Воскресенье , 28 Апрель 2024
Домой / Новое время в истории / Стратегическое затопление кораблей 11 сентября 1854 года

Стратегическое затопление кораблей 11 сентября 1854 года

Уроки Крымской войны 1853 – 1856 годов актуальны и сегодня. Российский Крым и в те времена не давал покоя западной Европе, против России сражалась коалиция европейских держав — Великобритания, Франция, Сардинское королевство и Турция.

После Альминского сражения утром 9 сентября 1854 г. начальник штаба флота вице-адмирал Корнилов собрал Военный совет Черноморского флота. На совете он предложил незамедлительно атаковать неприятельский флот, стоявший у мыса Лукулл. По его мнению, в случае успеха можно было уничтожить вражеские корабли, а в случае неудачи — сцепиться на абордаж, взорвать себя и часть флота союзников. В героической гибели русских парусных военных кораблей он видел спасение Севастополя.

13(25) сентября 1854 г. военно-морская крепость Севастополь была на осадном положении и вела оборону против нападавших англо-франко-турецких войск противника. Во время обороны Севастополя русской армией были даны сражения: Балаклавское 13(25) октября 1854 г., Инкерманское 24 октября (5 ноября) 1854 г., Чернореченское 4(16) августа 1855 г.

Шансов на победу в морском сражении против англо-франко-турецкого флота у Черноморского флота не было. Англо-французский флот располагали 21 линейным кораблем, в том числе восемью винтовыми, и 33 пароходами, в то время, как у русских было 14 линейных кораблей, которые без попутного ветра даже не могли выйти из бухты.

Понимая начальника штаба Черноморского флота вице-адмирала Корнилова вступить в смертный бой с неприятелем, большинство командиров кораблей предлагали другой план. Преградить путь неприятелю и спасти город можно было, затопив корабли поперек бухты. Узнав оба мнения, Меньшиков согласился с Военным советом. Начальник штаба флота вице-адмирал Корнилов был категорически против такой жертвы, но подчинился приказу главнокомандующего армией генералу М.Д. Горчакову.

Самой тяжелой потерей для российских войск стала гибель руководителя обороны города вице-адмирала Владимира Корнилова на Малаховом кургане 17 октября 1854 года в первый день Севастопольского сражения. Около полудня он был тяжело ранен ядром, оторвавшим ему ногу, и через два часа скончался, успев дать свой последний наказ: «Отстаивайте же Севастополь!..»

Схема затопления кораблей

Корабли — на дно, моряки — на бастионы.

Русские корабли Черноморского флота топили ночью, стреляя в них из пушек. Русские моряки плакали, глядя, как их корабли скрываются под водой. 11 сентября 1854 года было затоплено семь судов — пять линейных кораблей «Силистрия», «Уриил», «Селафаил», «Три Святителя» и «Варна», и два фрегата «Сизополь» и «Флора». Между Константиновской и Александровской батареями остались торчать только верхушки мачт.

Вскоре осенние штормы стали разрушать необычное заграждение, поэтому 5 ноября 1854 года на месте разломившегося корабля «Силистрия» затопили 84-пушечный «Гавриил», предварительно сняв с него все корабельные пушки, и установив их на оборонительных укреплениях Севастополя. 14 декабря был затоплен корвет «Пилад».

В ночь на 13 февраля 1855 года появилась вторая линия затопленных кораблей, преграждающая противнику вход в бухту, она протянулась от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи на Южной стороне бухты. Тогда пошли на дно линейные корабли «Двенадцать Апостолов», «Святослав», «Ростислав», фрегаты «Кагул» и «Мессемврия», через три дня — фрегат «Мидия».

Боевой ценности военные корабли уже не представляли — орудия давно были сняты и отправлены на Севастопольские батареи, а сами корабли, стоявшие в бухте, использовались в качестве временных плавучих госпиталей. Орудия с судов свозили пароходами на берег, откуда до батарей 200-пудовые пушки переносили буквально на руках, даже лошади порой не могли сдвинуть такой груз. Именно благодаря тяжёлым морским орудиям, снятым с кораблей, Севастополь успешно отражал бомбардировки и сухопутные атаки противника. Из расформированных экипажей кораблей в состав сухопутного гарнизона влилось более 10 тысяч моряков, сыгравших огромную роль в обороне города.

