Вторник , 16 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Дардания Самофракийская

Дардания Самофракийская

ПОЯС МИРА
Параллели в летописи истории Евразии
Сергей Дарда.

Часть первая. ЛЕГЕНДЫ. Глава 4. ДАРДАНИЯ.

4.2 Дардания Самофракийская.

Названия мест в классической мифологии Греции. (Place-names in Classical Mythology: Greece)
САМОФРАКИЯ (SAMOTHRACE, SAMOTHRAKI), (Σαμoθρηικην).
Остров на севере Эгейского моря, напротив устья Гевруса на севере от Имброса и на северо-восток от Лемноса. … Павсаний говорит, что Самофракия была колонизирована переселенцами с острова Самос. Сначала он назывался Дарданией, затем Электрис, Мелите, и Левкосия. Диодор говорит о его обитателях как о коренных жителях. Главная историческая достопримечательность острова связана с культом Кабиров. Как рассказывает Геродот, пеласги были первыми, кто заселил остров и ввели мистерии. Кабиры были мистическими божествами, которые упоминаются во многих частях древнего мира. Значение их имени, их характер и их природа неизвестны.…


Культ великих богов на о. Самофракия (THEOI MEGALOI:
THE CULT OF THE GREAT GODS AT SAMOTHRACE)
(стр. 6)
… Существовала легенда, согласно которой в незапамятные времена, после какого то большого шторма, Самофракия оказалась единственным нетронутым местом. В знак благодарности за спасение, огромный каменный алтарь был установлен теми, кто пережил этот шторм. …Инициация в мистерии Самофракии предполагала защиту в море, помощь в битве, сохранность тех, кому угрожает опасность, и, скорее всего так же и защиту в загробной жизни.

Города и селения, из которых прибывали почётные гости
на Самофракию во времена самофракийских мистерий.
Источник: Theoi Megaloi: The Cult of the Great Gods at Samothrace,
By Susan Guettel Cole, 1984. (стр. 10)

Диодор, который записал истории о древнем шторме, говорит, что на острове жил один и тот же народ с самых незапамятных времён. Но это всего лишь способ, с помощью которого он пытался объяснить то, что определенные термины в самофракийских ритуалах, являются остатками того диалекта, на котором говорили исконные жители остова. Геродот также знал о до-греческом прошлом острова, поскольку он утверждает, что пеласги когда то жили на Самофракии, и именно от них самофракийцы научились тем ритуалам, которым они следовали позже. …

священный узел, религиозный символ Минойского Крит, 16 век до н.э.

(стр. 29-30)
Возможно на какой то стадии церемонии, участникам инициации давались Две вещи, как знак защиты, которую этот ритуал гарантировал. Первая вещь — это был пурпурный кушак или пояс. Вторая вещь посвящённым  — это кольцо из намагниченного железа. Одно такое железное кольцо было найдено в самофракийском святилище, а другое — в самофракийской могиле. Значение этих колец становится ясным после изучения литературных источников. Существуют предания, повествующие о том, что на Самофракии были залежи магнитного железняка, и Лукреций описывает самофракийское железо таким образом, что указывает на тот факт, что железо было намагниченным. Более того, Плиний сообщает, что железные кольца покрытые золотом, назывались самофракийскими. Карл Лехман предположил, что железные кольца изготовлялись на Самофракии и носились последователями самофракийского культа великих богов. Однако значение использования этих колец было возможно гораздо глубже. … Железное кольцо, намагниченное силами божественного магнетита, символизировало силу божества. Тот кто был инициирован и носил такое кольцо, возможно покрытое золотом, сохранял прямую связь с силами богини за пределами Самофракии, и таким образом кольцо становилось символом защиты, дарованной инициированному.

(стр. 40)
Списки посвященных в самофракийские мистерии указывает степень посвящения/инициации достигнутой инициируемым. Те, кто достиг первой степени, назывались mystai eusebeis на греческих надписях и mystae pii на латинских надписях. Инициируемые, которые проходили высшую степень посвящения, назывались epoptai или epoptae.

(стр. 42-44)
На сохранившихся списках инициированных мы находим в два раза больше греков, чем римлян. И хотя списки содержат имена граждан, освобожденных рабов и рабов, имён женщин очень мало и в греческих и в римских списках. …
Самая важная информация, которую мы можем почерпнуть из списков посвященных — это название городов, из которых они прибыли. Этническое происхождение приведено почти в половине надписей, и поэтому возможно приблизительно реконструировать область, из которой прибывали инициируемые.

