
Мангазейский острог с посадом. Реконструкция по раскопкам М. И. Белова
Многие слышали о Мангазее — первом и чрезвычайно богатом русском городе в Заполярье. Уже в XV — XVI вв. русские мореходы из Архангельска, Мезени и Пустозерска открыли несколько морских ходов в Баренцевом и Карском морях.
В конце XV столетия русские поморы проложили Мангазейский морской ход, который вёл из Белого моря через Тазовскую губу Карского моря в богатую пушниной землю.
Мангазе́я — первый русский заполярный город XVII века в Сибири, опорный пункт Мангазейского морского хода.
Заполярный город Мангазея основан русскими колонистами в 1601 году, располагался на севере Западной Сибири, на реке Таз в месте впадения в неё реки Осетровки (Мангазейки), на территории севера современного Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Название города Мангазея, предположительно, происходит или от имени самодийского князя Маказея (Монгкаси), или от старинного названия реки Таз. По мнению историка Н. И. Никитина, топоним «Молгонзея» восходит к коми-зырянскому «молгон» — «крайний, конечный» — и обозначает «окраинный народ».
В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых на восточной стране и о языцех розных» конца XV — начала XVI века, встречающемся в рукописях с XVI по XVIII века и представляющем собой полуфантастическое описание девяти сибирских народов, живущих за «Югорской землёй», сообщается:
«На восточной стороне, за Югорскою землею, над морем, живут люди Самоеды, зовомые молгонзеи. Яд их — мясо оленье да рыба, да межи собою друг друга ядят…»
По мнению этнографа В. И. Васильева, «молгонзеями» в этом источнике называют современный самодийский народ энцы, по названию энецкого рода Монгкаси.

Карта Руссии, Московии и Тартарии- Энтони Дженкинсона, 1562 г.
В 1562 году английский дипломат и представитель Московской компании Энтони Дженкинсон опубликовал в Лондоне «Карту Руссии, Московии и Тартарии», на которой указал уже название местности «Молгомзея» («Molgomzaia»), расположенной на широте 65°. На этой широте побывал Пифей из Масалии, древнегреческого полиса, находившегося на месте нынешнего Марселя.
Великий путешественник и исследователь IV века до н. э. из Массали Пифей Массалиот всю свою жизнь был одержим космической тайной Севера — поисками Ultima Thule. Путешествие Пифея к самому северному пределу обитаемого мира — таинственной Туле. Пифей первым из эллинов наблюдал на острове Туле летние «белые ночи».
По мнению Г. А. Стратановского, Туле следует помещать на 66° СШ. А. Б. Дитмар полагал, что возможная широта Туле — 64° СШ. (Дитмар А. Б. Рубежи ойкумены. М., 1973. С. 57.) Г. Брош, интерпретируя сообщения о Туле, приведенные у античных авторов, высказал мнение, что широта острова Туле — 64-65° СШ.
По сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского (500 — 565 г.г.) (В. Goth., И, 15), большая часть Туле была пустынна, а в обитаемой жило 13 больших племён, каждое со своим царём. Они поклонялись многим богам и демонам неба, земли и моря, а также мелким божествам источников и рек. Больше всего почитался бог войны. Постоянно приносили жертвы, в том числе мёртвым и героям. Лучшей считалась жертва первого военнопленного. На острове Туле были горы и огромные леса, изобиловавшие разными животными. Прокопий сообщает о переселении на Туле эрулов, которые в его время после долгих скитаний прошли через землю данов, подошли к Океану и, сев на корабли, отправились на остров, где и остались.
Плиний Старший писал, что в одном дне пути от Туле находится «замерзшее море» (латин. mare concretum; кельт. Muir-croinn — «замерзшее море»), называют его Кроновым морем (a nonnulis Cronium appelatur. Plin. N. H., IV, 30) или Кронийским заливом (греч. Κρονιος κολπος; Геродот, 58, IV, 104). Римский философ-стоик, поэт Луций Сенека (4 до н.э. — 65 н.э.) о Туле:
«Пролетят века, и наступит срок,
Когда мира предел разомкнёт Океан,
Широко простор распахнётся земной,
И Тефия нам явит новый свет,
И не Туле тогда будет краем земли».
(Sen. Medea, 374-379).

город Новая Мангазея (современный Старотуруханск) с окрестностями конца XVII века из -Чертёжной книги Сибири- С. У. Ремезова (1701)
На карте Страленберга «Nova Descriptio Geographica Tattariae Magnae…» 1730 года обозначены и Старая и Новая Мангазея, а также залив Тазовской и Обской губы назван как «Море Мангазейское», обозначена Провинция Мангазея на территории плато Путорана — горный массив на северо-западе Среднесибирского плоскогорья.

