Среда , 24 Июль 2024
Домой / Русский след в мире / Винета — легендарный город Полабской Руси

Винета — легендарный город Полабской Руси

Винета — легендарный славянский город Полабской Руси, предположительно располагался на острове Волин в низовьях Одера. Славянское называние город Винета, германцы называли его Юмнета (нем. Jumneta), датчане — Юмна (дат. Jumne).

В исторических хрониках винитами (лат. winithi) называли живших там славян — вендов. Возможно, изначально в легендарной традиции упоминался «город венетов», или «город вендов» (лат. urbs venetorum), под которым Адам Бременский (1067) понимал Юмну,  Гельмольда Юмнету, или же Юлин (Волин), впервые упомянутый под 1140 годом Эббоном Михельсбергским в «Житии Оттона Бамбергского«, а также, возможно, Йомсборг скандинавских саг.

Сведения о Винете есть в значительном количестве мировых энциклопедий, в том числе в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, где указано, что Винета это «город вендов» (urbs venetorum), иначе известный как Юлин или Юмна.

«Винета (urbs venetorum, город вендов) — иначе называется Юлин или Юмна; в X и XI веке оживленный славянский город, находился на острове Воллине в устье Одера. Адам Бременский (1067) рассказывает о Винете как об одном из самых больших приморских городов балтийского прибрежья.
Недалеко от Винеты, на Серебряной горе (Silberberg), находилось укрепление скандинавских викингов Йомсбург. В 1184 г., в войне датского короля Кнуда VI с герцогом померанским Богуславом, Винета была сожжена и разрушена датчанами. Позже образовалось предание, что вследствие землетрясения город опустился в море, где будто бы можно видеть его развалины. Новейшие исследования (Вирхов и Фридель) не подтвердили этого и доказали, что Винета находилась на месте теперешнего города Воллина.» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907г.)  Ср. Грановский (Сочинения): «Юлин, Йомсбург и Винета».

Что такое Полабская Русь?

Это собирательное название земель от побережья Варяжского моря (Балтики) на севере до реки Лабы (теперь — Эльба) на юге, которые вплоть до конца X века были заселены славянскими племенами (лютиче/вильцы, ободриты/бодричи, редари, руаяне, ружане, вагры, поморяне и другие).

«Первые достоверные известия о славянах на Эльбе относятся лишь к VI и VII векам н. э. Археологи нашли  протославянские могилы в группе археологической культуры «полей погребений» лужицко-силезского типа, возникновение которых на Эльбе и Одере относится к концу II тысячелетия до н. э.» ( Любор Нидерле. Славянские древности. Глава XI. Продвижение западных славян к Эльбе, Заале и в западную Германию.)

Некоторые древние наименования Германии сходны либо даже тождественны со славянскими названиями. Сходство славянских и германских племенных наименований: слензы (Slęzy) с германским силинг (Siling), варнавы с германским варини (Varini), гаволяне с германским гельветоне (Helveones или Helvetones), руяне с германским ругии (Rugii), а также славянских географических названий: Крконоши (Κορκοντοί), Есеники (Άσκιβούργιον ορος), Лаба (Albis), Сала (Σάλας), Видава (Οόίαδουα), Морава (Marus), Хуба (Kamp, Κάμπον), Калиш (Καλισία).

Сегодня большая часть этих территорий относится к Германии, однако в топонимике рек и городов до сих пор  прослеживаются исконные корни славянских слов: Хемниц — Каменица, Лаузиц — Лужица, Цоссен — Сосны, Деммин — Дымин, Бранденбург — Бранибор. Сами же славянские названия сохраняются в том числе и в языке лужицких сербов — они единственный оставшийся «осколок» той самой славянской Полабской Руси.

В целом же славянские племена были вытеснены германскими, древняя вера уступила место новой религии, а главные города (Аркона, Кореница, Ретра, Винета, Щетин, Ругодив, Радигощ, Волегощ) за редкими исключениями канули в небытие, сохранившись лишь в описаниях современников — чаще всего это были католические хронисты, летописцы и каноники (Адам Бременский, Саксон Граммитик, Оттон Бамбергский и другие), которые описывали чуждые для них «языческие» города и храмы с известным пренебрежением, однако не без восхищения.

Лютичи.  Федерация славянских племён (983—1056)

Где находится Винета?

Попытки найти Винету предпринимались неоднократно, начиная с ХVI — ХVII веков, но до сих пор однозначного ответа на вопрос где находился город дать не удалось. Хоть местоположение города указано Адамом Бременским довольно точно в привязке к водным артериям и соседним городам — но, на сегодняшний день карта рек в регионе изменилась так, что даже исчезло четвертое русло Одера, на котором, возможно, и стояла Винета.

