Вторник , 18 Июнь 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Лось — сакральное животное древних славян

Лось — сакральное животное древних славян

Большая Медведица — 7 звёзд-мудрецов

Самое яркое созвездие северного неба (Большая Медведица) повсеместно в России носило название Лось или Сохатый. Самые архаичным сюжеты северных вышивок изображали лося или лосиные рога, однако, сам лось не встречается в русских сказках и фольклоре.

Лось — одно из самых распространенных и одновременно величественных животных наших лесов. Живет он повсеместно на территории России, от Кольского полуострова до южных степей. По официальным данным на данный момент  в России насчитывается около 605 000 особей лосей. Неприметным животным лося, с почти 2-метровым размахом рогов, также не назовешь. Лося можно считать Хозяином леса, наравне с медведем.

Почему в русских сказках и присказках нет лося?

Нет ни одной русской народной сказки, в которой фигурировал бы лось, хотя сказках встречаются буквально все животные наших лесов — медведи, волки, лисы, зайцы, разные виды птиц, змеи, щуки, лягушки и прочие.
Нет практически никаких пословиц и присказок связанных с лосем, хотя есть приметы, но неясно время их возникновения:

Лоси уходят с опушки вглубь леса — к бурану через несколько часов.
— Пробегающий по полю или среди деревьев Лось — хорошая примета, но только в том случае, если он двигается в стороне от вас.

В трёхтомнике известнейшего фольклориста А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», разбирается множество различных погодных явлений, самых разных домашних и диких зверей и птиц, но нет ни одного упоминания о лосях.

Семь Братьев, курган №4. Олень

Куда же подевался лось?

Несомненно, у наших предков был культ лося и оленя, как  единого солнечного божества, на рогах которого держится солнце  и вся вселенная. Культа оленя ярко запечатлён в скифских золотых бляшках, найденных в большом количестве по всему Северному Причерноморью.

Олень и лось встречаются в древнерусских вышивках, где они всегда неразрывно связаны с солнцем — считается, что олень «приносит солнце на своих рогах», а изображения рогатых рожаниц часто встречаются в вышивках на Русском Севере.

Ареал распространения названия Большой МедведицыЛОСЬ охватывает всю Россию, за исключением самых южных областей и в целом совпадает с ареалом обитания самих лосей.

Древнее русское название созвездия Большой Медведицы «ЛОСЬ» знали в подавляющем большинстве регионов России  (Архангельск, Владимир, Вологода, Волхов и Ильмень, Вятка, Калуга, Кострома, Новгород, Пермь, Петербург, Псков, Сибирь, Тамбов, Ярославль)
СОХАТЫЙ (Камчатка, Курильские острова, Алеутские о-ва, Амур, Енисей, Иркутск).

Видимо истинное название ЛОСЬ было табуировано и вместо него использовали слово — «сохатый» = «рога похожи на соху», «с рогами (олень, лось)». Древнее славянское наименование двух важнейших созвездий как «Лось» (или «Лосиха»?) и «Лосёнок», что частично помогло бы осмыслению двух небесных оленей (или лосей).

Важнейшее созвездие нашего северного полушария – Большая Медведица – на русском Севере называлось «Лосем», «Сохатым». В XV в. Афанасий Никитин, находясь в Индии, отмечал: «Лось стоит головой на восток». У поляков Полярная звезда называется «Лосиной звездой» (Gwiazda Losiowa). У эвенков созвездие Большой Медведицы (Ursus Major) называется «Лосихой Хэглэн», а Малой Медведицы (Ursus Minor) – «Телёнком Хэглэн».

Общеизвестно, что у многих охотничьих народов древний культ лося или оленя был дополнен или вытеснен медвежьим культом; в космологических мифах олень нередко выступает наряду с медведем в сказаниях о небесной охоте. Нас не должна удивлять прослеживаемая на славянском материале замена двух звёздных лосей двумя звездными медведицами.

Наблюдается такое же табу в названиях других сакральных животных наших лесов. Например, «медведь» (=  «мед едящий», «медоед», «поедатель меда», от мёд и *ěd-, то есть < medu и едь < ědь) представляет собой табуистическую замену исчезнувшего и.-е. *r̥kÞos, др.-инд. r̥kṣas, греч. ἄρκτος, лат. ursus; Вместо АРКТОС употреблялись синонимы: мишка, косолапый, Михайло Иваныч, Потапыч (лесной) хозяин (или барин) (разг.), топтыгин (народно-поэт.). Полярная звезда в созвездии Малой Медведицы (Alpha Ursae Minoris), расположена вблизи Северного полюса мира. Великая Мать — Большая Медведица ходит вокруг Малой Медведицы (Дитя) и Полярной звезды.

Медведица или Лосиха — это часть древнего культа Матери.

 

H. H. Турина обнаружила на берегу p. Пеной в урочище Чалмы-Варрэ петроглифы неолитического времени, чрезвычайно важные для нашей темы о рожаницах.

Петроглифы содержат изображения женщин и женщин-лосих в позе родовых схваток, иной раз даже с «оленьцом» in statu nascendi. Рожающие женщины окружены новорожденными лосятами; y женщин четко обозначены груди и иногда округлый живот; ноги y них раскинуты и согнуты в коленях, руки раскинуты в стороны. Одна женская фигура изображена слитно с четвероногим туловищем лосихи. Все женские фигуры на прибрежных камнях окружены большим количеством лосиного молодняка, что воскрешает в нашей памяти как древний охотничий миф о женщинах-лосихах, Хозяйках Мира, так и его первую запись, сделанную в 1114 г., где летописец говорит о рождающихся на небе «оленьцах малых».