Море Мангазейское
На картах XVIII века существуют две различные точки с названием Мангазея. «Imperium Russiae Magnae juxta recentisimas observationes» (1744) за авторством Seutter Matthaeus и «Карта для изъяснения к сочинению о положении Югорской земли» изображают Stara Mangasea и развалины Старой Мангазеи на реке Таз.
На глобусе Универсальных солнечных часов императрицы Елизаветы Петровны, созданном в Инструментальной палате Петербургской академии наук в 1745 году, Мангазея показана на левом берегу Енисея напротив устья Нижней Тунгуски в области Старотуруханска.
История Мангазеи

Путь поморов из Архангельска в Мангазею
XVI век и первое поселение поморов в Мангазее.
Ещё в XVI веке через ямальский волок поморы совершали свои походы в Обскую губу. Предположительно, ещё в конце XVI столетия на правом, более низком берегу судоходной тогда реки Лососёвой, позднее переименованной в Мангазейку, при впадении её в реку Таз, могла появиться их торговая фактория поморов их Архангельска.
Как постоянное поселение, Мангазея была основана по инициативе царской администрации — в качестве опорного пункта для продвижения русских вглубь Сибири и укреплённого центра сбора ясака (налог).
У В. Н. Татищева в Истории Российской краткая запись:
7107 (1598), Сентября 1 короновался царь Борис Федорович от патриарха, Мстиславский корону нес и золотом осыпал. В Сибири построен город Мангазея от князя Василия Масальского-Рубца 1599 году.
В 1600 году по указу царя Бориса Годунова из Тобольска на реку Таз был отправлен отряд из сотни стрельцов и служилых казаков во главе с воеводой Мироном Шаховским и письменным головой Данилой Хрипуновым. В пути немногочисленный отряд подвергся вооружённому нападению «воровской самояди» — предположительно юраков или селькупов. Потеряв в бою около тридцати человек, служилые люди сумели, однако, добраться до реки и заложить деревянный острог и церковь.

Карта Западной Сибири в конце XVI—начале XVII века
XVII век. «Под государевой рукой»
В следующем, 1601 году из Тобольска, Сургута и Бёрезова на помощь отряду воеводы Мирона Шаховского был отправлен более крупный отряд из двухсот служилых людей во главе с воеводами Василием Мосальским и Савлуком Пушкиным. Они помогли завершить в 1601 г. на месте небольшого поселения поморов в низовьях реки Таз Мангазейский острог и основать посад. Строительство велось на правом, высоком берегу реки Таз, в трёхстах километрах от устья реки. Сейчас это территория Ямало-Ненецкого автономного округа.
В течение последующих пятидесяти лет Мангазея была крупным центром пушной торговли и единственным портом в сибирском Заполярье, связавшим сибирские города с Северным Ледовитым океаном. Такая роль способствовала тому, что о богатстве Мангазее слагали легенды и называли «златокипящей».
В 1603 году в Мангазею был послан воеводой Фёдор Юрьевич Булгаков, основавший там гостиный двор и доставивший туда священника и церковную утварь.
В 1606 году в Мангазею прибыли новые воеводы Давыд Жеребцов и Курдюк Давыдов. Воеводская власть в крае была установлена окончательно. В 1607 году начато было строительство городских крепостных укреплений — возведены Давыдовская, Ратиловская, Успенская, проезжая Спасская и Зубцовская башни. Четырёхстенный пятибашенный город сразу стал значительным экономическим центром.
В 1608 году в Мангазею регулярно доставляли ясак не только местные племена — самоеды (ненци) и остяко-самоеды (селькупы), но и проживавшие значительно южнее енисейские остяки (кетамы) и тунгусы (эвенки).

