Древние философы о государственном устройстве.
Со времени образования государства философов интересует модель идеального общества.
Вопросом общественного устройства, например, занимался «отец Истории» Геродот. Он выделял три вида государства: монархию, олигархию и демократию (равенством её называл).
Примерно такие же различия между системами государственного устройства проводил Ксенофонт (430 до н. э., 355 до н. э.), древнегреческий писатель и историк, афинский аристократ, его главное сочинение — «Анабасис»
Платон (Plátōn; 427 — 347 до н. э.) — афинский философ классического периода Древней Греции, основатель платонической школы мысли и Академии. Диалог Платона «Госуда́рство» (греч. Πολιτεία; лат. Res publica) посвящённый созданию идеального государства написан в 360 г. до н. э. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. В диалоге «Госуда́рство» содержится систематика и краткий анализ видов государственного устройства (греч. πολιτειῶν) идеального «государства будущего».
По Платону типы государства (от наилучшего к худшему):
Аристократия (греч.ἀριστοκρατία) и монархия (греч. βασιλεία «царствование«) — лучшая из возможных в реальном мире форма правления, справедливая власть меньшинства самых лучших по своим способностям граждан. Аристократия предполагает равенство среди самых развитых членов общества, которые занимаются его управлением.
Тимократия (греч.τιμοκρατία) — менее совершенная власть меньшинства, несправедливая власть уважаемых граждан, получивших свою власть не согласно способностям, а по способности её получить. Тимократия и неравенство сменяют аристократию равных по мере того, как личные интересы получают преобладание над общими;
Олигархия (греч. ὀλιγαρχία) — ещё менее совершенная власть богатых людей: «у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении».
Олигархия основана на фактическом материальном превосходстве богатых над способными и всеми остальными.
Демократия (греч.δημοκρατία) — ещё менее совершенная, и менее справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства. Демократия это равноправие всех имущих мужчин, при котором не имеют значения их личные качества;
Тирания (греч. τυραννὶς) — самая несовершенная и несправедливая власть одного человека. Тирания во времена Платона означала тиранию против аристократического меньшинства с молчаливого одобрения демократического большинства. С точки зрения Платона тиран — самый несчастный человек, так как отказывает другим в самостоятельности и разуме, и свой разум вынужден употреблять на подавление разума других.
Греческий термин «кратос» означает не просто власть, а власть насильственную, подавляющую.
Сущность государства
По мнению Платона, в любом государстве необходимо разделение труда — каждый человек должен заниматься своим делом или ремеслом и не лезть в чужие дела. В государстве должны быть и земледельцы, и строители, и ремесленники, и воины, чтобы защищать государство от внешних и внутренних врагов. При этом если человек имеет задатки к земледелию, то он не способен воевать и не способен этому научиться никогда, он будет заниматься земледелием всю свою жизнь. Подобно тому, как в душе есть три части — разумная часть в голове, страстная часть в сердце, вожделенная часть в печени, так и в государстве должны быть три сословия (γένος):
Сословие стражей: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (φιλόσοφοι) или философствующие цари.
Сословие воинов (греч.φύλαξ) заботится о внутренней и внешней безопасности государства.
Сословие простых граждан (сословие кормильцев — демос: ремесленники, дельцы, крестьяне) снабжают государство всем необходимым.
Идеальное государство
Идеальное государство — аристократия. В идеальном государстве должны править философы. Философами становятся путём поэтапного отбора из числа самых умных стражей, получивших прекрасное образование, и в 35 лет им доверяют государственные должности и правят они в течение 15 лет. Посредственность не может быть источником ни великих благ, ни больших зол. Злодеи и тираны — это несостоявшиеся философы, несостоявшиеся великие люди, они высокомерно и самонадеянно считают себя способными распоряжаться делами народа, проявляют великие притязания. Самые одарённые души при хорошем образовании и плохом воспитании становятся особенно плохими.
Источниками вдохновения считались аристократические государства Греции, Древний Египет и Спарта, а также общины пифагорейцев.
В государстве Платона в сословии стражей введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших. Стражи должны много заниматься гимнастикой и физической подготовкой. Труд согласно способностям только для сословия стражей. «Стражи живут сообща и питаются все вместе, один раз в год получая продовольствие от земледельцев, которых стражи охраняют».
Все в государстве должны повиноваться лучшим людям. Гражданам аристократического государства должны быть уверены о том, что все они братья, хотя они не равны, так как когда боги творили людей в недрах матери Земли, они к одним людям примешали золото, к другим — серебро, а к третьим — меди и железа. Способ выбора правителя в идеальном государстве — это его воспитание и образование начиная со школьных лет в системе экзаменов. Неравенство между людьми в идеальном государстве не наследственно. Способные дети могут переходить в высшие сословия через экзаменационный отбор. Платон предложил делать искусственный отбор людей и подбор брачных пар. Гимнастика нужна для укрепления здоровья и делает бессмысленным врачевание. Кто не способен жить, того не нужно и лечить. Больные должны умирать беспрепятственно.