Эти петроглифы с лосятами и рожающими их женщинами важны для нас ещё и потому, что они начинают собою долгий хронологический ряд, завершающийся русскими вышивками, происходящими из тех же самых северных районов, что и наскальные изображения неолита.

Советский академик, археолог и известный исследователь славянской культуры Борис Рыбаков (1908 -2001)в работе «Язычество древних славян» посвятил целое исследование связи древнерусских вышивок с мифологией, в главе «Рожаницы и олени (лоси)» начал разбор именно с оленьего сюжета.

Борис Рыбаков считает, что изображения оленей (лосей) на вышивках связаны с архаичными неолитическими культами охотников, где центральная роль отводилась женщинам (-лосихам) — Небесным Хозяйкам, рожавшим оленей и других полезных животных:

«В умах первобытных охотников весь круговорот природы сводился к тому, что где-то на небе, в непосредственном соседстве с солнцем, две рогатые богини полузвериного облика рождали источник благосостояния людей. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой, первое созвездие на Руси носило имя Лось».

В доказательство Рыбаков приводит неолитические изображения рожающих женщин (с раскинутыми руками и ногами), окруженных маленькими оленями/лосятами, которые практически повторяются в некоторых сюжетах северных вышивок, особенно свадебных.

Любопытно, что в большинстве подобных сюжетов женщина — рожаница изображается рогатой — кое-где это огромные ветвистые рога, кое-где обозначены едва заметные рога. Во многих случаях можно разглядеть основу архаичного образа – рожающую женщину или телящуюся лосиху.

Также нередко изображение рожаницы становится больше похоже на некий запутанный вензель (или шестиногой роженицы), вписанный в трехчастную композицию: в центре — женщина-рожаница держит в руках птиц, указывающих на небесное происхождение самой рожаниц, а снизу её фигура заканчивается четырьмя лосиными ногами. Иногда она опускает на землю двух новорожденных оленят.

Возможно, с переходом от охотничьего образа жизни к земледельческомумиф о лосихах-рожаницах стал либо забываться, либо потерял актуальность — ведь в изменившемся мире стада оленей уже не были залогом богатства, процветания и счастья.

В более поздний период сюжет вышивки изменяется, теряется ряд деталей — в том числе связанных с оленями, а женщина роженица становится больше похожей на ветвистое дерево, этнографы называют «дерево сложной конфигурации», «женщина-дерево», «женщина-вазон».

«Иногда искажение пеpвичной схемы дополнительными завитками доходит до того, что вся фигypа pожаницы пpевpащается в подобие скифской змееногой богини» — пишет Рыбаков.

Змееногая скифская богиня Апи. Курган Куль-Оба IV век до н. э. Керчь. Крым

Сегодня наибольший массив вышивок с женскими изображениями — это именно «поздние» женщины с птицами, всадниками, деревьями, теремами и ладьями. Мужские фигуры в северной вышивке практически не встречаются.

Итак, суммируя можно предположить, что с уходом матриархального культа Матери — рожаницы и выдвижением на первый план фигур мужских богов Творцов и Воинов (Сварог, Перун, Велес), почитание оленей/лосей также стало уходить в прошлое или же вовсе было табу, нежелательно. В противовес лосихе на передний план языческого поклонения выдвинулись «мужские» тотемы — медведя, волка, тура, орла, олицетворявших мужских богов. Они же заняли и центральные места в народных сказках, дошедших до наших дней.

Лось — пермский звериный стиль

Пермский звериный стиль

Широчайшее распространение имеет фигура лося в шаманизме и сибирской традиции. Академик Алексей Павлович Окладников, описывая космологию северных народов СССР, подчеркивает важнейшую роль лося:

«Охотники тайги поэтически образно представляли и солнце в виде живого существа — гигантского лося, за день пробегающего по всему небосклону и к ночи погружающегося в преисподнюю, в бесконечное подземное море«.

Современный русский фольклор показал нам исчезновение в недавнее время культа священных оленей или лосей; летопись привела к Югорской легенде о небесных оленьцах, в которую поверили новгородцы и ладожане, а пермско-югорские сульде оказались великолепной иллюстрацией этой легенды.

Славянское лосиное имя важнейшего созвездия – Большой Медведицы ведет нас в глубокую архаику, в давно забытую область охотничьей идеологии, сохранившуюся у финно-угорских северо-восточных соседей, лучше, чем у славян. Однако и в фольклоре фино-угров архаичная стадия сохранилась лишь фрагментарно.

Поиск истоков сюжета о небесных оленях мы должны направить туда, где дольше всего задержалась охотничья стадия хозяйства, где в большей целостности и сохранности сберегся архаичный фольклор этой общечеловеческой стадии, т. с. ещё далее на восток, за «Каменный Пояс» Урала, к сибирским племенам, дольше других ведшим охотничье хозяйство. Должен оговориться, что обращение к сибирским материалам отнюдь не означает того, что именно Сибирь была «прародиной» культа небесных оленей.

Наоборот, анализ археологических материалов из разных мест покажет нам, что культ небесных оленей представляет собой повсеместную архаичную стадию религиозных представлений, но эта стадия сильно выветрилась у племён, давно перешедших к земледелию, а у недавних охотников она уцелела в большой полноте.

В статье использовались материалы:
1) Борис Рыбаков «Язычество древних славян»
2) М. Э. Рут «Русская народная астрономия», 1987»

Рождество Пресвятой Богородицы
Сакральное дерево орех

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*