Среда , 15 Январь 2025
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Путеводная Вифлеемская звезда.

Путеводная Вифлеемская звезда.

Рождество Христово входит в число двенадцати (двунадесятых) важнейших праздников. Ранние христиане, до разделения христианской церкви на католиков и православных, праздновали Рождество вместе с Крещением 6 января, этот праздник назывался Богоявлением. Только  в IV веке Рождество Христово христиане стали отмечать отдельно от Крещения.

Христос рождается в тот год, который станет позднее началом новой — христианской эры. В отношении связи этой даты с древней ветхозаветной хронологией существует несколько традиций:
• согласно александрийской версии, преобладавшей до IX века, Рождество Иисуса Христа произошло в 5501 году от Сотворения мира;
• в более поздней византийской версии — в 5508 году;
• в антиохийской версии Рождество Иисуса Христа произошло в 5970 году;
по римской хронологии это событие приходится на 754 год от основания Рима, и на 30 году эры Императора Августа, установившего Империю.

То, что Рождество Христово пришлось на начало провозглашения Империи, позднее христианская традиция открыла в этом событии важный Божий промысел: Империя объединяла народы в единое Государство для того, чтобы все они оказались в общем пространстве, где возникла христианская Церковь и где распространение Евангелия проходило наиболее интенсивно и деятельно.

В иудейской хронологии, игравшей большую роль в иуде-христианской среде, приход Мессии, Помазанника Божьего соотносился с концом ветхозаветных времён, — в конце шестого тысячелетия, за которым должно было последовать время Великого Шаббата. Это было связано с символическим отождествлением Дня Вселенской недели с тысячелетиемкаждый Вселенский день длился тысячу лет, шесть Вселенских Дней исчерпывали содержание человеческой истории от Адама до Мессии, а затем следовал — Седьмой Вселенский День, во время которого Творец почил от дел рук своих, поэтому в седьмой день — Шаббат, субботу, иудеям запрещено трудиться и предписано отдыхать. Мессия пришёл накануне Седьмого Дня, и именно так первые христиане из иудейской среды и восприняли исторический момент рождества Христова.

Для греков эта дата Рождества Христова не обладала особым символическим смыслом, поэтому интерпретация даты была полностью почерпнута из ветхозаветной и отчасти из римской (имперской) традиций.

Рождение Христа произошло в Иудее, в городе Вифлеем. В тот период Израиль входил в состав Римской Империи и находился под властью подчиненного Риму царя Ирода Великого, после смерти которого власть была разделена между сыновьями Ирода Великого — Архелаем, Филиппом и Антипой.

Христос родился в Римской Империи. Там же Он проповедовал и там же создавался круг Его первых последователей, апостолов, иудеев родом из Палестины. Позднее к ним присоединяются ставшие христианами иудеи из других мест Римской Империи, часть которых были римскими гражданами (например святой Апостол Павел, в иудействе Савл). В Римской Империи первые века от Р.Х. проходило становление христианской Церкви, которой суждено было сыграть решающую роль в дальнейшей европейской истории и создать христианскую Европу как духовное явление.

В  тот год, когда родился Иисус, римский император Октавиан Август постановил провести перепись населения Римской империи, и повелел все жителям прибыть в места, где они родились. Перепись населения Римской империи ставило целью записать и имущественные права на земли и недвижимость. Иосиф Обручник и его жена Мария, ожидающая ребёнка, отправились в Вифлеем, чтобы внести свои имена в списки и земли в Вифлиеме, которые достались родителям Марииправедным Иоакиму и Анне из рода Давида.

Однако свободных мест в гостиницах Вифлеема не нашлось, и всему святому семейству пришлось ночевать в пещере, которая использовалась хозяевами в качестве хлева для скота. В этой пещере Дева Мария родила Иисуса. Ангел принёс весть о рождении нового царя иудейского пастухам, сторожившим стадо, и они пришли поклониться Младенцу Иисусу. Ангел Господень сказал пастухам:

«Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам», и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого – преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принссоша Ему дары: злато и ливан и смирну» (Мф. 2, 11).