«За лютичами, которых иначе зовут вильцами, протекает Одер, самая полноводная река в земле славян. В её устье, там, где она впадает в Скифское озеро (!), расположен знаменитый город Юмна, весьма оживлённое местопребывание варваров и греков, живущих вокруг… От этого города коротким путём добираются до города Деммина, который расположен в устье реки Пены, где обитают руяне. А оттуда — до провинции Земландии, которой владеют пруссы. Путь этот проходят следующим образом: от Гамбурга или от реки Эльбы до города Юмны по суше добираются семь дней. Чтобы добраться до Юмны по морю, нужно сесть на корабль в Шлезвиге или Ольденбурге. От этого города 14 дней ходу под парусами до Острогарда Руси. Столица её — город Киев, соперник Константинопольской державы, прекраснейшее украшение Греции». (Адам Бременский, «Деяния архиепископов Гамбургской церкви», 1075 г.)

Имя “пруссы” – не самоназвание. Так пруссы себя никогда не называли. Самоназвания относились к родственным, дружественным племенным союзам, проживающих на своих Земляхсембы из Самбии (прусск. «Земля» Sambia — Samland — Zemland — Земландский полуостров), надровы — в Надравии (Nadrawa, Nadrāuwa в старо-прусском: na + dravis = дерево, т.е «на реке Драва«), любавы в Любавии, вармии в Вармии и т.д. по именам прусских родов.

Некоторые возможные местоположения города Винета

Последние открытия Клауса Гольдмана и Гюнтера Вермуша свидетельствуют в пользу того, что Винета лежит на дне Бартецкого залива под толстым слоем ила, неподалеку от маленького города Барт. В этой связи интересно, что название города Юмна — как оно дано у Адама Бременского происходит от «imne» («пчела»), что по смыслу близко к славянскому слову «бортничество» из которого могло получится и название Бартецкого залива и города Барт.

Гравюра с изображением города Барт, 1590 г.

Что пишут о городе Винета хронисты, историки?

Итак, Винета — Северная Венеция, Атлантида Балтики. Немецкие хронисты (Адам Бременский, Гельмонд из Босау) XI–XII века описывают её как крупнейший город северной Европы, отделанный мрамором, алебастром, цветными витражами и позолоченной черепицей, куда швартовались корабли со всего света:

«Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются. Из них первыми являются поморяне, поселения которых простираются вплоть до Одры… В устье Одры, где она впадает в Балтийское море, некогда находился знаменитейший город Юмнета, место, весьма часто посещаемое варварами и греками, живущими в его окрестностях. О величине этого города, про который ходит много, и при этом едва ли заслуживающих доверия, рассказов, следует сообщить кое-что, достойное того, чтобы оно было снова повторено. Это действительно был самый большой город из всех имевшихся в Европе городов, населенный славянами вперемешку с другими народами, греками и варварами. И саксы, приходя сюда, тоже получали право жить в нём, на том только условии, что, живя здесь, не будут слишком явно проявлять своей христианской религии. Потому что все жители этого города до самого его разрушения пребывали в языческом заблуждении. Впрочем, по нравам и гостеприимству — нельзя было найти ни одного народа, более достойного уважения и более радушного чем они. Этот город, богатый товарами различных народов, обладал всеми без исключения развлечениями и редкостями. Рассказывают, что один датский король, сопровождаемый огромным морским войском, разрушил этот богатейший город до основания. Памятники этого древнего города сохранились до сих пор.» (Гельмонд из Босау, „Славянская хроника“, 1170 г.).

Вот ещё свидетельство невероятного богатства города Винета:

Роскошные дома в нём были украшены окнами из цветного стекла. Колонны из белого мрамора и алебастра удерживали навесы над входами в жилище… Позолоченная черепица, отражала солнечный свет и до заката наполняла улицы жёлтым сиянием… Мужчины в Винете носили отороченные дорогим мехом мантии и береты с длинными перьями. Женщины были затянуты в бархат и шелка, тяжёлые золотые украшения с огромными драгоценными камнями обвивали их шеи. Девочки пряли на маленьких прялках золотым веретеном. Вино пили там из золотых кубков, а дыры в стенах затыкались хлебом“.

Возможно, рассказы о дырах, которые затыкались хлебом, и не соответствуют действительности, а скорее отражают то, что соседи относились к процветанию города с изрядной долей зависти. Тем не менее из таких отрывков складывается довольно яркая картина мощного торгового города Винета, которым управляли старейшины, самоуправление аналогично Венеции и ганзейским городам. Здесь даже известны были „денежные чеки“ — лоскуты, которые можно было в любой момент обменять на золото — они использовались в торговле наряду с привычными серебряными монетами.

Н.К Рерих. Старый король

Впоследствии Винета (Венета, Wineta, Wynneta) упоминается в десятках других германских хроник (вплоть до XVI века), описывающих историю данных земель: о ней пишут Августин из Старгарда, Эрнст фон Кирхберг, Иоганн Бугенхаген, Альберт Кранц, Томас Канцов… Николаус Маршалк („Анналы герулов и вандалов“, 1521 г.) указывает, что Венета существовала ещё во времена Клавдия Птолемея, то есть в I веке н. э.!

