В 1924 г. близ Ставрополя, на Каряжском городище V-VIII вв. н.э., расположенном в 4 км от села Татарки, была найдена интересная фигурка дракона. В настоящее время она хранится в Эрмитаже.
Мы не располагаем точными сведениями об условиях находки. Известно лишь, что вместе с вещами были найдены человеческие кости, указывающие на существование возле городища могильника. Находки сделаны несколькими лицами и, вероятно, принадлежат различным погребальным комплексам, но датируются они одним временем.
Среди них — янтарные бусы, бронзовая миниатюрная серебряная пряжка с прямоугольным кольцом и неподвижным основанием, оканчивающимся стилизованными головками птиц, золотая серьга калачиком, круглая бронзовая бляха, обтянутая золотым листком и украшенная сердоликовой и гранатовыми вставками, два обломка подобных же блях и мелкие обрывки золотого листка. Все эти предметы имеют многочисленные аналогии в аланских могильниках Северного Кавказа IV-V вв.
Самой же замечательной находкой является золотая фигурка дракона с широко открытой пастью, с двумя высокими треугольными выступами, изображающими, по-видимому, уши или рога зверя и с крыльями в виде двух стержней, спаянных из трёх тонких витых пластин. Поверхность фигурки украшена овальными вставками гранатов в высоких гнёздах. Пространство между ними заполнено треугольниками из зерни. Высоко поставленные глаза обозначены круглыми гнёздами.
Из пасти чудовища высовывается длинный язык в виде петли из тонкой пластины. По сторонам четыре больших клыка и два ряда мелких зубов, выполненных пирамидками из зерни.
Сзади фигура дракона оканчивается втулкой, на которой сверху и по сторонам сохранились прямоугольные гнёзда для вставок.
Отсутствующие вставки в глазах, на рогах и на втулке были, вероятно, изготовлены из другого, более хрупкого, чем гранат, материала. Все гнёзда окружены ободками из зерни.
Скифское золото. Шейная гривна из Центральной Азии (200 г. до н. э. — 1 в. н.э.)
Ближайшей аналогией дракону Каряжского городища являются две фигурки, происходящие из широко известного в литературе кургана в урочище Кара-Агач в Центральном Казахстане, раскопанном А.А. Козыревым в 1904 г. В могиле рядом с черепом находились два предмета, названные Козыревым «продолговатыми столбиками с отогнутыми концами». Предметы эти много раз репродуцированы и описаны как в советской, так и в иностранной литературе, но до сих пор не были правильно поняты.
Во всех работах они воспроизводились в вертикальном положении как непонятные столбики — навершия какого-то предмета. Попытка Вернера объяснить их как изображение голов орлов лишена, как нам кажется, всякого основания. Но стоит лишь повернуть эти «столбики» в горизонтальное положение, как становится ясным, что на самом деле это изображения драконов. Это предположение подтвердилось при разборе всех отдельных фрагментов, найденных в Кара-Агачском кургане. «Мелкие частицы одного украшения» (как они значились в описи Козырева) дали возможность почти полностью восстановить фигуры драконов, очень близкие к дракону Каряжского городища.
Обе фигуры драконов из Кара-Агачского кургана состоят из вытянутого четырёхгранного тулова, украшенного круглыми гнёздами со вставками янтаря и тёмного стекла в ободках из зерни. По краям напаяны тонкие витые пластины, имитирующие филигранную нить, выполненные в той же технике, что и крылья дракона из Каряжского городища. Особенно же сближают все три фигуры высоко стоящие рога или уши, слегка загнутые вперед и окаймлённые ободками мелкой зерни, а также широко раскрытые пасти. У кара-агачских драконов сохранилось всего лишь несколько зубов, выполненных также пирамидками из зерни. Верхние челюсти чудовищ украшены овальными вставками гранатов. Пространство между гнёздами заполнено, как и на дракону Каряжского городища, треугольниками из зерни.
В отличие от каряжского, кара-агачские драконы имеют по две пары глаз: одна помещена по бокам морды, вторая направлена вперёд. Отсутствуют языки-петли, но среди фрагментов имеется обломок тонкой пластинки, совершенно аналогичной пластине, изображающей язык в пасти дракона из Каряжки. К сожалению, полностью восстановить эту пластину не удалось. Не удалось определить и положения на фигурах двух парных пластин, собранных из мелких кусков и орнаментированных в виде оперения птиц, возможно, предназначенных для изображения крыльев дракона. Вся нижняя часть фигур украшена зернью и рельефными поясами, а верхняя поверхность гладкая и на ней сохранились следы прикрепления каких-то утраченных частей.
Каряжский дракон изготовлен из тонкой пластины низкопробного золота и полый внутри. Кара-агачские же фигуры выполнены из сплава золота с серебром (с небольшим преобладанием серебра) и заполнены белой пастой. Упоминание А.А. Козырева об остатках перламутровых пластин, заполнявших треугольные выступы — рога зверя, позволяют предполагать, что и на каряжском драконе все не сохранившиеся вставки были из перламутра. Сочетание вставок из гранатов и перламутра встречается на предметах IV-V вв., как, например, на фигуре рыбы-птицы из села Концешты в Молдавии.
