Вторник , 5 Ноябрь 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Древнегреческие боги Кронос и Рея

Древнегреческие боги Кронос и Рея

Имя первого верховного ведийского бога Варуна, записанного в Риг-Веде, известно в древнегреческой мифологии, как первое титаническое божество Уран — бог неба, супруг Геи (Земли). Имя бога Варуны, древнегреческого бога Урана происходят из ведического санскрита Риг-Веды, где префиксы: pir-, piro-, per-, pra- значит «первый», «первородный».

Детьми «первородных» древнегреческих богов титанов Урана и Геи, были бог Времени — Хронос (др.греч. Χρόνος от χρόνος — время) или Крон (др.греч. Κρόνος), воцарившийся в Космосе, и Великая Мать богов Рея (греч.΄Ρέα, ΄Ρεία, Κυβέλη – Кибела) — богиня Земли и плодородия.

Древним атрибутом бога Хроноса был серп (sarpo — «срезаю»)— это говорит о том, что по своей природе бог Хронос (Хрон), как и этрусский бог Харун (этрус. Хarun; Хaru; латин. Charun — Чарун, Карун), атрибутом которого был двусторонний ритуальный топор, является «жнецом» человеческих душ, сборщиками урожая, подводящими итог жизненного пути каждого человека. Хронос отмерял Время жизни человеческой, и серпом обрезал нить жизни, а этрусский бог Хорун рубил топором — лабрисом. У римлян функции Хроноса выполнял бог Сатурн, заимствованный у этруссков Сатре — «сеятель», «спаситель».

Этимология имени Кронос в др.-греч. Κρόνος происходит от *Kranao — «отсекать, пожинать», отсюда происходит слово кранос (грано) — зерно, то есть Кронос — бог «собиратель урожая». Тем не менее, народная этимология сблизила бога Крона с Хроносом — богом Времени, собирателя урожая жизни человека, отрезая нить времени.

Кронос от ИЕ корня *gre-no- «зерно», протогерманское *kurnam «маленькое семя», др.фризское korn «зерно«, др.саксонское korn «зерно», ср.голландское coren, нем. Korn, др.сканд. korn, готский: kaurn,  от латинского granum «семя, зерно, маленькое зернышко», др.франц. grain, grein (12 в.) «семя, зерно; частица, капля; ягода; зерно как единица веса».

Отец Кроноса «первородный» Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей-титанов, возвращал их снова в недра Земли — Гея, изнемогавшая от бремени Гея, уговорила младшего сына Кроноса (Хрона), оскопить «первородного»  бога титана Урана. По легенде, Кронос оскопил Урана серпом, стал верховным богом неба, после этого Кронос забросил серп (греч. Σέρπ) в море у мыса Дрепано (др.греч. Δρέπανο— серп;  Drepănum, Drépanon) в Ахайе. Этот серп хранился в пещере в Занкле.

Ферекид Сиросский, автор Семикнижия, считал, что не стареющий бог времени Хронос (др.-греч. Χρόνος — «время»)  или Кронос (др.-греч. Κρόνος) породил из Эфира и Хаоса три стихииОгонь, Воздух и Воду.

В  древнегреческой мифологии  Хоры (др.-греч. Ὥραι — «Времена») богини «Времён года».

Семя бога Хроноса в серебряном яйце было спрятано в тайнике Времени, из его семени произошла Земля и поколение первых богов, обитающих на Олимпе. Возможно, хранителем божественного семени было каменное яйцо — Омфал (др.-греч. ὀμφαλός — пуп), хранится в археологическом музее в Дельфах Омфал украшен переплетёнными изображениями символов божественной власти — двойной ваджрой.  Нестареющий бог времени Хронос иногда именуется Драконом-Змеем.

Возникают прямые аналогии с известным персонажем древнерусских сказок, пожирающим людей, Бессмертным трехглавым Змеем-Горынычем, драконом, хранящим свою жизнь в яйце и в серебряном ларце.

По словам Гесиода, в мифологии древних греков сохранились предания о том, что те давние временах, когда «владыкою неба» был Хронос (Крон), люди жили, как боги «со спокойной и ясной душою, не зная ни горя, не зная трудов». 

В греческой мифологической истории это был «золотой век» человечества, когда Рай (богиня Рея – Ирий — рай) царил на Земле. Гомер писал о Рее, как о богине, живущей в «непринужденности» и потоке времени.