Михаил Дмитриевич Чулков — забытый ныне российский историк и фольклорист XVIII века также пишет в своём 7-томнике, посвященном российской коммерции, о Винете, и относит её основание (со ссылкой на Ломоносова) в период за несколько веков до Троянской войны, которая датируется 2 тыс. до н. э.:

При Варяжском море, ныне называемым Балтийским на Южном берегу жившие Славяне, по сказанию Клавдия Птоломея купечествовали дорогими Мехами и другими Товарами, получая мягкую Рухлядь из Сибири по описанию старинных Западных описателей, от Народов так называемых Белые Угры.

В доказательство бывшего там торгу, служит разоренный великий Город Славенский Виннета, от Венетов созданный и проимянованный.

О начале и построении сего Города в Истории и Летописцах наших, не обретаем никакого сведения, по причине может быть, весьма отдаленнейшей древности: в Истории же Господина Ломоносова значит, что сей купеческий Город и пристань, построен и населен был еще за многие века до разорения Трои, и между другими Славенскими селениями, оставил по себе с развалинами великую славу. Оный разорен был и в конечное запустение приведен Датчанами.

Единоплеменство же Вендов со Славянами доказано ещё за 1200 лет Иорнандом сими словами:
от начала реки Вислы к Северу, по безмерному пространству обитали многолюдные Венские Народы, которых имена, хотя для разных поколений и мест суть отменны; однако обще Славяне и Анты назывались“.
Птоломей так же полагает Вендов, около всего Венского по ним проимянованного залива, то есть Финского и Курляндского, о чём свидетельствует так же и Плиний.

…При устье (реки Одер), где в Варяжское море вливается, был некогда преславный Город Виннета, в котором многонародное пристанище Грекам и Варварам, около жившим было. Все Европейские городы превосходил величеством
(М. Д. Чулков, «Историческое описание российской коммерции“, 1781 г., том 1, книга 1).

Почему исчез город Винета?

В немецких летописях сказано, что Винета была сожжена и разрушена в 1184 году в период войны между датским королем Кнутом VI с герцогом Померании Богуславом. Одновременно с этим сообщением, почему-то укоренилось предание о том, что Винета именно ушла под воду в течение трёх дней, а мореходы ещё долго рассказывали предания о том, как где-то в северных морях им доводилось видеть торчащие из воды шпили легендарного города. Объединить эти версии позволяет предположение согласно которому датчане разрушили не сам город, а дамбы и шлюзы, которые защищали его от воды со стороны моря. То есть строители Винеты, возможно, были первыми в мире создателями таких реально действующих шлюзовых систем! — наподобие тех, которые сегодня позволяют существовать городам Голландии. Это вполне оправдано в данной местности и позволяет сделать пригодными для жизни и земледелия большие участки прибрежной болотистой земли, которые кроме того в обычных условиях постоянно подвержены наводнениям.

Всеволод Иванов. Следы былого

Доктор исторических наук Музея ранней истории в Берлине Клаус Гольдман рассказывает о том, что Винета очень часто упоминается в померанских сагах:

«В самом названии чувствуется славянское происхождение. Легенды гласят, будто раз в сто лет город всплывает на поверхность и спасти его сможет даже ребёнок, но родившийся в воскресенье (такие дети особенно угодны Богу), который войдёт в Винету и заплатит копейку. Однажды юноша, который пас овец, увидел чудесный город, только у него не было ни копейки».

Интересно, что Винета фигурирует в знаменитой книге Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Русская версия этой повести почти в 3 раза короче английской, а та, в свою очередь, раза в два короче шведской, та как ряд глав был исключен при переводе. Итак, главный герой мальчик Нильс в ночь накануне Пасхи оказывается в огромном волшебном городе, поднявшемся из воды. В одной из лавок купец просит у него монету, но карманы мальчика  совершенно пусты. Нильс вспомнил, что при входе в город видел медную монетку на пляже, которую тогда пнул ногой, не подняв… Город вновь ушёл под воду. Позже Нильс получил от ворона такое объяснение произошедшему с ним:

«Батаки, ворон, самый узнаваемый из всех птиц, однажды сказал мне, что на этом пляже был город Винета. Он был таким богатым и счастливым, что ни один город не был так прекрасен, но его жители, к сожалению, посвятили себя высокомерию и изобилию. Чтобы наказать это, говорит Батаки, город Винета был затоплен штормовым нагоном и утонул в море. Но его жители не могут умереть, и их город не будет разрушен. И однажды ночью каждые сто лет он во всей своей красе поднимается из моря и час лежит на поверхности земли».

Некоторые исследователи отождествляют Винету с известным славянским городом Полабской Руси — Волиным. Другие помещают её на остров Рюген, или полуостров Дарс, на южном побережье Балтийского моря в земле Мекленбург-Передняя Померания, третьи считают, что Винета — это то же что и скандинавский город Йомборг (Ямбург), известным по множеству древних саг — «Саге о йомсвикингах» и «Саге о Кнютлингах» и др.

Лев Толстой и Оптина пустынь
Международный военно-технический форум "Армия – 2023"

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*