Общность жён нельзя понимать буквально, в идеальном государстве запрещены неупорядоченные половые отношения. Всё подчинено цели получения здорового потомства. Государство делает так, что лучшие сходятся с лучшими, а худшие с худшими. При этом потомство худших уничтожается, а потомство лучших воспитывается. Женщине разрешается иметь детей с 20 до 40 лет, мужчине с 25 до 55 лет. Дети, рождённые вне этих рамок, уничтожаются. Учителя воспитывают всех детей стражей вместе.
Платон критикует демократию и даёт сатирический образ демократа как
«разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрёл себе новый плащ и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью… Он часто нагл, разнуздан, распутен и бесчестен».
Платон противопоставляет свой образец идеального государства четырём извращённым формам государственного устройства — демократии (равноправной власти большинства без учёта личных качеств), тирании, олигархии (власти избранных богачей) и тимократии (несправедливой власти меньшинства, которое ставит личные интересы над общественными).
Единственный путь к построению идеального государства — это если «среди потомков царей встретятся философские натуры». Платон искал такого правителя среди монархов вроде царя Македонии Пердикки III и тирана города Сиракузы Дионисия, но безуспешно, так как тамошний политический строй был далёк как от аристократических, так и от демократических идеалов.
Ученик Платона древнегреческий философ Аристотель (384 — 322 до н. э.), учёный-энциклопедист, подверг критике учение Платона о совершенном государстве. Аристотель считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был защитником прав индивида, частной собственности и единобрачной (моногамной) семьи — ячейки общества, он оставался сторонником рабства.
По Аристотелю, человек — политическое, социальное существо, и несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному общественному сожительству».
Первым результатом социальной (общественной) жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене в социуме привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся ради того, чтобы жить счастливо, а не просто жить.
Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной жизни.
Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Совершенство гражданина обусловливается качествами общества, которому он принадлежит — кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения. Он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие.
Наилучшее государство — это такое, где средний элемент в общество представлен в большем числе, где он имеет большее значение, чем очень зажиточные и крайне неимущие. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.
Аристотель разделял «большое» и «многонаселённое» государство, для него они не значили одно и то же. Действительно настоящим, эффективным для страны населением мыслитель считал исключительно граждан мужского пола, способных участвовать в управлении и военных действиях. Он полагал, что государство должно быть заинтересовано в большом количестве граждан мужского пола, чтобы стать «большим», сильным и устойчивым.
Многонаселённое же государство, по Аристотелю, не может быть сильным и полноценным. В «многонаселённом» государстве преобладают ремесленники, крестьяне, женщины, дети, неимущие — они не могут влиять на политическую жизнь общества. Он критиковал Спарту за то, что спартанцы проводили неграмотную демографическую политику, предоставляя льготы мужчинам, в семье которых рождались больше трёх детей.
Философ Аристотель был убеждён, что в «многонаселённое» государстве соблюдение законов становится невозможным. Слишком большая численность непременно ведёт к утрате порядка, что не позволяет говорить о должном соблюдении законов. «Многонаселённое» государство разрушаться из-за экономических сложностей, ему нужно гораздо больше ресурсов для обеспечения многочисленного населения.
…Те государства, чьё устройство слывёт прекрасным, не допускают чрезмерного увеличения народонаселения. <…> Закон есть некий порядок, <…> а чрезмерно большое количество не допускает порядка.
Аристотель, «Политика».
Однако, государство с небольшим количеством граждан тоже не может быть полноценным. В таком случае оно будет обладать слишком слабым аппаратом управления, слабой малочисленной армией, будет неспособно существовать. Идеальная численность государства Аристотеля — умеренно большая, когда политически активных мужчин достаточно, но не слишком много.
В идеальном государстве граждане должны знать друг друга. Это нужно для того, чтобы проще заметить нарушения законов или не допустить незаконного оформления гражданства иностранными гражданами.
Политик и политика
Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил общественные отношения в самостоятельную науку о политике.
Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живёт вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек.
Аристотель, «Политика».
Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, а чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима политика.
Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.
По мнению Аристотеля, сущность политики раскрывается через её цели, заключающиеся в создании справедливого общего блага, в воспитании высоких нравственных качеств граждан. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Задачей политики государства является воспитание добродетелей в гражданах — это умение исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам.
Трактат Аристотеля «Политика» (греч. Πολιτικά), в котором он рассмотрел гражданский строй с точки зрения города-государства. Государство — высшая форма общения и развития человека в обществе, способствующее более полной жизни гражданина.
Согласно Аристотелю, существует три формы правления государством. Это Политическое устройство государства, когда правит один человек, группа людей, и большинство (народ).