В Евангелии от Матфея говорится, что в эту ночь на небе зажглась чудесная Вифлеемская звезда, которая и привела волхвов в Вифлеем к Марии и Иосифу. В Евангелии от Матфея говорится: «Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во время царя Ирода…» /Мф. 2:1-3/

В  Евангелии от Луки, обозначено астрономическое место рождения Иисуса:«Родила (Мария) Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила в Ясли.» /Лк. 2:7/

С глубокой древности «Ясли» — это известное название туманности («пелена») зодиакального созвездия Рака. Эта туманность М-44, находится на долготе 5 градусов 24 минуты зодиакального созвездия Льва. Вблизи туманности Ясли появилась перемещающаяся звезда, и евангелист Лука поясняет:

«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.» /Лк. 2:8/.

Согласно представлениям древних арабов, планеты – это пастухи, которые пасут звёздное стадо.

На лицевой стороне ларца Френкса (справа) изображены три мудреца, надпись гласит: MÆGI  = маги (волхвы, от ст.‑слав. влъснѫти — «говорить сбивчиво, неясно; бормотать»), идущие поклониться Деве Марии и новорождённому Иисусу Христу. 

Беда Достопочтенный (ок. 672/673—735) дал волхвам имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар, царское происхождение и родину. В греческой традиции магов именуют Апелликон, Америн и Дамаскон, в еврейской среде – Магалах, Галгалах и Серакин. Волхвов изображают людьми трёх возрастов: Бальтазар – юноша, Мельхиор — зрелый мужчина, Каспар – старец. Волхвы-маги-цари явились с трёх сторон света: Бальтазар- африканец, Мельхиор — европеец, Каспар – азиат. 

В некоторых католических странах день 6 января отмечается как праздник трёх царей или праздник Богоявления. В православии 6 января — рождения младенца Иисуса, то есть Рождество. 

Поклонение волхвов

Волхвы (маги; др.-рус. вълхвъ «кудесник, волшебник, гадатель») узнали, что родился в Вифлееме Царь иудейский, и появилась в небе звезда, которая указала им путь к святому младенцу Иисусу.

В Евангелии от Матфея говорится: «… пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасёт народ Мой Израиля.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему: и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.»  /Мф. 2:7-9/

Туманность Ясли располагается в области «груди» созвездия Рака, между двумя небольшими звездочками, которые называются Северный Ослёнок и Южный Ослёнокдва диких ослёнка питаются от туманности Ясли. В переводе с древнееврейского имя царя «Ирад» означает «дикий осёл».

Волхвы Мельхиор, Каспар и Бальтазар пришли с востока поклониться Иисусу и принесли ему дары – золото, ладан и смирну:

  • Золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;
  • Ладан — дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);
  • Смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

Дары волхвов – древняя духовная и историческая реликвия, связанная с земной жизнью Иисуса Христа, сохранились до сегодняшнего дня.

Золото представляет собой 28 небольших подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни.
На золотых пластинах серебряными нитями прикреплены бусины из смеси ладана и смирны.

Дары волхвов хранятся в 10 особых ковчегах, в Греции на Святой горе Афон, в монастыре Святого Павла.

 Русская православная церковь отмечает праздник Рождества Христова по григорианскому календарю 7 января, что соответствует дате 25 декабря по юлианскому календарю, которым пользуется католическая Церковь, празднуя Рождество Христово.

С эпохи средневековья католики Европы 6 января называют «Двенадцатым днём», ночь — «Двенадцатой ночью», праздником трёх царей (волхвов), Богоявлением, Малым Рождества или Малым Богоявлением. В эпоху средневековья в день волхвов  6 января монарх, «увенчанный его королевскими регалиями и парадными одеждами», сам должен прийти утром в церковь, чтобы принести золото, ладан и смирну младенцу Иисусу, как это сделали Волхвы.

Празднование двенадцатого дня может начаться в двенадцатый канун 6 января. В начале праздничного застолья большой пирог разрезали на двенадцать частей и раздавали мужчинам и женщинам, сидящим за столом. В мужском пироге была спрятана фасоль, в женском — горох. Кто бы ни получил часть со счастливым  бобом, тот и становился Королём Двенадцатого Дня, женщина получившая кусочек пирога с горошиной, становилась Королевой Двенадцатого Дня.

В эпоху Тюдоров в средневековье 7 января было днём ​​плуга, когда земледелец должен начать пахать, чтобы посеять озимую пшеницу, и овёс.

На следующий день после Рождества, 8 января — православные христиане празднуют Собор Пресвятой Богородицы.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.

Иосиф Бродский. Рождество 1963.

Волшебные «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Старинные Русские Рождественские открытки

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*