К 27 августа 1855 г. было закончено создание плавучего моста через Большую бухту по проекту начальника инженеров армии в Крыму генерал-лейтенанта А.Е. Бухмейера. Мост шириной 11 метров и длиной 960 метров удерживался на месте якорями и обеспечивал сообщение между Южной и Северной стороной Севастополя.

Севастополь-мост-с-южной-стороны-на-северную

Все эти важнейшие работы производились под несмолкаемым обстрелом противника. В период с 21 августа по 5 сентября артиллерийские обстрелы Севастополя унесли жизни 8 921 защитников города, на укрепления оборонительной линии обрушились 135 528 снарядов противника.

Превосходство артиллерийского огня неприятеля стало особенно очевидным с началом последней, шестой бомбардировки города. На вооружении осадных батарей противника было 806 орудий, у защитников Севастополя – 600 орудий. Нехватка снарядов позволяла отвечать лишь одним выстрелом на каждые 3 выстрела врага, в день по городу противник выпускал по 40-50 000 снарядов. Ежедневная потеря гарнизона Севастополя составляла до 2 тысяч человек убитыми.

Потери защитников Севастополя в ходе последней бомбардировки и второго штурма составили 12 913 человек убитыми, ранеными, пропавшими без вести.

Согласно сведениям неприятеля, их потери составили 10 067 человек (французов – 7 565; англичан – 2 447).

С занятием ключевой высоты Малахова кургана главнокомандующий военно-сухопутными и морскими силами в Крыму генерал М.Д. Горчаков отдал приказ об оставлении Южной стороны Севастополя.

В 19 часов 8 сентября 1855 г. под надзором саперов и моряков началась эвакуация гарнизона через рейд по мосту и на судах.

После перехода основной части войск на Северную сторону, остававшиеся на бастионах части моряков, саперов и артиллеристов приступили к подрыву батарей и пороховых погребов.

мост-с-южной-на-северную-сторону-Севастополя

В ночь с 27 на 28 августа 1855 года были затоплены оставшиеся корабли Черноморского флота — 7 линейных кораблей, фрегат, корвет и 5 бригов, за исключением фрегата «Коварна», транспорта «Березань».  Таким образом, в течение 349 дней осады Севастополя моряки-черноморцы сами затопили в бухтах 91 крупных и мелких судов Черноморского флота, не считая нескольких более мелких судов, погибших от огня артиллерии противника.

первая бомбардировка секастополя 5 октября 1854 года
Известие о затоплении русских военных судов на рейде поперёк севастопольской бухты поразило противника. Английский адмирал с досады рвал на себе волосы, а командующий французским флотом позже писал, что если бы русские не заградили вход в бухту, англо-французский союзный флот после первого же боя захватил морские подступы к Севастополю.

Подводная «стена» из затопленных русских кораблей срывала планы противника. В конце октября 1854 года из Англии в Балаклаву на корабле «Принц» прибыло секретное оборудование для подрыва подводной части заграждения. Однако мины и водолазное снаряжение вместе с доставившим их кораблём «Принцем» погибли во время шторма 2 ноября 1854 года.

Как защитники Севастополя расстреляли «Париж» и подожгли «Лондон».

Понимая, что наибольший перевес в артиллерии имеют корабли англо-французской эскадры, командование экспедиционного корпуса союзников возлагало на неё особые надежды, но именно этот расчёт оказался в корне неверным.  Действительно, по численности орудий корабли англичан и французов имели десятикратный перевес над количеством орудий на бастионах защитников Севастополя.

Против 152 пушек русских береговых батарей, действовали  794 французских и 546 британских  корабельных бортовых орудий, то есть 1340 пушек противника против 152 наших. Но русские батареи были казематными, отлично защищенными, тогда как корабельные канониры на артиллерийской палубе были прикрыты только деревянным бортом корабля. Преимущество русской артиллерии, стрелявшей с твёрдой земли, быстро стало очевидным.

Артиллерийские залпы севастопольских батарей всё точнее и точнее накрывали вражеские корабли. Уже через два часа после начала артиллерийского обстрела из боевой линии вынужден был выйти получивший сильные повреждения французский корабль «Юпитер» (Jupiter, 82 пушки, экипаж 821 матрос).