Формы государственного правления
Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства, в зависимости от целей правителей государства:
Правильный государственный строй — при котором осуществляется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Монархия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία «единовластие» < μόνος «одиночный, единый» + ἀρχή «власть, господство») — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит наследственному или выборному монарху. Политическая система, где во главе стоит один человек называется Монархия (греч.Μοναρχια), Царствование (греч. Βασιλεια), Деспотизм (греч. Δεσποτισμός ), Диктатория (греч. Δικτατορία) — все эти понятия суть синонимы.
Аристократия (др.-греч. ἀριστοκρατία «власть лучших») — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию; власть немногих, но более чем одного. При аристократии государством правят самые способные люди, обладающие лучшими человеческими качествами, их политика основана на добродетели. Превосходство аристократии заключается в их знаниях, умениях и добродетельной деятельности на благо людей.
Аристотель пришёл к выводу о том, что наилучшей формой правления является аристократия, поскольку она представляет собой власть лучших:
«Из трёх видов государственного устройства, какие мы признаём правильными, наилучшим, конечно, является тот, в котором управление сосредоточено в руках наилучших».
Полития (греч. πολιτεία «государство», гражданское общество) — эта форма правления встречается крайне «редко и у немногих». В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, умеренность во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во власти — средний слой.
В основе ПОЛИТИИ лежит слово ПОЛИС – город-государство, где каждый индивид принимает участие в делах страны. Этот термин ввёл Платон в процессе своего поиска идеального общества управляющего общественными делами города- государства на народном вече (агора, совет), где решения принимаются собрании граждан.
Полития была в Афинах времён Перикла, когда решения принимались народным советом на основе голосования граждан, Однако, на народных собраниях появились демагоги (греч.δημαγωγία — «руководство народом») — люди, использующие набор ораторских и полемических приёмов и средств, позволяющих ввести аудиторию (народ) в заблуждение и склонить её на свою сторону с помощью ложных утверждений.
«Демагог — это лидер, который использует средства, предоставленные самой Республикой, по существу, чтобы свести её на нет. Он использует страхи, чувства, предрассудки, невежество и неспособность граждан получить или сохранить свою политическую власть и продвигать личные цели и интересы».(Из греческого словаря)
Своей властью демагог обязан своему красноречию, и народ, увлечённый идеями демагога, охотно следует за ним. Демагоги начинают руководить народом, настраивать массы против государственных чиновников. По мнению Аристотеля, так вырождается демократия, простым голосованием люди могут в любой момент игнорировать закон, нарушается порядок и стабильность — государство умирает. Таким образом демократия переходит на уровень, когда оплачивается «правильное голосование» участников народного собрании, а принятые указы попирают законы.
Неправильный государственный строй, при котором преследуются личные цели правителей.
Тирания (др.-греч. τυραννία «власть тирана») — монархическая власть, основана на выгодах одного правителя, захватившего власть. Злоупотребление властью называлось ТИРАНИЕЙ, хотя были вначале времена, когда и Тиран являлся почётным титулом. Тираны приходили к власти при поддержке последователей, не считаясь с волей большинства. Согласно Аристотелю:
«Тирания преследует цель обанкротить граждан. С одной стороны, чтобы поддержать режим с помощью своих денег, а с другой стороны держать людей занятыми, чтобы они не имели времени для участия в делах страны. Результат достигается как с помощью введения больших налогов, поглощения имущества граждан, так и строительства крупных проектов, которые истощают государственные финансы …. »
Олигархия (др.-греч. ὀλιγαρχία «власть немногих») — соблюдает выгоды состоятельных граждан; власть находится в руках небольшой группы людей богатых и благородного происхождения. Олигархия, по мнению Аристотеля, является преступлением аристократии, когда правитель или правители также стремятся к благу, но лишь к своему собственному и своего окружения.
Демократия (др.-греч. δημοκρατία «власть народа») — соблюдает выгоды неимущих; среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать государственный строй, когда свободнорождённые и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
ОХЛОКРАТИЯ (ὀχλοκρατία от ὄχλος «толпа» + κράτος «власть») — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов, где демагогия, тирания большинства и господство страсти преобладают над разумом. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов, революций.
Аристотель описывает Афины при Перикле, как демократию, и позднее как охлократию, ибо тогда господствовала чернь; люди знатного происхождения систематически устранялись от участия в делах управления, при назначении на должность решающую роль играла жеребьёвка; неизбежным результатом такой системы стал деспотизм черни и беспорядки в управлении.
Охлократия может существовать только непродолжительное время, причём чаще всего является промежуточной формой в бурные времена после падения старого порядка и до замены его новым законным.
Отклонение от монархии даёт тиранию,
отклонение от аристократии — олигархию,
отклонение от политии — демократию.
отклонение от демократии — охлократию.
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.
Аристотель считал, что при любом государственном строе общим правилом должно быть наблюдение за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.