Самофракийские мистерии никогда не были ограничены какой-то одной географической точкой, а после четвертого века до нашей эры, когда святилище было расширено и было учреждено празднование масштабного народного фестиваля, самофракийские мистерии заняли свое место среди основных греческих культов эллинского мира. Успех развития этого культа отражен в записях инициируемых, которые прибывали в Самофракию, преодолевая значительные расстояния. Однако, так же как и в случае со списком почётных гостей (theoroi list), список инициируемых указывает на определенные географические ограничения.

Города, указанные в надписях, принадлежат в большинстве случаев к области северной Греции (Фракия и Македония) и к западному побережью Малой Азии. Афины все-таки один раз упоминаются, но надпись датируется не ранее чем вторым веком до нашей эры. И хотя дошедшие до нас списки не являются полными, тот факт, что нет ни одного упоминания городов центральной Греции, наверное имеет какое то важное значение.

Учитывая, что в списке почётных гостей дела обстоят аналогичным образом, создается впечатление, что самофракийские мистерии пользовались особым успехом в Македонии, Фракии, Малой Азии, и на эгейских островах. Сравнение областей из которых прибывали theoroi и mystai с областями, в которых были найдены упоминания самофракийских богов, покажет, что постоянные посетители Самофракии, за исключением римлян, прибывали только из вполне определенных географических областей.

Исследование списков самофракийских mystai показывает, что греческие инициируемые прибывали из следующих городов: Ainios-  18. Ilion — 2. Dardanos — 13 (5 theoroi).  Rhodes — 15. Thasos 11. Abydos — 14. Kassandrea — 2. Kos — 4. Kyzikos — 8. Athens 11. Thessalonike 4.
Beroia — 7. Maroneia — 7. Amphipolis — 7.  Knidos — 6 plus a group. Elis — 2. Phillippi — 5. Alexandria — 4. Epidamnos 4. Kaunos — 4. Chios — 3 . Keramos — 2.
Antioch — 2.  Parion — 2. Byzantion — 2.  Serrhai — 2. Ephesos-  2. Aigai — 1. Alexandria Troas — 1. Alopekonnesos — 1. Magnezia — 1. Perinthos — 1. Arsinoe — 1. Heraclea apo Strymonos- 1. Azoros — 1. Pergamon — 1. Priapos — 1. Styberra — 1.

(стр. 48-51)
В греческих городах было установленной традицией посылать на Самофракию на фестиваль специальных делегатов, называемых theoroi.
Время проведения и суть этого фестиваля не известна, но Плутарх называет этот фестиваль panegyris, и согласно его описанию инициации Вокония, становится ясно, что люди прилагали особые усилия, что бы быть посвященными в мистерии во время этого фестиваля.…
Эти делегаты в основном прибывали из греческих городов побережья Малой Азии и прилегающих островов. Фрейзер указывает, что географическая область, покрываемая списками позднего времени, точно такая же как и область покрываемая городами указанными в списках более раннего времени. Это означает, что к третьему столетию до нашей эры у Самофракии уже были вполне определенные посетители из одного и того же региона. …

Города и селения, из которых прибывали посетители на Самофракию для прохождения ритуала посвящения в самофракийские мистерии. Источник: Theoi Megaloi: The Cult of the Great Gods at Samothrace, By Susan Guettel Cole, 1984

Самое удивительное в списков theoroi, если сравнивать со списками mystai, так это то, что theoroi прибывают исключительно из греческих городов. И хотя список theoroi хронологически перекрывает список инициированных в котором большинство упомянутых — римляне, ни один римлян не упомянут как theoroi. В дополнение к этому, все греческие города перечисленные в списках, ограничены определенной географической областью, которая лежит на западном побережье Малой Азии и прилегающих островов, в Самофракии, Македонии, при этом северная Греция представлена весьма ограничено. Возможно, причина этого была в том, что до наших дней дошло очень мало списков, однако всё таки кажется, что города из которых прибывали theoroi, более сконцентрированы на востоке и в городах, упомянутых в списках инициированных.
Ниже приводится список городов, указанных в списках найденных на Самофракии, с упоминаниями theoroi:

Abdera, Lampsakos, Aigai, Larisa,  Alabanda, Maroneia, Astypalaia, Melos,
Bargylia, Methymna, Chios, Mylasa, Dardanos, Myra, Elis, Myrina,
Ephesos, Mytilene, Eresos, Naxox, Erythriai, Nysa, Halikarnassos, Parion,
Iasos, Paros, Kalchedon, Patara, Kaunos, Pergamon, Keramos, Phokaia,
Klazomenai, Priene, Knidos, Rhodes, Samos, Kos, Samothrace,
Kyme, Kolophon, Stratonikeia, Kyzikos, Theos, Thasos