Вскоре вспыхнул пожар на британском «Альбионе» (Albion, пушек 90, экипаж — 820), и, хотя огонь удалось погасить, русские канониры ещё дважды поджигали этот корабль, на нём насчитали 93 пробоины, в конечном счёте «Альбион» прекратил огонь и тоже вышел из боя.

Вид на Константиновскую береговую батарею на Северной стороне Севастополя. Фотография Джеймса Робертсона, 1855 год

Почти сразу же вспыхнул пожар ещё на одном британском корабле — «Кинге», из-за серьезных повреждений прекратила огонь британская «Аретуза» (Arethusa, 50 пушек, экипаж — 500 человек).

На пострадавшем больше всех корабле «Париж» (Ville de Paris , 120 пушек, экипаж — 1100 чел.) едва не погиб французский вице-адмирала Ф. Гамелен и большая часть его штаба, после взрыва бомбы на шканцах. Получив больше полусотни пробоин 120-пушечный «Виль де Пари» вышел из строя.

Прекратил огонь по Севастополю и британский пароход -фрегат «Спайтфул» (Spiteful, 6 пушек), он получил настолько сильные повреждения, что едва держался на плаву, не в силах даже отдалиться от Севастополя, несмотря на отчаянные усилия экипажа.

Немногим больше повезло британскому «Роднею» (Rodney, 92 пушки, экипаж — 820 чел.), он вынужден был активно маневрировать под огнём, и в итоге русские канониры Константиновской батареи повредили ему управление и загнали на мель.

Пожарами были охвачены и ещё два корабля — британский «Лондон» (London, 90 пушек, экипаж — 820 человек) и французский 90-пушечный винтовой «Агамемнон», которые тоже были вынуждены выйти из перестрелки.
Тяжело пострадали английский винтовой «Санспарейл» (Sans-Pareil, 71 пушка, экипаж -700 чел.) и  «Беллерофон» (Bellerophon, 78 пушек, экипаж — 650 чел.)

У французов были вынуждены выйти из боя получивший множество попаданий 120-пушечный винтовой «Монтебелло» (Montebello, 120 пушек, экипаж — 1130 чел.), принявший через подводную пробоину много воды винтовой «Наполеон» (Napoleon, 100 пушек, экипаж — 948 чел.) и потерявший от русской бомбы паровую машину 90-пушечный винтовой «Шарлемань» (Charlemagne, 80 пушек, экипаж — 864 чел.). Пожаром был охвачен французский «Виль де Марсель» (Ville de Marseille, 80 пушек, экипаж — 705 чел.).

К четырём часам стало очевидно, что обстрел Севастополя с моря не приносит существенных результатов, тогда как англо-французский флот несёт большие потери. Вскоре последовал приказ англо-французским кораблям отойти от Севастопольской бухты, и к шести часам вечера обстрел города с моря окончательно прекратился.

В общей сложности за восемь часов артиллерийской дуэли канониры на англо-французских кораблях выпустили по севастопольским защитникам около 50 тысяч ядер, бомб и зажигательных снарядов. Русские артиллеристы вынуждены были стрелять реже, экономя боеприпасы, но точность попадания русских снарядов в цель была поразительной.

Корабельные орудия на одной из батарей защитников Севастополя. Фотография Джеймса Робертсона, 1855 год

Стойкость и меткость русских артиллеристов сорвали планы командования коалиции англо-франко-турецких войск, но мощная бомбардировка нанесла серьезный урон защитникам Севастополя, их потери в тот день составили не меньше 1250 человек убитыми и ранеными.

Откровенным поражением закончилась бомбардировка береговых батарей Севастополя 11 английскими кораблями под командованием вице-адмирала Д. Дандаса, 14 французскими кораблями, под командованием вице-адмирала Ф. Гамелена, и 2 турецкими кораблями адмирала Ахмет-паши.

Имея большие сектора обстрела, лучше видя цель, будучи защищены не деревянными бортами, а мощными земляными брустверами или каменными казематами и не будучи подвержены качке, Константиновская батарея, батарея Карташевского и башня Волохова нанесли тяжелые повреждения английским линейным кораблям, а батарея № 10 и Александровская — французским кораблям, а сами сохранили боеспособность.

138 русских артиллериста  сумели вывести из строя 27 линейных корабля противника.

День рождения Петра Великого
Как русские государи праздновали Пасху?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*