, но воскрешенной талантливым художником. Маковский — поэт-историк, живой и вдохновенный комментатор Забелина и Соловьева. Одному его «Боярскому пиру» мы более обязаны русской стариной, чем десятками учебников». Журнал «Нива», 1911 год, №2

Из повседневной жизни русского боярина конца XVII века, К.Е. Маковский, 1868.

В журнале «Нивы» не могли обойти вниманием и сотрудничество с художником Константином Маковским — одним из его «старейших и деятельнейших сотрудников«. Любопытно, упоминание в журнале«Нива» о неких «художественных премиях-картинах, подготовленных издательством для своих подписчиков».

Под «премией для подписчиков» журнал «Нива» предлагали бесплатные (для подписчиков журнала) цветные литографии картин художника Маковского, которые были достаточно большие по размеру (60х80 см), и читатели журнала часто вставляли репродукции картин в рамки и вешали на стену.

В журнале перечисляются картины Маковского и было указано, что «они имеют воспитательное и художественное значение для провинциальной публики».

святочные гадания

Художник Константин Маковский, как русский человек, открыл красоту в древнерусской старине и воспроизвел её перед нами в бесчисленных картинах… Он — вдохновенный певец древнерусской эпохи, в которой было так много своеобразной прелести и живой колоритности, ныне позабытой и умершей, но воскрешенной талантливым художником.

В других его картинах в бесчисленных женских портретах, ослепительная колоритность и солнечность тонов и красок создают дивную гармонию, в которой чувствуется совершенство таланта. К.Е. Маковскому удалось постигнуть один из величайших секретов настоящего художественного творчества — секрет красоты, рождённой солнцем, которая пронизывает всю природу.

Русский писатель Иван Шмелёв в Крыму
Древнерусский город Колывань

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*