Ровно 210 лет назад, 31 марта 1814 года, завершился освободительный зарубежный поход Русской армии, и она победным маршем вошла в Париж через ворота Сен-Дени 9 часов утра. Для въезда в столицу Франции императору Александру подали светло-серого жеребца по кличке Эклипс, которого ему подарил Наполеон в 1807 году при заключении Тильзитского мира. В 11 часов утра 31 марта император Александр I въехал на коне в Париж во главе огромной блестящей свиты, насчитывающей свыше тысячи генералов и офицеров союзнических войск разных наций. После торжественного вступления в Париж и парада русских войск император Александр I обратился к делегации мэров Парижа:
«Я пришёл принести вам мир. Я люблю французов, признаю среди них одного лишь врага — Наполеона. Лишь отборная часть наших войск вступит в пределы вашего города. Я хочу воздать добром за зло».
Как писал один из французских историков, «ласковый привет императора и слова «я пришел принести вам мир» привели в восторг парижан».
Победа России над наполеоновской Францией стала ярким продолжением военной славы, завоеванной императором Петром Великим, Румянцевым и Суворовым, и заложила прочный мощный исторический фундамент для российской идентичности и ментальности на будущие столетия.
6 апреля 1814 г. Наполеон подписал в Фонтенбло отречение от престола и был отправлен на остров Эльба. На французский престол был возведён король Людовик XVIII, брат Людовика XVI, казненного в 1793 году. В мае 1814 г. между Россией и Францией был подписан мирный договор.
Триумфальная для русских войск весна 1814 года отражена во многих произведениях изобразительного искусства.
Отдельного внимания заслуживает серия акварелей «Казаки в Париже в 1814 году» австрийского художника Георга-Эммануэля Опица (1775-1841), который был очевидцем событий 1814 года.
О самом художнике известно немного. Георг Эмануэль Опиц родился в Праге в 1775 году. Учился в Дрезденской академии изобразительных искусств у Джованни Батиста Казановы — брата того самого Джакомо Казановы, писателя и авантюриста.
С 1801 года Георг Опиц работал как вольный художник-портретист в Вене, в Гамбурге и Бремене, в 1805 году переехал с женой в Лейпциг, где сосредоточился на портретной миниатюре.
Георг Опиц быстро переключился с живописания парижских нравов на ироничные зарисовки, описывающие нравы русских казаков.
Вдохновившись событиями 1814 года, Георг-Эммануэль Из акварелей художника видно, что его больше всего поразил гигантский рост и богатырские сложение русских казаков. Для сравнения с русскими казаками художник рядом изобразил парижанина в высоком цилиндре, который выглядит карликом.
Художник Георг Опиц приехал в Париж буквально накануне вступления в город русских войск. Парижская серия акварелей художника с изображением жанровых сцен из жизни казаков в Париже сделала его знаменитым.
Коллекционерам известно более чем 40 листов: две работы — в музее Карнавале, одна — в Национальной библиотеке в Париже, 10 листов попали в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.
Акварели Георга Опица воссоздают образную картину победного окончания войны и передают совершенно необычную атмосферу, воцарившуюся в столице Франции.
Живость наблюдений, натурные зарисовки с невероятно добросовестным вниманием к мелочам, некий налёт ироничности, смягченный доброй улыбкой, — всё это придаёт акварелям ни с чем не сравнимое очарование.
Склонный к созданию «костюмных» серий, наделенный талантом улавливать комические стороны в уличных эпизодах и массовых сценках, художник запечатлел интересные подробности событий во время пребывания казаков во французской столице.
Художник зарисовал с натуры множество уличных сценок и выполнил затем целую серию чудесных акварелей. Наши соотечественники давали немало необычных сюжетов для рисунков.
От внимания художника не ускользнули многие интересные детали времяпрепровождением русских в Париже. Прогулки казаков с парижанками по улицам, вот дети парижан окружили казаков и попрошайничают, получают от казаков монеты, а парижанин в чёрном цилиндре приглашает казаков посетить пансион.
Отдельное место в акварельных рисунках занимает «бивачная» тема.
Перед зрителями предстают бивуак русской армии на Елисейских Полях, сцены покупки продуктов на рынке, приготовления мяса на костре, общения с парижскими торговками.
Казаки жили в лагерях на Елисейских полях, жгли костры полевых кухонь и готовили себе еду, купали своих коней в Сене, танцевали вечером у костра.
Казаки купали своих коней в Сене 31 (19) марта, а в это время вода в реке очень холодная и парижане были немало удивлены этим зрелищем. Толпы парижских зевак собрались на мосту, чтобы посмотреть купание коней и русских казаков в Сене.
Видимо, яркость и необычность зрелища военного лагеря в Париже была весьма соблазнительна для художника, поставившего целью запечатлеть необычайные события пребывания армии-победительницы в покоренной столице противника.
Экзотический вид огромных русских казаков-богатырей, поначалу вызывавший изумление и любопытство у парижан.
Познакомившись поближе с нравами русских казаков, парижане почувствовали симпатию к ним и вскоре увлеклись всем русским.
С 1814 года в Париже появились кафе Бистро потому, что парижане усвоили русское слово «быстро, быстро» — так казаки поторапливали прислугу в кафе.
Русские французам виделись большими, как медведи, но добродушными великанами. Казаки сами смеялись, рассматривая карикатуры, на которых французы изобразили их такими, как видят.
Как писал декоратор парижских празднеств Александра I Пьер Фонтен:
«Сегодня ко мне явилось четырнадцать гигантов-казаков с лошадьми и поклажей, заявив, что у них имеется распоряжение занять мой дом и столоваться у меня. Я решил смириться с первым пунктом этого требования, чтобы хотя бы избежать второго».
Однако по сравнению с пруссаками и австрийцами русские казаки пользовались у парижан несравненно большей симпатией. Некий французский офицер признавался Николаю Тургеневу:
«Я говорю с вами как с другом, потому что ваши офицеры и солдаты относятся к нам по-дружески. Ваш Александр — наш защитник и благодетель, но ваши союзники — настоящие канальи и кровопийцы!».
Вероятно, имелись в виду распоряжения Александра I жестоко пресекать мародерство и грабежи.
«Но как у нас карманы были пусты, то мы не покушались зайти ни в одну ресторацию; зато гвардейские офицеры наши, вкусив всю сладость жизни в Пале-Рояле, оставили там знатную контрибуцию» — так запомнилась парижская жизнь артиллерийскому офицеру Илье Тимофеевичу Радожицкому.
Акварели французского художника Георга-Эммануэля Опица о прибывании русской армии в Париже.
Парад русских войск в Париже 10 сентября (29 августа по старому стилю) 1815 года