Богиня Рея — «великая мать богов» была олицетворением плодородия, изобилия, материнства, рождающая неиссякаемые потоки вод, молока и сопровождающая человека от рождения до смерти.

Другие имена Реи (лат. Rheia, Rheiе, Rheе) — Бримо (лат. Brimo), Берецинтия (лат. Berecyntia; рус. Берегиня), Кибела – «великая мать богов», Агдистис (Agdistis), скифская змееногая богиня Апи, Диндимена (Dindymene), по названию горы Диндим, у города Пессинунт, где находился её храм.

У древних фракийцев богиня Рея — «великая мать богов» была известна под именем Бендис (Bendis) или Котис (Cotys – «роженица», или богиня Геката), и идентифицировалась с греческой Деметрой. (Strab. x. p. 470).

Несомненно, остров Крит был самым ранним местом поклонения богине Рее — «великой матери».

Богиня Рея с двумя лабрисами — двусторонними топорами, символами верховной власти

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский (греч. Διόδωρος Σικελιώτης, лат. Diodorus Siculus) , живший в 1 веке до нашей эры, видел в окрестности Кноссуса (Cnossus), на Кипре священное место, где когда-то стоял храм богини Реи, которой поклонялись так, как впоследствии поклонялись богине Кибеле (Euseb. Chron. p. 56; Syncell. Chronogr. p. 125).

На острове Крит во дворце царя Миноса в Кноссе найдено множество статуэток Великой Матери-земли, богини-повелительницы змей, символизирующих подземное царство. Языческая богиня Великая Мать изображалась с поднятыми вверх рукам.

Лабрис — знак Великой Матери Богов на алтаре. Кносс. Крит

В Крито-микенских текстах встречается надпись: te-i-ja ma-te-re («те-и-е ма-те-ре» — «то и есть Матерь богов»);  надпись: «Ti-sy-roi» — «ти-се- Рои» — «Ты есть Рея». 

Мать Зевса богиня Рея — Верховная (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei -‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; О-ре-та = o-re-ta  (др. греч. Ορος — ‘гора’).

В Северном Причерноморье скифы, говорящие на наречиях индоевропейской группы языков, называли Великую Мать богов — Апи,   минойцы на Крите называют Афи — Афина, и Аси-раи — Asirai —  Апи-Рея, «рай, в руках Матери».

В микенском языке имя богини Реи упоминается и, как «А-ро-а = a-ro-a»; «А-ро-е = а-ro-е»; «А-ро-йо = a-ro-jo», что означает «Арий, Арья, Арийская» — и в словаре ведического санскрита имеет значение «arioa, arioes» — превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос — αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос — αγαθός -‘хороший’).

Имя минойской богини Апи-Реи, или Аси-раи, может являться эквивалентом санскритского имени бога — Асура, авестийского — Ахура, скифской богини — Апи, эллинской — Афины.

Двойной топор, найденный в пещеры Аркалохори на Крите, изготовлен из тонкого листа золота, относится к позднему минойскому периоду, и датируется 1550-1500 гг. до н.э. На одном лезвии топора были вырезаны четыре символа в Минойском линейном письме-A (Linear A).

Исследователи считают, что надпись является посвящением Великой Матери-богов, золотой лабрис хранился в священной пещере как жертвоприношение богине.

Минойские надписи на золотом лабрисе из Аркалохори были изучены Николаосом Буфидисом, вскоре после дешифровки Линейного B, Майклом Вентрисом в 1952 году и прочитаны как I-DA-MA-TE

Подобные надписи с именем богини матери были найдены на каменной вазе из святилища в «Aghios Georgios sto Vouno» в минойским поселением, в гавани Кастри на острове Китера рядом с Критом.

Надпись (KY Za 2) на лабрисе можно прочесть, как DA-MA-TE, она также посвящена Великой Матери-богине Минойского Крита.

Холм, где находится священная пещера со времен неолита, оставался местом поклонения Великой Богине Матери на протяжении всего минойского, греческого, римского и эллинистического периодов. До сегодняшнего дня холм и пещера остаются местами поклонения. Символика Древа Жизни указывает на женское божество — Великую богиню Мать.

Алтарь Великой Матери-богов Реи в Кноссе. Крит

Мать-богиня Минойского Крита продолжала получать приношения даже после того, как рухнули каменные своды пещеры над южным входом.