Города и селения, в которых были найдены письменные артефакты с упоминанием самофракийских богов.
Источник: Theoi Megaloi: The Cult of the Great Gods at Samothrace, By Susan Guettel Cole, 1984. (стр. 58-59)

С середины третьего века до нашей эры, и вплоть до периода ранней империи, самофракийские боги продолжают упоминаться в надписях найденных в городах, которые находятся так далеко на север как Ольвия на побережье Чёрного Моря, и так далеко на юг, как Коптос на берегу Нила.…
Данные из всех трёх типов надписей открывают нам, что греческие почитатели и посвященные в мистерии самофракийских богов, прибывали из местности вдоль восточного побережья Чёрного Моря, Македонии, Фракии, эгейских островов, побережья Малой Азии, и Египта. И снова важно вспомнить, что центральная Греция очень редко упоминается на этих надписях. Единственный город центральной Греции, который упоминается в списке theoroi, это Элида, и хотя афинские писатели упоминают самофракийские мистерии и самофракийских богов, мы не находим инициированных из Афин на самофракийских надписях вплоть до второго века до нашей эры.
Декреты трёх городов, расположенных на западном побережье Чёрного Моря, — Истр, Каллатис, и Одессос, указывают, что сам декрет должен быть записан и установлен в местном храме самофракийских богов. Эти города были первоначально греческими колониями, которые в культурном плане совмещали в себе греческое и фракийское влияния.

(стр. 75)
Есть основания предполагать, что храмы в честь самофракийских богов были воздвигнуты в Одессосе, Каллатисе, Истре, Делосе, Эфесе, Стратонике, и возможно в Филадельфии.

(стр. 88)
После поимки Персея в 169 году до нашей эры, произошёл поворотный момент в истории Самофракии. Вплоть до этого времени, многие из дорогих построек Самофракии субсидировались македонскими правящими династиями, и управляющие святилищем, понятное дело, чувствовали тесную связь с македонским царем. …
Македония стала римской провинцией в 148 году до нашей эры. Начиная с этого года, римляне становятся частыми гостями на Самофракии. …

(стр. 100-101)
Одна из первоначальных причин почему римляне были так заинтересованы в Самофракии, похоже связана с тем, что римляне верили в то, что этот остров был первоначальной родиной римских Пенатов. К тому времени, когда Персей был пойман на Самофракии, важность этого острова в легендах об основании Рима уже прочно установилась. Гелланик представляет самый ранний источник, рассказывающий историю Дардана, легендарного основателя Дардании в Троаде, и предка Приама и Гектора, который изначально прибыл из Самофракии. Поскольку Дардан фигурирует в мифах об основании Трои, то римляне рассматривали Самофракию, как родиной их некоторых предков.

Писатели позднего периода сообщают, что Дардан взял с собой из Самофракии определенные предметы или статуи ассоциируемые некоторыми с римскими Пенатами. Дионис Галикарнасский сообщает, что священные предметы, которые Эней привёз из Трои, это были все те же статуи Великих Богов, которые до этого Дардан привёз в Троаду из Самофракии. Дионис сообщает, что его источниками были Каллистрат, Сатир, и Арктин.

Каллистрат написал историю Самофракии в первом веке до нашей эры, Сатир нам не известен, а Актин — эпический поэт, живший в седьмом или шестом веке до нашей эры. … Точно так же как существовали греческие предания о том, что какие-то священные предметы были привезены из Самофракии в Троаду, существовали греческие предания рассказывающие о том, что Эней перевёз в Италию определенные hiera, которые ему удалось спасти из Трои.

Варро следует установленной греческой традиции, что именно Дардан перевёз эти объекты из Самофракии в Трою, и именно Эней перевез их из Трои в Рим. По поводу того, что же представляли из себя эти предметы, мнения разделились. Одни говорят, что это были Пенаты, Плутарх говорит, что это был Палладий, а Дионисий сообщает, что это были Палладий и образы Великих Богов, которым поклонялись на Самофракии.

Далее… ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ЛЕГЕНДЫ. Глава 4. ДАРДАНИЯ. 4.3. Дардания Балканского полуострова

Дардания Балканского полуострова
Легенды. Дардания Малой Азии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*