Исаак Масса издал карту России и чертёж Мангазеи
В 1612 году в Амстердаме голландский торговый агент Исаак Масса издал географический чертёж Мангазеи, на котором были показаны церкви, воеводский двор и хозяйственные постройки.
В 1616 году поморы, идя вдоль Мезенских и Пустозерских берегов через пролив Югорский Шар в Карское море, спустились по протекающей поперёк полуострова Ямал реке Мутной до озера Зелёного, откуда вышли в Обскую губу, проложив таким образом морской путь в Мангазею из Архангельска.
Запрет морского пути в Мангазею
Однако уже в 1620 году — в начале правления царя Михаила Фёдоровича Романова — было запрещено плавание «морским путём», через ямальский волок в Мангазею под страхом смертной казни.
Есть несколько версий о причинах запрета:
Контролировать морской путь в Мангазею государству не представлялось возможным, в то время как всё пути по Оби и её притокам были перекрыты таможенными постами, и невозможно было провезти ни одну шкурку соболя, не заплатив казне государственную пошлину;
Морским путём пользовались поморы, подрывая таким образом, «монополию» купечества на пушнину;
Английские и голландские купцы были чрезвычайно предприимчивыми, имели богатый опыт морских плаваний и освоения новых земель; английский и голландский торговые и военные флоты были лучшими в мире, и Сибирь могла стать английской или голландской колонией, подобно Северной Америке, Индии, Индонезии и др. Из обнаруженных в британских архивах в 1914 году историком И. И. Любименко документов следует, что в 1612 году Англия планировала захват земель и установление своего протектората на Русском Севере, в Мангазее и на сопредельных территориях. Профессор В. С. Виргинский, опубликовал в 1940 году статью о проекте превращения Северо-Восточной России в английскую колонию, а в 1989 году об этом захватническом проекте писал британский историк Чарльз Даннинг. Московская власть и богатое купеческое сословие справедливо опасались проникновения Англии и Голландии в русские владения на Севере. Закрыв морской путь в Мангазею, они тем самым сняли проблему потери этих территорий.
В 1629 году управление Сибирью было разделено на два разряда (области): Тобольскую и Томскую. В разряд Тобольска входили города: Верхотурье, Пелым, Туринск, Сургут, Березов и Мангазея с малыми острогами и зимовьями.
В 1629 году в город прибыли воеводы Андрей Палицын и Григорий Кокорев, между ними началась вражда, которая привела к вооружённому противостоянию.
По указу царя Петра I от 1708 года Россия была разделена на 8 губерний, город Мангазея вошёл в состав Сибирской губернии.
«Исчезновение» Мангазеи
Закрытие морского пути привело к тому, что английские, голландские, а также большая часть русских купцов перестали торговать в Мангазее, это привело к экономическому упадку города. После очередного пожара Мангазея исчезла с карты, как город, порт и торговая фактория, а затем и как историческое поселение и географическая точка. Глухие отзвуки о существовании в древности «златокипящей Мангазеи» остались в преданиях, легендах, устном творчестве и немногочисленных архивных документах. Историки и географы долгое время не проявляли никакого интереса к легендарному сибирскому городу. В культурном, историческом и географическом плане Мангазея повторила судьбу гомеровской Трои: с течением времени Мангазею стали считать легендарным никогда не существовавшим городом, просто выдуманным и опоэтизированным в народной памяти и культуре, превратившимся в местный фольклор.
Материальные и документальные свидетельства существования Мангазеи
В 1940—1941 годах советская экспедиция на гидрографическом судне «Норд» обнаружила на островах Фаддея и в заливе Симса на восточном побережье полуострова Таймыр остатки зимовья русских землепроходцев и предметы начала XVII века. Исследования находок и человеческих останков, проведённые археологами во главе с А. П. Окладниковым, позволили заключить, что около 1618 года русские мореходы под предводительством Акакия Мурманца сумели обогнуть полуостров Таймыр, попав в море Лаптевых северным морским путём.
В 1956 году известный полярный исследователь и историк географических открытий М. И. Белов предложил руководителем безвестной экспедиции считать мангазейского жителя Ивана Толстоухова, а её саму отнести к гораздо более позднему времени.
Известный голландский географ Николаас Витсен в книге «Северная и Восточная Тартария» — первом европейском труде о Сибири, изданном в 1692 году в Амстердаме, — ссылаясь на сведения, полученные от тобольского наместника Алексея Петровича Головина*, сообщает, что в 80-х годах 17 века из Туруханска вниз по Енисею «вышли в море 60 человек», чтобы оттуда направиться к реке Лене и «обогнуть Ледяной мыс». Никто из них назад не вернулся. Витсену было известно, что этот поход возглавлял «Иван, у которого прозвище Толстое Ухо, сын видного русского дворянина».
*Алексей Петрович Головин — боярин и воевода Симбирский (1684) , в 1688 — 1689 г. — воевода Тобольский. Воевода А.П. Головин сделал первое размежевание Сибирских земель, построил Тобольский земляной вал.
В вахтенном журнале бота «Оби-Почталион», плававшего у берегов Таймыра в XVIII веке, в июле 1738 года была сделана следующая запись:
Паренаго репортовал: «написано на кресте: 7195 год. Ставил оный крест мангазейский человек Иван Толстоухов».
Надпись на кресте означала, что Иван Толстоухов поставил крест в 1687 году.
По мнению М. И. Белова, экспедиция Толстоухова, покинув зимовье Крестовское, продолжала путь на север, затем, обогнув Северо-Восточный мыс, двигалась вдоль западного берега Таймыра и в следующем году достигла Пясинского залива. В северной части залива Толстоухов соорудил зимовье и провёл там ещё одну зиму. Это зимовье обнаружил летом 1740 года Фёдор Минин, который нанёс зимовье Толстоухова на карту, которую отослал в Петербург в Адмиралтейств-коллегию.
Оказавшийся среди вещей русской экспедиции нож с надписью «Акакий Мурманец» даёт основание предположить, что нож принадлежал одному из тех Мурманцев, которые таинственно исчезли из списков Енисейского уезда как раз в 1680-х годах, когда Иван Толстоухов двигался к северной части Таймыра. Вполне возможно, — утверждает Михаил Белов, — что Акакий Мурманец шёл вместе с Толстоуховым и вместе с ним погиб на Таймыре.