Для чего же предназначались фигуры драконов? Нам кажется, что они являлись наконечниками гривен, на что указывает сохранившаяся петля в пасти дракона Каряжского городища. Подобная петля имеется на гривне из случайно открытого склепа на Госпитальной улице в Керчи. Концы этой гривны оканчиваются головками драконов с широкой пастью и большими глазами, обозначенными крупными вставками гранатов. Во рту одной головки язык изображён в виде петли, а у второй — в виде крючка, служивших застёжкой гривны.
Полая втулка на заднем конце фигуры дракона из Каряжского городища, очевидно, одевалась на стержень, который утрачен, как и второй наконечник гривны. В Кара-Агачском погребении сохранились оба наконечника, прикреплявшиеся к стержню бронзовыми штифтами, следы которых сохранились на одном из концов.
А.В. Шмидт датирует Кара-Агачское погребение V веком н.э.
В Ставропольском крае находится Каряжское городище, в 1910 году в селе Козинском был найден известный Ставропольский клад, относящийся к III-II вв. до н.э. Концы трёх гривен из этого клада украшены фигурами зверей, скорее всего драконов, с высоко торчащими ушами и широкой мордой, вытянутой далеко вперёд, с острыми треугольными зубами. Лапы зверей орнаментированы геометрическим орнаментом из треугольников. Эти фигуры фантастических чудовищ, ещё сохранивших свой звериный облик, возможно являются прототипом рассмотренных выше драконов.
В ювелирном искусстве IV-V вв. для украшения поверхности предметов широко использовались различного рода вставки, а также орнаментация зернью и филигранью. Особенно же характерно заполнение свободного пространства между вставками, треугольниками из зерни. Наряду с этим развивалась и имитация филигранных ободков и зерни. В отличие от более ранних образцов, изделия часто изготовляются из серебра, бронзы и других материалов и только обтягиваются тонким листом золота.
Преобладает геометрический орнамент и в значительно меньшем количестве встречаются изобразительные мотивы. Яркое представление об искусстве этого времени дают многочисленные находки ювелирных изделий в могильнике на Госпитальной улице в Керчи. Хронологические рамки для комплексов из керченских склепов дают монеты конца IV-V вв.
Образ фантастического дракона часто встречается на различного рода украшениях этого времени. В качестве примера приведём головки драконов, изображённые на золотом браслете из ст. Сенной на Тамани. Широкая оскаленная морда с большими клыками напоминает морду дракона из Каряжского городища. Здесь, как и на кара-агачских фигурах, имеются две пары глаз. Поверхность браслета из ст. Сенной украшена вставками гранатов и чеканным геометрическим орнаментом. Крылья и уши изображены тонкими косыми линиями, как и на гривне, найденной в могильнике на Госпитальной улице в Керчи.
Фигуры драконов из Кара-Агача связываются со всем кругом изделий выполненных в своеобразном «полихромном стиле», столь характерном для искусства сармато-аланских племён IV-V вв. Следует, однако, отметить, что фигуры кара-агачских драконов выполнены схематично и сухо, в отличии от более живого и реалистичного изображения дракона из Каряжского городища. Это заставляет датировать дракона из Каряжского городища концом IV века, а кара-агачских драконов отнести к несколько более позднему времени, к концу V века н.э.
Очень близкие по форме предметы ювелирного ремесла встречаются на широкой территории от Казахстана до Венгрии. Изображения драконов известны в Крыму, на Кавказе, на Кубани, на Урале, Алтае и в Казахстане. Сибирский дракон старше китайского
Распространение предметов скифского звериного стиля на такой широкой территории следует связывать прежде всего со значительной культурной общностью племён Восточной Европы и восточных районов нашей страны, прослеживаемой ещё в I тыс. до н.э.
Распространение изображения дракона, несомненно, большую роль сыграло также и движение кочевых племён, вторгшихся с Востока в Европу.
Браслет с драконом из кургана Куль-Оба близ Керчи, Крым
Нам кажется преждевременным связывать изготовление подобных ювелирных изделий с каким-либо определённым центром. Однако особая близость форм и употребление совершенно одинаковых технических приёмов при изготовлении иногда мельчайших деталей предмета позволяют предполагать, что большинство из них сделаны в одном производственном центре.
Центр технологических приёмов изготовления изображения дракона вероятнее всего был на Боспоре Киммерийском, где существовало в течение длительного времени Боспорское царство и развитое ювелирное производство.
Большую роль в развитии ювелирного искусства играли, с одной стороны, традиции античного искусства, с другой — воздействие, которое оно испытывало со стороны искусства окружающих его скифо-сарматских племён. Не исключено, однако, что существовали и другие центры производства с очень близкой культурой.
Дракон из Пазырыкского кургана