Одним из имён богини Кибелы (греч. Κυβέλη, лат. Cybele – Цибела, Сибера, Сибирь) было — «Великая мать богов» или «Великая мать» (лат. Magna mater, Megale meter).

Львы изображались слева и справа от её трона, или Великая богиня Мать-Рея-Кибела правила колесницей, запряженной львами, или её изображали со львом на руках.

В честь «великой матери» богини плодородия Кибелы жрецы устраивали мистерии с особыми обрядами самоистязания, омовением кровью жертвенных животных (быков или баранов) и многодневными оргиями с опьяняющими напитками и плясками.

Культ «великой матери» Кибелы долгое время почитался во многих других странах античного мира, в Греции, в Малой Азии: во Фригии, у горы Иды, в Лидии, Вифинии и Галатии, наряду с широко распространёнными культами Митры и Исиды.

По ассоциации с богиней Реей, Кибелу сопровождали её спутники куреты, корибанты и кабиры, позднее связанные с культами богини земли — Деметры и её дочери Персефоны (рус. Пересева), похищенной Аидом, и унесённой в подземное царство до весны, когда Аид отпускал её, и Персефона «прорастала» сквозь землю и появляясь зелёными ростками на свет Божий.

Куреты – малые божества, возникшие в крито-микенский период истории Греции, связанные, вероятно, с плодородием и растительностью.

Корибанты – греческое название фригийских жрецов Кибелы, в танце достигающих того же экстаза, что и менады в свите Диониса.

Кабиры – фригийские боги, дающие защиту и берегущие от опасности.

Во время экспансии Рима на восток культ Кибелы стал государственным культом во всей Римской империи, в 204 году до н. э. в конце второй Пунической войны.  Напуганные часто повторяющимися дождями из камней, римляне обратились за помощью к Сивилльским оракулам (оракулам Сивиллы, Сибилы, Кибелы), и те пообещали Риму избавление от всех несчастий с помощью «Великой Матери» из храма у горы Иды.

Греческий историк и географ Страбон (греч. Στράβων; ок. 64 год до н. э. — ок. 24 н. э.) упоминает о том, что в городе Пессинуте у подножия гора Диндим, находился огромный храм Кибелы, где богиня восседала на чёрном камне (метеорите). Именно, этот священный престол фригийской богини Кибелы был с большими почестями доставлен в римский портовый город Остия в начале апреля 204 года до н. э.

Фонтан богини Кибелы в Мадриде. Священным животом Богини Земли Реи был Лев – Царь зверей, а священным деревом – дуб. (Apollon. Rhod. і. 1124).

С 1 века до н. э. в римском культе Кибелы появились жертвоприношения быков (тавроболии) и баранов (криоболии). Кровью жертвенных животных обрызгивали поклоняющихся, чтобы обеспечить физическое возрождение. После жертвоприношения быка, поклоняющиеся выходили из вырытой в земле ямы, обрызганные кровью, и считались возрождёнными и очищенными.

На горе Спил в западной Анатолии сохранилось высеченное в скале изображение Кибелы и двух львов, датируемое примерно 13 веком до н. э.  О храме Кибелы в Сардах упоминает в «Истории» Геродот.

В Афинах храм матери богов Реи Кибелы в Олимпии называется Метроон (греч. Μητρω̃ον), видоизменённое произношение слова «матрона» — мать.

В болгарском прибрежном городке Балчик в 2007 г. нашли хорошо сохранившийся подземный храм Кибелы римского периода. Одна из археологических находок – метровая статуя богини Кибелы с львенком на коленях.

Античное искусство представляло богиню Рею (Кибелу, Деметру) в виде дородной богато одетой матроны, сидящей на троне, и окружённой львами или в колеснице, запряженной львами. Голову богини Реи (Кибелы) украшала высокая корона с зубцами, в руках она держит тимпан, ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания и скипетр или  колосья.

Микены. Крито-микенская богиня -великая мать со львами- 670 г. до н.э.

Богиня Рея, как и Кибела, связана с полным циклом жизни человека – «Великая Мать» даёт жизнь, присматривает за своими детьми в течение всей жизни, а когда приходит время, она забирает своих детей из жизни, принимая их с распростёртыми объятьями и охраняя их могилы.

«Великую Мать» изображали в склепах с поднятыми вверх руками, готовыми к объятиям и к приёму душ усопших.

Платон и Аристотель о монархии, демократии и олигархии
Иврит и арабский язык - заклятые родственники

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*