Карта города Новая Мангазея (современный Старотуруханск) с окрестностями конца XVII века из «Чертёжной книги Сибири» С. У. Ремезова (1701)
«Златокипящая» Мангазея и её роль в российской истории и культуре
Раскопками установлено, что Мангазея состояла из кремля детинца с внутренними постройками (воеводский двор, съезжая изба, соборная церковь, тюрьма) и посада, делившегося на торговую половину (гостиный двор, таможня, купеческие дома, 3 церкви и часовня) и ремесленную (80—100 жилых домов, литейные мастерские, кузницы и др.). Всего в городе Мангазея было четыре улицы и свыше 200 жилых домов.
В городе Мангазея стоял отряд казаков и сотня стрельцов с пушками. Мангазея ведала всеми «тазовскими и нижнеенисейскими инородцами» —ненцами и селькупами, которые платили «государев ясак» пушниной в казну «Большого Белого Царя», государевы люди защищали местные племена и народы от воинственных соседей и разрешали внутриплеменные споры и конфликты.
Русские «купеческие людишки» вели меновую торговлю с местным населением: выменивали меха, особенно соболиные, сами промышляли охотой на соболя, занимались также рыболовством, скотоводством, судоходством, ремёслами — литейным, косторезным и другими.
О богатстве города ходили легенды, за Мангазеей прочно закрепилось прозвание «златокипящая»; это был чрезвычайно богатый торгово-купеческий город, где товары и золото находились в большом по объёму и быстром по времени осуществления сделок торговом обороте, приносившим баснословные прибыли. Только за период 1630—1637 годов — время для Мангазеи далеко не лучшее — отсюда было вывезено около полумиллиона шкурок соболей. Торговые связи сибирского города выходили далеко за пределы России: через поморские города Европейского Севера России он был связан с крупными торговыми компаниями Западной Европы. Массы крестьян различных категорий, представители крупнейших торговых домов — именитых «гостей», как тогда называли купцов, Усовых, Ревякиных, Федотовых, Гусельниковых, Босовых и других — впервые объявились именно в Мангазее.
Во времена расцвета города в первой трети XVII века здесь скапливалось до двух тысяч купцов и промышленников.
После пожара 1619 года и ввиду неимоверных трудностей по доставке в Мангазею провианта и прочих запасов, а также вследствие уменьшения поголовья пушных зверей в Тазовском крае и основания Туруханска и Енисейска, влияние Мангазеи стало уменьшаться.
В 1630—1631 годах между мангазейскими воеводами Кокаревым и Палицыным разгорелась вражда, город и уезд лихорадило от этой распри, которая доходила до вооружённых столкновений. Нормальная жизнь населения была нарушена, воеводское «двоевластие» причиняло очевидный ущерб государственным интересам. И мангазейский «мир» в этой обстановке взял на себя функции управления. Мангазейцы составили коллективную «одиначную запись», в которой объявили о своей решимости укротить распрю воевод, пресекать их действия, нарушающие порядок и нормальную жизнь населения:
чтобы воеводы «впредь со всяким оружием ходить не велели, и меж собою убийства не учинили, и над… городом и …казною никакие порухи и худа не делали». Свои подписи под этим документом поставили более 250 человек. Участники «одиначной записи» обязались «стоять и говорить друг за друга накрепко, бесстрашно».
Жители Мангазеи проявили не только единство и сплочённость, но и острое чувство государственного порядка. «Мир» выступал в качестве ответственного за все происходящее и против воцарившейся в Мангазее анархии воеводского несогласия. Однако второй большой пожар в 1642 году привёл к быстрой деградации города и окончательному запустению в 1662 году.
В 1672 году вышел официальный указ царя Алексея Михайловича об упразднении города. Окончательно Мангазея была оставлена в 1677 году, а её гарнизон был переведён на реку Енисей — в Туруханское зимовье.
Новая Мангазея — Туруханск
В 1607 году в устье Нижней Тунгуски было срублено Туруханское зимовье. В 1672 году в Туруханском зимовье был заложен русский город — Новая Мангазея. С 1780-х годов Новая Мангазея стала называться Туруханском в Томской губернии. Позднее поселение называли Старотуруханском. Сегодня города не существует, и на его месте находится село Старотуруханск.
История изучения Мангазеи
После того как город был оставлен и прекратил своё существование, в местных языках городище носило название «Тагаревы хард», что означало «Разломанный город».
Планомерное научное изучение Мангазеи началось в 1862—1863 годах, когда экспедиция Ю. И. Кушелевского на шхуне «Таз» прибыла на эти земли, чтобы установить границы средневекового городища. Хотя экспедиции и не удалось полностью решить свою задачу, было точно определено место будущих раскопок.
Российский путешественник Оттон Маркграф первый обнаружил, задокументировал точное местоположение заброшенного города и сделал краткое его описание. В 1900 году, совершая поездку по рекам Енисею, Оби и Уралу, он обследовал городище и отписал о своей находке в Русское географическое общество. Следующая попытка исследовать легендарный город была предпринята в 1914 году томским биологом И. Н. Шутовым, который также обследовал городище и собрал небольшую коллекцию из найденных на поверхности земли предметов.
В ходе экспедиций 1927 и 1946 годов был детально изучен рельеф городища и составлен его первый план. Исследования 1946 года проводил российский археолог Валерий Чернецов.
Летом 1964 года Мангазею посетила группа энтузиастов, в которую входил писатель Борис Лиханов. В последующие несколько лет эти экспедиции продолжались и обнаружили в окрестностях бывшей Мангазеи следы древних поселений.
19-20 августа 1967 года путешественник и потомственный помор Дмитрий Буторин и писатель Михаил Скороходов на карбасе «Щелья» повторили торговый путь купцов XVII века («Мангазейский морской ход» — Северный морской путь) из Архангельска в Мангазею.
Полномасштабное научно-археологическое изучение Мангазеи началось летом 1968 года с прибытия на место комплексной историко-археологической и физико-географической экспедиции АН СССР. В 1968—1970 годах, затем — в 1973 году проводились археологические исследования под руководством историка Михаила Белова.
При раскопках Мангазеи в 1972—1975 годах профессор М. И. Белов обнаружил обширный литейный двор. В остатках найденных медных изделий присутствовали платиноиды, а руду для плавки привозили из норильских месторождений.
Проведенные исследования 2000 г. дали представление об обширных торговых связях, занятиях и быте жителей города Мангазея и местного населения.

Форма пряничная в виде рыбы. Сибирь, XVII в. Дерево.
Одна из представленных в экспозиции Исторического музея находок — пряничная форма в виде рыбы, уникальный предмет среди множества обнаруженной в Мангазее деревянной утвари. Ещё в процессе использования форма треснула посередине и была отремонтирована, в этом месте остались следы ремонта.

Шахматы. Сибирь, первая половина XVII в. Дерево, кость.
Археологи нашли и много предметов, связанных с развлечениями жителей Мангазеи: шашки и шахматы, кости для азартной игры «в зернь», музыкальные инструменты. Игра в шахматы, по всей видимости, была одним из излюбленных видов досуга для жителей Мангазеи. Среди таких находок собрана одна из самых больших археологических коллекций шахмат (261 шт.) и шахматных досок (8 шт.).
Было обнаружено и немало изделий, принадлежавших аборигенному населению. Коренными жителями мангазейской земли были были самоеды (ненцы), остяки (ханты) и тунгусы (эвенки). Судя по находкам в Мангазее, они находились в частых контактах с русскими жителями города.

Бусы. Центральная Европа, конец XVI — XVII вв. Стекло.
Нередко встречаются голубые стеклянные бусины — одекуй. Они были популярны у местного населения и широко использовались при товарообмене. Известно, что за десяток таких бусин выменивали соболя.

Футляры от печатей. Сибирь, конец XVI — XVII вв. Дерево.
В Мангазее были обнаружены тысячи футляров от привесных печатей к «проезжим грамотам», которые выдавали промышленникам и торговцам. Оплатив пошлину в таможне, они приобретали печать, без которой грамота была недействительна. Чтобы хрупкие печати из сургуча и воска не повредились, их помещали в деревянные футляры из двух половинок и скрепляли бечевкой.